Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Хороеграфия" 5-6 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Хороеграфия" 5-6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horeografiya_5-6kl._fgos.docx | 68.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- Учебно – тематический план
- Содержание программы
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Приложения
- Пояснительная записка
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Преподавание хореографии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевальной деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций.
Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Танец, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и навыков.
Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д. При этом повышается их общая выразительность. Занятия хореографией способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками.
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий внеурочной деятельности «Хореография» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
- Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор А.А. Айдарбекова., допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2013 г.
- Годового календарного учебного графика
- Положения о об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
Цель предмета: всестороннее развитие ребенка с ОВЗ, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных
умений, способностей, качеств личности средствами танцевального искусства.
Задачи:
- развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического и психического здоровья детей,
- развитие общей моторики,
- эмоционально-волевое развитие учащихся,
- использование специфических средств искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей,
- использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности.
Программа нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его социальной адаптации и приобщении к культурным ценностям.
Преподавание хореографии в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами хореографического искусства.
Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данному предмету является не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие личности умственно отсталого ребенка, дающее возможность реализации его способностей, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между хореографией и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
Также тесная связь наблюдается с музыкальными занятиями, где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия «ритм», «счет», «размер» и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
Ознакомление с окружающим, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Каждый танец имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Материал программы включает четыре раздела:
- Ритмика;
- Танцевальная азбука;
- Танец;
- Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах танца, знания по танцевальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел «Ритмика»
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Данный раздел включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально - слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука»
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец»
Этот раздел включает изучение народных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и национальный характер танца.
Занятия танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки культуры, общения между людьми.
Раздел «Творческая деятельность»
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация - сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование песен, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
Особенности реализации программы.
Особенности методики преподавания предмета. Танцевальные занятия предусматривают приобретение у учащихся двигательных навыков, развитие координации, формирование осанки и физических данных, необходимых для занятий хореографией. Изучение средств музыкальной выразительности на основе танцевального движения, воспитание чувства ритма, музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр. Предполагает изучение разноплановых танцев, которые могут стать основой репертуара для сценической практики. Программа направлена на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.
В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
- коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);
- коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
- коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;
- развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.
Методы и формы обучения, используемые современные образовательные технологии. Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими:
- Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
- Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом.
- Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.
Формы занятий:
- ритмопластика и ритмическая гимнастика;
- коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
- коммуникативные танцы;
- хореографические этюды с предметами и без предметов;
- ритмический диктант;
- танцевальные репетиции;
- праздники.
Во время проведения занятий используются следующие технологии: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Режим и место проведения занятий.
Рабочая программа рассчитана на 2 год изучения в средней школе из расчета 1 час в неделю, всего – 68 часов
в 5 классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели;
в 6 классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:
Предметных результатов:
5 класс
Минимальный уровень:
- овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений;
- способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
- умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень:
- понимание роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- сформированность элементарных эстетических суждений;
- способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
- умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
- уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
- организованно строиться (быстро, точно);
- сохранять правильную дистанцию в разных танцевальных рисунках;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.
6 класс
Минимальный уровень:
- уметь выполнять комплексы упражнений;
- уметь сознательно управлять своими движениями;
- определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);
- правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;
- уметь грамотно исполнять движения;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца.
Достаточный уровень:
- уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
- четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;
- уметь работать в паре и синхронизировать движения.
- уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
- выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 3/4 и 4/4;
- владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
Основные разделы программы
5 класс
№ п.п. | Тема раздела | Форма | Ожидаемый результат |
1 | Ритмика | Групповое занятие | 1 уровень – знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям; знать ритмические упражнения, особенности их выполнения; 2 уровень – правильно выполнять ритмические упражнения согласно заданной музыке и ритму; 3 уровень – отмечать в движении сильную долю такта, музыкальные фразы, акценты; уметь координировать свои движения с музыкой, иметь знания о музыкальном ритме и ладе. |
2 | Танцевальная азбука | Групповое занятие | 1 уровень - знать позиции ног и рук в танце; знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений; знать правила исполнения упражнений и их названия; 2 уровень - уметь исполнять основные упражнения на середине зала; 3 уровень – усвоить правила постановки корпуса; исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп прямой и боковой, подскоки, шаг с притопом, элементы русского танца. |
3 | Танец | Групповое занятие | 1 уровень - знать названия движений и упражнений; знать танцевальные комбинации; 2 уровень - ловко и быстро переходить от одного движения к другому; 3 уровень - выполнять плясовые движения, исполнять танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях; уметь работать в паре. |
4 | Творческая деятельность | Групповое занятие | 1 уровень - знать правила игр; 2 уровень - целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя; 3 уровень - выполнять игровые движения после показа учителем; играть, соблюдая правила; выразительно передавать игровой образ. |
6 класс
№ п.п. | Тема раздела | Форма | Ожидаемый результат |
1 | Ритмика | Групповое занятие | 1 уровень – знать и исполнять танцевальные шаги, прыжки, бег; 2 уровень – распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный); 3 уровень – координировать работу головы, корпуса, рук и ног. |
2 | Танцевальная азбука | Групповое занятие | 1 уровень - знать танцевальные термины, основные направления движения; 2 уровень - уметь ориентироваться в пространстве; 3 уровень – знать и применять основные шаги и фигуры танцев. |
3 | Танец | Групповое занятие | 1 уровень – знать и соблюдать правильную постановку корпуса, ног, рук, головы; 2 уровень – уметь использовать пространство класса относительно зрителя; 3 уровень - любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки; исполнять массовые танцы. |
4 | Творческая деятельность | Групповое занятие | 1 уровень – знать основные музыкальные понятия, иметь представления о характере музыки; 2 уровень - импровизировать под незнакомую музыку, уметь передавать в пластике движений разнообразный характер музыки; 3 уровень - освоить музыкально-танцевальные игры, тренировать внимание, быстроту реакции и воображение. |
Достижение личностных результатов:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие двигательной активности;
- формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
- осознавать роль танца в жизни;
- понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
- развитие танцевальных навыков,
- развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах деятельности,
- расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
- освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
- способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты.
Достижение базовых учебных действий:
- познавательных учебных действий:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
- регулятивных учебных действий:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативных учебных действий:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы, и средства проверки и оценки результатов обучения
Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях хореографией состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении творческих выступлений. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
- по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов упражнений по ритмике, этюдов, танцев;
- участию в различных сценических представлениях;
- по повышению уровня общей и физической культуры;
- по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников;
- по отношениям в коллективе.
- Учебно-тематический план
5 класс
№ п.п. | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Ритмика | 7 | 2 | 5 |
2 | Танцевальная азбука | 8 | 2 | 6 |
3 | Танец | 10 | 2 | 8 |
4 | Творческая деятельность | 9 | 2 | 7 |
Итого | 34 | 8 | 26 |
6 класс
№ п.п. | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Ритмика | 6 | 2 | 4 |
2 | Танцевальная азбука | 10 | 3 | 7 |
3 | Танец | 13 | 3 | 10 |
4 | Творческая деятельность | 5 | 1 | 4 |
Итого | 34 | 9 | 25 |
- Содержание программы
5 класс
- Ритмика
Ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения для развития музыкальности.
- Танцевальная азбука
Упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков в осанке, вырабатывающие умения владеть своим телом. Совершенствование двигательных навыков.
- Танец
Разучивание танцевальных элементов, составление комбинации. Самостоятельное придумывание несложных танцев.
- Творческая деятельность
Разучивание игр, этюдов, пантомимических сценок, творческая импровизация.
6 класс
- Ритмика
Упражнения на развитие чувства ритма, музыкальности. Развитие мышечного чувства и чувства равновесия, быстроты, точности и скорости реакции.
- Танцевальная азбука
Изучение основных позиций тела, рук и ног, постановки корпуса, способствующих коррекции двигательных навыков.
- Танец
Разучивание танцевальных элементов, комбинации, составление и постановка танцев.
- Творческая деятельность
Разучивание игр, этюдов, пантомимических сценок, творческая импровизация.
5 класс
№ урока | Тема | К-во часов | Дата | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат |
1 четверть | ||||||
Танцевальная азбука | ||||||
1 | Основное положение стоя. | 1 | Изучение позиций, положения корпуса. | Коррекция внимания, памяти. | Знать различные положения корпуса, самостоятельно принимать нужное положение. | |
2 | Основное положение рук. | 1 | Изучение позиций рук, положение рук в народном танце. | Коррекция двигательных навыков. | Знать разные положения рук в народном танце. | |
3 | Исходные положения ног. | 1 | Изучение прямых и параллельных позиций. Упражнение «ёлочка». | Развитие координации и согласованности движений. | Знать понятие «исходное положение», уметь начинать и заканчивать движение в исходном положении. | |
Танец | ||||||
4 | Упражнение в напряжении и расслаблении мышц ног. | 1 | Разучивание основных упражнений в форме танцевальной зарядки. | Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения. | Выучить упражнения танцевальной зарядки. | |
Ритмика | ||||||
5 | Раскачивание рук и корпуса. | 1 | Подражательные игры и упражнения «Мельница», «Маятник», «Часики». | Развитие пространственных представлений. | Быстро и точно выполнять задание по команде учителя. | |
6 | Круговые махи рук (мельница) с усилением до прыжка. | 1 | Игра-соревнование «Ракета». | Развитие мышечного тонуса. | Научиться регулировать напряжение и расслабление мышц. | |
Творческая деятельность | ||||||
7 | Выпады вперёд и в сторону с пружинным движением в колене. | 1 | Развитие пластичности и мягкости движений через импровизационные игры. | Снятие мышечного напряжения. | Знать названия движений. Исполнять танцевальные элементы без напряжения. | |
8 | Сгибание вперёд и разгибание корпуса (катушка). | 1 | Этюдная работа. Пантомима. | Развитие подвижности суставов, гибкости тела. | Знать понятие «пантомима». Научиться работать в парах. | |
2 четверть | ||||||
Танец | ||||||
9 | Повороты корпуса. | 1 | Изучить как должна располагаться фигура относительно зрителя. | Развитие подвижности суставов, гибкости тела. Коррекция пространственной ориентации. | Выполнение движений в разном ракурсе. | |
Танцевальная азбука | ||||||
10 | Круговые махи одной рукой. | 1 | Движения рук в разных направлениях. Танцевальное движение «солнышко». | Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. | Уметь ритмично выполнять несложные движения руками. | |
11 | Отведение ноги назад махом (качание ноги) | 1 | Разучивание правильного положения ног в танцевальных движениях. | Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. | Уметь ритмично выполнять несложные движения ногами. | |
Ритмика | ||||||
12 | Кто дольше стоит на полупальцах? | 1 | Игра «Жирафы». | Развитие чувства равновесия. | Уметь точно, правильно и долго стоять на полупальцах. | |
13 | «Пружинка» (пружинное полуприседание, вставание на полупальцы), подпрыгивание | 1 | Танцевальные игры на развитие музыкального слуха. | Развитие чувства ритма, музыкального слуха. | Научиться слушать и слышать музыку, выполнять движения ритмично, музыкально. | |
Танец | ||||||
14 | Игра с мячом. Пружинное движение рук. | 1 | Разучивание танцевальной комбинации с использованием предметов. | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. | Научить обращаться и танцевать с предметом. | |
15 | «Тяжёлые руки». Маховые движения. | 1 | Упражнение «Пальма». Разучивание танцевальной комбинации. | Коррекция двигательных навыков, снятие мышечного напряжения. | Знать движения и характер танцевальной комбинации. | |
Творческая деятельность | ||||||
16 | «Мельница» (круговые махи) | 1 | Выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки. | Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу. | Научиться начинать движения по сигналу учителя и по приказу музыки. | |
3 четверть | ||||||
Творческая деятельность | ||||||
17 | «Поющие руки» (плавные движения рук). | 1 | Этюд «Танцевальная волна». | Ощущать напряжение и расслабление мышц, развивать координацию движений рук. | Научиться ощущать напряжение и расслабление в теле. | |
18 | «Спокойный рассказ» (плавные движения). | 1 | Упражнение на создание выразительного образа с помощью невербальных средств. | Преодоление двигательной скованности движений. Развитие воображения. | Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движений. | |
19 | Решительный и настороженный шаг. | 1 | Подражательные движения. | Коррекция слухового восприятия, обогащение словарного запаса. | Менять характер движения в соответствии с заданной темой. | |
Танцевальная азбука | ||||||
20 | Пружинный шаг. | 1 | Игра «Мячики». | Коррекция аудиального восприятия. | Уметь в нужный момент расслаблять и напрягать мышцы. | |
21 | Ходьба на полупальцах. | 1 | «Кошачий», «тающий» шаг. | Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний. | С помощью невербальных средств передать заданный образ. | |
Ритмика | ||||||
22 | Смена бега на шаг и обратно. | 1 | Изучение танцевальных комбинаций с быстрой сменой движений. | Развитие быстроты, точности и скорости реакции. | Уметь ориентироваться в изменяющейся музыке, чередовать движения в соответствии с характером музыки. | |
23 | Игра «Ускоряй и замедляй». | 1 | Упражнение на развитие музыкальности. | Развитие музыкальности, переключаемости движений. | Уметь соотносить темп движения в соответствии с темпом музыки. | |
Танец | ||||||
24 | Игра «Нетерпеливые бегуны». | 1 | Игры под музыку. Движения транспорта, людей. | Развитие имитационно-подражательных выразительных движений. | Знать правила игр. Владеть имитационно-подражательными движениями. | |
25 | «Ручейки и потоки» (лёгкий и сильный бег). | 1 | Изучение контрастных видов движения. | Развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств. | Передавать в игровой ситуации различные образы. | |
Творческая деятельность | ||||||
26 | «Попрыгунчики» (лёгкое подпрыгивание на месте). | 1 | Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок. | Помогать эмоциональному раскрепощению детей. | Научиться грамотно и точно исполнять мелкие движения. | |
27 | «Мячики» (острое подпрыгивание на месте). | 1 | Выразительно исполнять знакомые движения и эмоционально передавать в движениях игровые образы. Знать передаваемые образы. | Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка. | Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой. | |
4 четверть | ||||||
Танцевальная азбука | ||||||
29 | «Заводим волчки» (поскоки на месте и кружение поскоками). | 1 | Разучивание подскоков на месте, в продвижение, вокруг себя. | Коррекция согласованности движений. | Познакомиться с танцевальными понятиями, соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку. | |
Танец | ||||||
28 | «Радуемся солнышку» (сильные поскоки) | 1 | Повторение и усложнение выученных ранее движений. Танцевальный элемент «верёвочка». | Развитие выразительности движений. Коррекция психических процессов. | Четко и энергично выполнять танцевальные движения. | |
30 | «Танцуем галопом». | 1 | Разучивание танцевального галопа. Шаг польки. Работа в парах. | Коррекция коммуникативных навыков. | Научиться танцевать в паре. Правильно и быстро исполнять танцевальные шаги. | |
Творческая деятельность | ||||||
31 | «Наездники» (прямой галоп). | 1 | Танцевально-образный этюд. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Знать характер и особенности исполнения галопа. | |
Ритмика | ||||||
32 | Шаг с притопом на движение (дробный шаг) | 1 | Разучивание переменного и дробного шага. | Развитие ритмического чувства. | Знать танцевальные шаги, отличать их друг от друга. Выполнять заданный ритмический рисунок. | |
Танец | ||||||
33 | Выставление ноги на пятку с полуприседанием. | 1 | Движение народного танца «ковырялочка». | Коррекция моторных и координационных навыков. | Знать особенности выполнения танцевальных движений и элементов. | |
34 | Танец "полька". | 1 | Разучивание танца «Полька». | Коррекция эмоциональной выразительности. | Научиться весело и легко исполнять Польку. |
6 класс
№ урока | Тема | К-во часов | Дата | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат |
1 четверть | ||||||
Танцевальная азбука | ||||||
1 | Понятия об основных танцевальных движениях. | 1 | Изучение танцевального шага, бега. Прыжок, подскок: сходство и различие. | Коррекция двигательных навыков. | Знать танцевальный шаг, бег, прыжок, подскок; особенности исполнения. | |
2 | Танцевальные этюды | 1 | Составление танцевального этюда «Бегуны». | Коррекция переключаемости внимания. | Быстро и точно переходить от одного движения к другому, соблюдая музыкальность. | |
3 | Повороты по четвертям | 1 | Изучение понятия «четверть». Исполнения поворотов по четвертям разными приемами. | Коррекция пространственных представлений, быстрой и точной ориентации в пространстве. | Знать что такое поворот по четвертям, уметь его правильно исполнять. | |
4 | Знакомство с рисунком танца | 1 | Понятие «рисунок». Переход из одного танцевального рисунка в другой. | Умение слаженно работать в команде. | Уметь перестаиваться с одного рисунка в другой, знать своё место и роль в команде. | |
5 | Воротца, змейка, улитка | 1 | Разучивание танцевального рисунка «воротца», «змейка», «улитка». Правила построения в рисунок. | Формирование навыка командной работы. | Уметь перестаиваться с одного рисунка в другой, знать своё место и роль в команде. | |
Ритмика | ||||||
6 | Проучивание элементов танцевальной разминки (шаг – подскок) | 1 | Чередование разных видов движений и их ритмичное исполнение под музыку. | Коррекция ритмического чувства и координационных навыков. | Уметь чередовать движения, выполнять подскоки. | |
7 | Проучивание элементов танцевальной разминки (бег, галоп) | 1 | Изучение галопа по всем направлениям. | Коррекция двигательных навыков. | Уметь выполнять галоп по всем направлениям, быстро и четко переходить от одного направления к другому. | |
8 | Проучивание элементов танцевальной разминки (шаг с приседом и подъемом на полупальцах) | 1 | Понятия «пружинка», «полупальцы». | Коррекция внимания и восприятия, пространственных представлений. | Умение показать в движение высоко и низко. | |
2 четверть | ||||||
Танцевальная азбука | ||||||
9 | Шаг с ударом | 1 | Изучение притопов в комбинации с шагами. | Развитие выразительности движений. | Четко и энергично выполнять танцевальные движения. | |
10 | Шаг с носка | 1 | Упражнение на создание выразительного образа с помощью невербальных средств. | Коррекция психических процессов. | Научится грамотно и точно исполнять танцевальные шаги, начиная движение с носка. | |
11 | Переменный шаг | 1 | Тройной переменный шаг. Особенности исполнения. Пауза в движении. | Коррекция моторных навыков. | Знать особенности исполнения переменного шага, исполнять с соблюдением паузы. | |
12 | Тройной притоп в комбинации | 1 | Выразительно исполнять знакомые движения в различных комбинациях, передавая игровые образы. | Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка. | Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой. | |
13 | Дробь | 1 | Понятие «дробь». Игра «Эхо». | Умение сотрудничать и работать в паре. | Научиться грамотно и точно исполнять мелкие быстрые движения. | |
Ритмика | ||||||
14 | Дробь дорожкой | 1 | Изучение дроби в продвижении. Игра «Иду по следу». | Коррекция слухового восприятия и двигательного навыка. | Научится вовремя вступать и заканчивать движения в соответствии с требованиями музыки. | |
15 | Припадания в комбинации | 1 | Усложнение выученного ранее движения. Составление танцевальной комбинации из знакомых движений. | Развитие музыкальности, чувства ритма. | Уметь соотносить темп движения в соответствии с темпом музыки. | |
16 | Ковырялочка и моталочка в комбинации. | 1 | Составление танцевальной комбинации в характере народного танца. | Развитие переключаемости движения. | Знать названия движений, их отличия. Уметь исполнять движения, соблюдая ритмический рисунок. | |
3 четверть | ||||||
Творческая деятельность | ||||||
17 | Движения на развитие координации. | 1 | Сопряженные движения рук и ног. Перекрестные движения. | Развитие быстроты и точности реакции. | Уметь скоординировать движения разных частей тела под словесную инструкцию и музыкальное сопровождение. | |
18 | Композиции различной координационной сложности | 1 | Игровые этюды для развития координации. | Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. | Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой. | |
19 | Творческие этюды: учитель танца | 1 | Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен. | Развитие воображения, творческого мышления. | Менять характер движения в соответствии с заданной темой. | |
20 | Творческие этюды: художник | 1 | Изучение контрастных видов движения. | Развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств. | Уметь соотносить темп и силу движения в соответствии с темпом и акцентами музыки. | |
21 | Игры под музыку. Комбинация «Гуси». | 1 | Игры под музыку. Движения животных, транспорта, людей. | Развитие имитационно-подражательных выразительных движений. | Знать правила игр. Владеть имитационно-подражательными движениями. | |
Танец | ||||||
22 | Прыжковые комбинации | 1 | Прыжковые комбинации под разный характер музыки. | Коррекция слухового восприятия. | Уметь изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучания. | |
23 | Прыжки с поджатыми ногами | 1 | Игра «Рыбаки и рыбки» | Развитие мышечного чувства. | Быстро и точно реагировать движением на происходящее. | |
24 | Прыжки «крестом» | 1 | Игра «Крестики-нолики» | Развитие умения реализовать запрограммированные действия по условному сигналу. | Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой. | |
25 | Поворот на 3 шагах | 1 | Понятие «поворот». Исполнение поворота в три действия, поворот на трех шагах. | Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений. | Уметь исполнять поворот на трех шагах. | |
26 | Вращение на середине зала с препаданием | 1 | Понятие «вращение». Отличие вращений от поворотов. Соединение вращения и препадания. | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. | Научится ритмично исполнять вращение с препаданием. | |
4 четверть | ||||||
Танец | ||||||
27 | Изучение танцевальных движений | 1 | Упражнения на различение танцевальных элементов. | Развитие восприятия, памяти, быстроты реакции. | Слышать изменения в музыке и быстро реагировать на них сменой движения. | |
28 | Соединение движений в танцевальные комбинации | 1 | Составление танцевальных комбинаций из выученных движений. | Коррекция согласованности движений. | Уметь выполнять знакомые движения в разной последовательности. | |
29 | Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах | 1 | Перестроиться из простых и концентрированных кругов в «звездочки» и «карусели». | Развитие пространства и умения ориентироваться в нем. | Ориентироваться в пространстве зала, владеть пространственными понятиями. Знать фигуры-построения. | |
30 | Работа над музыкальностью | 1 | Самостоятельно менять движения в соответствии со сменой музыкальных фраз. | Коррекция концентрического внимания, восприятия. | Понимать ритм услышанной мелодии, уметь воспроизвести его в движениях. | |
31 | Синхронность в исполнении | 1 | Работа над синхронностью исполнения в парах тройках, малых группах | Развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде. | Уметь синхронно исполнять движения в группе. | |
32 | Работа над техникой исполнения | 1 | Работа в двух группах. Танцевальное соревнование. | Привитие навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. | Уметь четко и выразительного исполнять заданную комбинацию. | |
33 | Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений | 1 | Построения, перестроения из одного рисунка в другой. Повторение всех изученных рисунков. | Развитие командного чувства, коммуникативных навыков, навыков невербального общения. | Знать названия танцевальных рисунков и построений, уметь перестраиваться из одного рисунка в другой. | |
34 | Выразительность и эмоциональность исполнения | 1 | Работа над эмоциональной составляющей разученной комбинации. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Передавать в плясовых движениях различные нюансы музыки. |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – А.А. Айдарбекова). - М., «Просвещение», 2009 г.
Материально-техническое обеспечение:
- технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
- музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры),
- детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
- дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи.
Методическая литература:
- Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
- Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г.
- Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
- Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
- Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
- Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
- Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.
- Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.
- Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000.
- Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
6. Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС Биология 5 класс
Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результа...
рабочая программа ФГОС 1-4 классы
программа по физической культуре...
Рабочая программа ФГОС технология 4 класс .Автор Е.А. Лутцева
Рабочая программа составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго...
рабочая программа ФГОС 5 - 7 класс
рабочая программа разработана на основе ФГОС для 5 - 9 классов и учебного комплекса по Ляху....
рабочая программа ФГОС для 2 класса
более или менее новый вариант календарно-тематического планирования...
Физическая культура рабочая программа ФГОС 5-9 классы.
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (проток...
Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Ритмика" 1-4 класс
Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Ритмика" для 1-4 классов...