Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Хороеграфия" 5-6 класс
рабочая программа на тему

Галиева Айшат Мовлаевна

Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Хороеграфия" 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horeografiya_5-6kl._fgos.docx68.7 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                            
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
  3. Учебно – тематический план
  4. Содержание программы
  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
  6. Приложения                                                                                                                                                                        

  1. Пояснительная записка

В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Преподавание хореографии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевальной деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций.

Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Танец, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и навыков.

Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д. При этом повышается их общая выразительность. Занятия хореографией способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками.

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий  внеурочной деятельности «Хореография» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
  3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
  5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
  7. Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор А.А. Айдарбекова., допущенной Министерством образования РФ.  Издательство М.: «Просвещение», 2013 г.
  8. Годового календарного учебного графика
  9. Положения о об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.

Цель предмета: всестороннее развитие ребенка с ОВЗ, формирование средствами музыки и ритмических  движений, разнообразных

умений, способностей, качеств личности средствами танцевального искусства.

Задачи:

  • развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического  и психического здоровья детей,
  • развитие общей моторики,
  • эмоционально-волевое развитие учащихся,
  • использование специфических средств искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей,
  • использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности.

Программа  нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его социальной адаптации и приобщении к культурным ценностям.

Преподавание хореографии в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами хореографического искусства.

Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данному предмету  является не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие личности умственно отсталого ребенка, дающее возможность реализации его способностей, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Связь содержания программы с учебными предметами.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей.

Самая тесная взаимосвязь прослеживается между хореографией и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

Также тесная связь наблюдается с музыкальными занятиями, где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия «ритм», «счет», «размер» и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

Ознакомление с окружающим, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

 Каждый танец имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце.

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин. 

Материал программы включает четыре раздела:

  1. Ритмика;
  2. Танцевальная азбука;
  3. Танец;
  4. Творческая деятельность.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах танца, знания по танцевальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

Раздел «Ритмика»

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Данный раздел включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально - слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Раздел «Танцевальная азбука»

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений танца.

Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел «Танец»

Этот раздел включает изучение народных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и национальный характер танца.

Занятия танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки культуры, общения между людьми.

Раздел «Творческая деятельность»

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация - сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.

Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование песен, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.

Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.

Особенности реализации программы.

Особенности методики преподавания предмета. Танцевальные занятия предусматривают приобретение у учащихся двигательных навыков, развитие координации, формирование осанки и физических данных, необходимых для занятий хореографией. Изучение средств музыкальной выразительности на основе танцевального движения, воспитание чувства ритма, музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр. Предполагает изучение разноплановых танцев, которые могут стать основой репертуара для сценической практики. Программа направлена на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.

В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:

  • коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);
  • коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
  • коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;
  • развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

Методы и формы обучения, используемые современные образовательные технологии. Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими:

  • Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
  • Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом.
  • Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.

Формы занятий:

  • ритмопластика и ритмическая гимнастика;
  • коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
  • коммуникативные танцы;
  • хореографические этюды с предметами и без предметов;
  • ритмический диктант;
  • танцевальные репетиции;
  • праздники.

Во время проведения занятий используются следующие технологии: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности,  личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.

Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Режим и место проведения занятий.

Рабочая программа  рассчитана на 2 год изучения в средней школе из расчета 1 час в неделю, всего – 68 часов

в   5  классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели;

в   6  классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности   обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:

Предметных результатов: 

5 класс

Минимальный уровень:

  • овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений;
  • способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
  • умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;
  • соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
  • выполнять игровые и плясовые движения;
  • выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Достаточный уровень:

  • понимание роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
  • сформированность элементарных эстетических суждений;
  • способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
  • умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
  • умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
  • уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  • организованно строиться (быстро, точно);
  • сохранять правильную дистанцию в разных танцевальных рисунках;
  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
  • легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
  • ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

6 класс

Минимальный уровень:

  • уметь выполнять комплексы упражнений;
  • уметь сознательно управлять своими движениями;
  • определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);
  • правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;
  • уметь грамотно исполнять движения;
  • начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
  • уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца.

Достаточный уровень:

  • уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
  • четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;
  • уметь работать в паре и синхронизировать движения.
  • уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
  • выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 3/4 и 4/4;
  • владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.

Основные разделы программы

5 класс

№ п.п.

Тема раздела

Форма

Ожидаемый результат

1

Ритмика

Групповое занятие

1 уровень – знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям; знать ритмические упражнения, особенности их выполнения;

2 уровень – правильно выполнять ритмические упражнения согласно заданной музыке и ритму;

3 уровень – отмечать в движении сильную долю такта, музыкальные фразы, акценты; уметь координировать свои движения с музыкой, иметь знания о музыкальном ритме и ладе.

2

Танцевальная азбука

Групповое занятие

1 уровень - знать позиции ног и рук в танце; знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений; знать правила исполнения упражнений и их названия;

2 уровень - уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

3 уровень – усвоить правила постановки корпуса; исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп прямой и боковой, подскоки, шаг с притопом, элементы русского танца.

3

Танец

Групповое занятие

1 уровень - знать названия движений и упражнений; знать танцевальные комбинации;

2 уровень - ловко и быстро переходить от одного движения к другому;

3 уровень - выполнять плясовые движения, исполнять танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях; уметь работать в паре.

4

Творческая деятельность

Групповое занятие

1 уровень - знать правила игр;

2 уровень - целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;

3 уровень - выполнять игровые движения после показа учителем; играть, соблюдая правила; выразительно передавать игровой образ.

6 класс

№ п.п.

Тема раздела

Форма

Ожидаемый результат

1

Ритмика

Групповое занятие

1 уровень – знать и исполнять танцевальные шаги, прыжки, бег;

2 уровень – распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный);

3 уровень – координировать работу головы, корпуса, рук и ног.

2

Танцевальная азбука

Групповое занятие

1 уровень - знать танцевальные термины, основные направления движения;

2 уровень - уметь ориентироваться в пространстве;

3 уровень – знать и применять основные шаги и фигуры танцев.

3

Танец

Групповое занятие

1 уровень – знать и соблюдать  правильную постановку корпуса, ног, рук, головы;

2 уровень – уметь использовать пространство класса относительно зрителя;

3 уровень - любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки; исполнять массовые танцы.

4

Творческая деятельность

Групповое занятие

1 уровень – знать основные музыкальные понятия, иметь представления о характере музыки;

2 уровень - импровизировать под незнакомую музыку, уметь передавать в пластике движений разнообразный характер музыки;

3 уровень - освоить  музыкально-танцевальные  игры,  тренировать  внимание,  быстроту  реакции  и воображение.

Достижение личностных результатов:  

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • развитие двигательной активности;
  • формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
  • осознавать роль танца в жизни;
  • понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
  • развитие танцевальных навыков,
  • развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах деятельности,
  • расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
  • освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
  • способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
  • способность организовывать свою деятельность,  оценивать достигнутые результаты.

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

- регулятивных учебных действий:

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- коммуникативных учебных действий:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы,  и средства проверки и оценки результатов обучения

Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях хореографией состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении творческих выступлений. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

  • по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов упражнений по ритмике, этюдов, танцев;
  • участию в различных сценических представлениях;
  • по повышению уровня общей и физической культуры;
  • по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников;
  • по отношениям в коллективе.

  1. Учебно-тематический план 

5 класс

№ п.п.

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Ритмика

7

2

5

2

Танцевальная азбука

8

2

6

3

Танец

10

2

8

4

Творческая деятельность

9

2

7

Итого

34

8

26

 

6 класс

№ п.п.

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Ритмика

6

2

4

2

Танцевальная азбука

10

3

7

3

Танец

13

3

10

4

Творческая деятельность

5

1

4

Итого

34

9

25

  1. Содержание программы

5 класс

  1. Ритмика

Ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения для развития музыкальности.

  1. Танцевальная азбука

Упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков в осанке, вырабатывающие умения владеть своим телом. Совершенствование двигательных навыков.

  1. Танец

Разучивание танцевальных элементов, составление комбинации. Самостоятельное придумывание несложных танцев.

  1. Творческая деятельность

Разучивание игр, этюдов, пантомимических сценок, творческая импровизация.

6 класс

  1. Ритмика

Упражнения на развитие чувства ритма, музыкальности. Развитие мышечного чувства и чувства равновесия, быстроты, точности и скорости реакции.

  1. Танцевальная азбука

Изучение основных позиций тела, рук и ног, постановки корпуса, способствующих коррекции двигательных навыков.

  1. Танец

Разучивание танцевальных элементов, комбинации, составление и постановка танцев.

  1. Творческая деятельность

Разучивание игр, этюдов, пантомимических сценок, творческая импровизация.

5 класс

№ урока

Тема

К-во часов

Дата

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Ожидаемый результат

1 четверть

Танцевальная азбука

1

Основное положение стоя.

1

Изучение позиций, положения корпуса.

Коррекция внимания, памяти.

Знать различные положения корпуса, самостоятельно принимать нужное положение.

2

Основное положение рук.

1

Изучение позиций рук, положение рук в народном танце.

Коррекция двигательных навыков.

Знать разные положения рук в народном танце.

3

Исходные положения ног.

1

Изучение прямых и параллельных позиций. Упражнение «ёлочка».

Развитие координации и согласованности движений.

Знать понятие «исходное положение», уметь начинать и заканчивать движение в исходном положении.

Танец

4

Упражнение в напряжении и расслаблении мышц ног.

1

Разучивание основных упражнений в форме танцевальной зарядки.

Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения.

Выучить упражнения танцевальной зарядки.

Ритмика

5

Раскачивание рук и корпуса.

1

Подражательные игры и упражнения «Мельница», «Маятник», «Часики».

Развитие пространственных представлений.

Быстро и точно выполнять задание по команде учителя.

6

Круговые махи рук (мельница) с усилением до прыжка.

1

Игра-соревнование «Ракета».

Развитие мышечного тонуса.

Научиться регулировать напряжение и расслабление мышц.

Творческая деятельность

7

Выпады вперёд и в сторону с пружинным движением в колене.

1

Развитие пластичности и мягкости движений через импровизационные игры.

Снятие мышечного напряжения.

Знать названия движений. Исполнять танцевальные элементы без напряжения.

8

Сгибание вперёд и разгибание корпуса (катушка).

1

Этюдная работа. Пантомима.

Развитие подвижности суставов, гибкости тела.

Знать понятие «пантомима». Научиться работать в парах.

2 четверть

Танец

9

Повороты корпуса.

1

Изучить как должна располагаться фигура относительно зрителя.

Развитие подвижности суставов, гибкости тела. Коррекция пространственной ориентации.

Выполнение движений в разном ракурсе.

Танцевальная азбука

10

Круговые махи одной рукой.

1

Движения рук в разных направлениях. Танцевальное движение «солнышко».

Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.

Уметь ритмично выполнять несложные движения руками.

11

Отведение ноги назад махом (качание ноги)

1

Разучивание правильного положения ног в танцевальных движениях.

Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.

Уметь ритмично выполнять несложные движения ногами.

Ритмика

12

Кто дольше стоит на полупальцах?

1

Игра «Жирафы».

Развитие чувства равновесия.

Уметь точно, правильно и долго стоять на полупальцах.

13

«Пружинка» (пружинное полуприседание, вставание на полупальцы), подпрыгивание

1

Танцевальные игры на развитие музыкального слуха.

Развитие чувства ритма, музыкального слуха.

Научиться слушать и слышать музыку, выполнять движения ритмично, музыкально.

Танец

14

Игра с мячом. Пружинное движение рук.

1

Разучивание танцевальной комбинации с использованием предметов.

Развитие произвольности при выполнении движений и действий.

Научить обращаться и танцевать с предметом.

15

«Тяжёлые руки». Маховые движения.

1

Упражнение «Пальма». Разучивание танцевальной комбинации.

Коррекция двигательных навыков, снятие мышечного напряжения.

Знать движения и характер танцевальной комбинации.

Творческая деятельность

16

«Мельница» (круговые махи)

1

Выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки.

Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

Научиться начинать движения по сигналу учителя и по приказу музыки.

3 четверть

Творческая деятельность

17

«Поющие руки» (плавные движения рук).

1

Этюд «Танцевальная волна».

Ощущать напряжение и расслабление мышц, развивать координацию движений рук.

Научиться ощущать  напряжение и расслабление в теле.

18

«Спокойный рассказ» (плавные движения).

1

Упражнение на создание выразительного образа с помощью невербальных средств.

Преодоление двигательной скованности движений.

Развитие воображения.

Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движений.

19

Решительный и настороженный шаг.

1

Подражательные движения.

Коррекция слухового восприятия, обогащение словарного запаса.

Менять характер движения в соответствии с заданной темой.

Танцевальная азбука

20

Пружинный шаг.

1

Игра «Мячики».

Коррекция аудиального восприятия.

Уметь в нужный момент расслаблять и напрягать мышцы.

21

Ходьба на полупальцах.

1

«Кошачий», «тающий» шаг.

Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний.

С помощью невербальных средств передать заданный образ.

Ритмика

22

Смена бега на шаг и обратно.

1

Изучение танцевальных комбинаций с быстрой сменой движений.

Развитие быстроты, точности и скорости реакции.

Уметь ориентироваться в изменяющейся музыке, чередовать движения в соответствии с характером музыки.

23

Игра «Ускоряй и замедляй».

1

Упражнение на развитие музыкальности.

Развитие музыкальности, переключаемости движений.

Уметь соотносить темп движения в соответствии с темпом музыки.

Танец

24

Игра «Нетерпеливые бегуны».

1

Игры под музыку. Движения транспорта, людей.

Развитие имитационно-подражательных выразительных движений.

Знать правила игр.

Владеть имитационно-подражательными движениями.

25

«Ручейки и потоки» (лёгкий и сильный бег).

1

Изучение контрастных видов движения.

Развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств.

Передавать в игровой ситуации различные образы.

Творческая деятельность

26

«Попрыгунчики» (лёгкое подпрыгивание на месте).

1

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.

Помогать эмоциональному раскрепощению детей.

Научиться грамотно и точно исполнять мелкие движения.

27

«Мячики» (острое подпрыгивание на месте).

1

Выразительно исполнять знакомые движения и эмоционально передавать в движениях игровые образы. Знать передаваемые образы.

Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка.

Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой.

4 четверть

Танцевальная азбука

29

«Заводим волчки» (поскоки на месте и кружение поскоками).

1

Разучивание подскоков на месте, в продвижение, вокруг себя.

Коррекция согласованности движений.

Познакомиться с танцевальными понятиями, соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку.

Танец

28

«Радуемся солнышку» (сильные поскоки)

1

Повторение и усложнение выученных ранее движений. Танцевальный элемент «верёвочка».

Развитие выразительности движений. Коррекция психических процессов.

Четко и энергично выполнять танцевальные движения.

30

«Танцуем галопом».

1

Разучивание танцевального галопа. Шаг польки. Работа в парах.

Коррекция коммуникативных навыков.

Научиться танцевать в паре. Правильно и быстро исполнять танцевальные шаги.

Творческая деятельность

31

«Наездники» (прямой галоп).

1

Танцевально-образный этюд.

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Знать характер и особенности исполнения галопа.

Ритмика

32

Шаг с притопом на движение (дробный шаг)

1

Разучивание переменного и дробного шага.

Развитие ритмического чувства.

Знать танцевальные шаги, отличать их друг от друга. Выполнять заданный ритмический рисунок.

Танец

33

Выставление ноги на пятку с полуприседанием.

1

Движение народного танца «ковырялочка».

Коррекция моторных и координационных навыков.

Знать особенности выполнения танцевальных движений и элементов.

34

Танец "полька".

1

Разучивание танца «Полька».

Коррекция эмоциональной выразительности.

Научиться весело и легко исполнять Польку.

6 класс

№ урока

Тема

К-во часов

Дата

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Ожидаемый результат

1 четверть

Танцевальная азбука

1

Понятия об основных танцевальных движениях.

1

Изучение танцевального шага, бега. Прыжок, подскок: сходство и различие.

Коррекция двигательных навыков.

Знать танцевальный шаг, бег, прыжок, подскок; особенности исполнения.

2

Танцевальные этюды

1

Составление танцевального этюда «Бегуны».

Коррекция переключаемости внимания.

Быстро и точно переходить от одного движения к другому, соблюдая музыкальность.

3

Повороты по четвертям

1

Изучение понятия «четверть». Исполнения поворотов по четвертям разными приемами.

Коррекция пространственных представлений, быстрой и точной ориентации в пространстве.

Знать что такое поворот по четвертям, уметь его правильно исполнять.

4

Знакомство с рисунком танца

1

Понятие «рисунок». Переход из одного танцевального рисунка в другой.

Умение слаженно работать в команде.

Уметь перестаиваться с одного рисунка в другой, знать своё место и роль в команде.

5

Воротца, змейка, улитка

1

Разучивание танцевального рисунка «воротца», «змейка», «улитка». Правила построения в рисунок.

Формирование навыка командной работы.

Уметь перестаиваться с одного рисунка в другой, знать своё место и роль в команде.

Ритмика

6

Проучивание элементов танцевальной разминки (шаг – подскок)

1

Чередование разных видов движений и их ритмичное исполнение под музыку.

Коррекция ритмического чувства и координационных навыков.

Уметь чередовать движения, выполнять подскоки.

7

Проучивание элементов танцевальной разминки (бег, галоп)

1

Изучение галопа по всем направлениям.

Коррекция двигательных навыков.

Уметь выполнять галоп по всем направлениям, быстро и четко переходить от одного  направления к другому.

8

Проучивание элементов танцевальной разминки (шаг с приседом и подъемом на полупальцах)

1

Понятия «пружинка», «полупальцы».

Коррекция внимания и  восприятия, пространственных представлений.

Умение показать в движение высоко и низко.

2 четверть

Танцевальная азбука

9

Шаг с ударом

1

Изучение притопов в комбинации с шагами.

Развитие выразительности движений.

Четко и энергично выполнять танцевальные движения.

10

Шаг с носка

1

Упражнение на создание выразительного образа с помощью невербальных средств.

Коррекция психических процессов.

Научится грамотно и точно исполнять танцевальные шаги, начиная движение с носка.

11

Переменный шаг

1

Тройной переменный шаг. Особенности исполнения. Пауза в движении.

Коррекция моторных навыков.

Знать особенности исполнения переменного шага, исполнять с соблюдением паузы.

12

Тройной притоп в комбинации

1

Выразительно исполнять знакомые движения в различных комбинациях, передавая игровые образы.

Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка.

Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой.

13

Дробь

1

Понятие «дробь». Игра «Эхо».

Умение сотрудничать и работать  в паре.

Научиться грамотно и точно исполнять мелкие быстрые движения.

Ритмика

14

Дробь дорожкой

1

Изучение дроби в продвижении. Игра «Иду по следу».

Коррекция слухового восприятия и двигательного навыка.

Научится вовремя вступать и заканчивать движения в соответствии с требованиями музыки.

15

Припадания в комбинации

1

Усложнение выученного ранее движения. Составление танцевальной комбинации из знакомых движений.

Развитие музыкальности, чувства ритма.

Уметь соотносить темп движения в соответствии с темпом музыки.

16

Ковырялочка и моталочка в комбинации.

1

Составление танцевальной комбинации в характере народного танца.

Развитие переключаемости движения.

Знать названия движений, их отличия. Уметь исполнять движения, соблюдая ритмический рисунок.

3 четверть

Творческая деятельность

17

Движения на развитие координации.

1

Сопряженные движения   рук и ног. Перекрестные движения.

Развитие быстроты и точности реакции.

Уметь скоординировать движения разных частей тела под словесную инструкцию и музыкальное сопровождение.

18

Композиции различной координационной сложности

1

Игровые этюды для развития координации.

Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.

Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой.

19

Творческие этюды: учитель танца

1

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен.

Развитие воображения, творческого мышления.

Менять характер движения в соответствии с заданной темой.

20

Творческие этюды: художник

1

Изучение контрастных видов движения.

Развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств.

Уметь соотносить темп и силу движения в соответствии с темпом и акцентами музыки.

21

Игры под музыку. Комбинация «Гуси».

1

Игры под музыку. Движения животных, транспорта, людей.

Развитие имитационно-подражательных выразительных движений.

Знать правила игр.

Владеть имитационно-подражательными движениями.

Танец

22

Прыжковые комбинации

1

Прыжковые комбинации под разный характер музыки.

Коррекция слухового восприятия.

Уметь изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучания.

23

Прыжки с поджатыми ногами

1

Игра «Рыбаки и рыбки»

Развитие мышечного чувства.

Быстро и точно реагировать движением на происходящее.

24

Прыжки «крестом»

1

Игра «Крестики-нолики»

Развитие умения реализовать запрограммированные действия по условному сигналу.

Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой.

25

Поворот на 3 шагах

1

Понятие «поворот».

Исполнение поворота в три действия, поворот на трех шагах.

Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений.

Уметь исполнять поворот на трех шагах.

26

Вращение на середине зала с препаданием

1

Понятие «вращение». Отличие вращений от поворотов. Соединение вращения и препадания.

Развитие произвольности при выполнении движений и действий.

Научится ритмично исполнять вращение с препаданием.

4 четверть

Танец

27

Изучение танцевальных движений

1

Упражнения на различение танцевальных элементов.

Развитие восприятия, памяти, быстроты реакции.

Слышать изменения в музыке и быстро реагировать на них сменой движения.

28

Соединение движений в танцевальные комбинации

1

Составление танцевальных комбинаций из выученных движений.

Коррекция согласованности движений.

Уметь выполнять знакомые движения в разной последовательности.

29

Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах

1

Перестроиться из простых и концентрированных кругов в «звездочки» и «карусели».

Развитие пространства и умения ориентироваться в нем.

Ориентироваться в пространстве зала, владеть пространственными понятиями.

Знать фигуры-построения.

30

Работа над музыкальностью

1

Самостоятельно менять движения в соответствии со сменой музыкальных фраз.

Коррекция концентрического внимания, восприятия.

Понимать ритм услышанной мелодии, уметь воспроизвести его в движениях.

31

Синхронность в исполнении

1

Работа над синхронностью исполнения в парах тройках, малых группах

Развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде.

Уметь синхронно исполнять движения в группе.

32

Работа над техникой исполнения

1

Работа в двух группах. Танцевальное соревнование.

Привитие навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца.

Уметь четко и выразительного исполнять заданную комбинацию.

33

Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений

1

Построения, перестроения из одного рисунка в другой. Повторение всех изученных рисунков.

Развитие командного чувства, коммуникативных навыков, навыков невербального общения.

Знать названия танцевальных рисунков и построений, уметь перестраиваться из одного рисунка в другой.

34

Выразительность и эмоциональность исполнения

1

Работа над эмоциональной составляющей разученной комбинации.

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Передавать в плясовых движениях различные нюансы музыки.

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Программно-методические материалы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой.   Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – А.А. Айдарбекова). -  М., «Просвещение», 2009 г.

Материально-техническое   обеспечение:

  • технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
  • музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры),
  • детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
  • дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи.

Методическая литература:

  1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
  2. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г.
  3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
  4. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
  5. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
  6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.
  3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.
  4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
  5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000.
  6. Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.

Информационное  обеспечение образовательного процесса

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites 
  • Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  • Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru 
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september 
  • Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru 

6. Приложения                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС Биология 5 класс

Рабочая программа по биологии соответствует  положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результа...

рабочая программа ФГОС 1-4 классы

программа по физической культуре...

Рабочая программа ФГОС технология 4 класс .Автор Е.А. Лутцева

Рабочая программа составлена на  основе:Федерального государственного  образовательного стандарта  начального  общего образования второго...

рабочая программа ФГОС 5 - 7 класс

рабочая программа разработана на основе ФГОС для 5 - 9  классов  и  учебного комплекса  по  Ляху....

рабочая программа ФГОС для 2 класса

более или менее новый вариант календарно-тематического планирования...

Физическая культура рабочая программа ФГОС 5-9 классы.

Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (проток...

Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Ритмика" 1-4 класс

Рабочая программа ФГОС коррекционного курса "Ритмика" для 1-4 классов...