Программа логопедического обследования дошкольников в рамках школы будущего первоклассника «ФИЛИПОК»
рабочая программа
Программа предназначена для оказания логопедической диагностико-консультативной помощи родителям будущих первоклассников, направленной на выявление уровня и особенностей речевого развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopedicheskogo_obsledovaniya_budushchih_pervoklassnikov.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на заседании МО ______ С.А. Талмаза протокол № __ от «__» ___________ 2020 г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № __ от «__» ___________ 2020 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _____ А.А. Луцкий приказ № ___ от «__» __________ 2020 г |
Программа
логопедического обследования дошкольников
в рамках школы будущего первоклассника
«ФИЛИПОК»
Учитель-логопед Борохова Ирина Викторовна
высшая квалификационная категория
пгт. Приобье
2020 г.
Пояснительная записка
Программа логопедического обследования дошкольников составлена в соответствии с
- Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 42 и 44);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 июля 1997 г. № 990/14-15 "О подготовке детей к школе" - в качестве составной части предшкольной подготовки детей, в рамках проведения школы будущего первоклассника «Филипок» и с учетом рекомендаций по проведению диагностико-консультативной работы с детьми 6-летнего возраста, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка;
- письмом Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального развития при подготовке детей к школе»;
- уставом МКОУ «Приобская СОШ»;
- положением «О школе будущего первоклассника» № 46 от 15.11.2013г МКОУ ПСОШ.
В современном начальном образовании проблема подготовки детей к школе является наиболее актуальной. По мнению известного психолога О.В. Хухлаевой «…начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию». Для того чтобы период школьной адаптации к новым условиям оказался для ребенка психологически комфортным, необходим ряд условий и предпосылок. Одним из основных, значимых показателей готовности ребенка к обучению, залогом успешного освоения образовательных программ, является речевая готовность будущего первоклассника к обучению в школе.
Под речевой готовностью понимается усвоение ребенком следующих критериев, предъявляемых к родному языку как средству общения:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Адресат программы
Будущие первоклассники (дети 6-7 лет) и их родители (законные представители).
Цель программы – оказание логопедической диагностико-консультационной помощи, направленной на выявление уровня и особенностей речевого развития ребенка, подготовка дошкольников к обучению в школе, создание благоприятных условий для успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Задачи:
- Организация предварительной диагностики речевого развития детей-дошкольников, посещающих школу будущего первоклассников.
- Выявление дошкольников 6-7 лет с проблемами речевой подготовки.
- Оценка уровня сформированности всех сторон речи.
- Уточнение структуры речевого дефекта.
- Планирование индивидуальных коррекционных мероприятий.
- Оказание практической и консультационной помощи родителям (законным представителям) в развитии различных сторон речи детей.
Сроки реализации программы
Данная программа логопедического обследования предусматривает сроки, установленные для ШБП «Филипок» - февраль-апрель текущего года. В случае, если не все дети были охвачены обследованием в установленные сроки, время, отведенное для обследования, увеличивается до конца мая. Еженедельно, по субботам, проводится обследование детей в присутствии родителей (законных представителей). Для собеседования могут быть выбраны и другие дни недели, предварительно согласованные с каждой семьей в индивидуальном порядке.
Характеристика возрастных речевых особенностей детей от 6 до 7 лет
На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение всех звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разными людьми (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова, правильно произносят слова разной звуко-слоговой наполняемости.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:
Овладение морфологической системой языка позволяет детям успешно образовывать сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка.
В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
К 6-7 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях, включать элементы диалогической речи в монологи.
Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. Для того, чтобы речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение.
В 6-7 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте, в процессе которой расширяется круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формы речи.
Требования к уровню речевой подготовки выпускника ДОУ.
ФГОС дошкольного образования определяет речевое развитие дошкольников и их владение речью как средство общения и культуры через обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования состоят в том, что
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
К концу года дети подготовительной группы должны:
* речевое развитие:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
- Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
- В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; составлять предложения из 3-4 слов;
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
- Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения, сказки; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин; различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
* представления об окружающем мире:
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- иметь представление о сезонных явлениях природы;
- знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
* Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева – справа; ориентироваться на листке клетчатой бумаги);
- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово – картинка, либо слово - ситуация).
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Программа логопедического обследования предназначена для более раннего выявления отклонений в развитии компонентов устной речи дошкольников.
Методы и формы реализации программы
- Непосредственное собеседование с ребенком (альбом Иншаковой О.Б.), включающее выявление уровня сформированности:
- состояния звукопроизносительной стороны речи;
- состояния слоговой структуры речи;
- состояния фонематического (звукового) слуха и восприятия;
- активного словаря;
- грамматического строя речи;
- элементарных навыков языкового анализа и синтеза;
- связной речи.
2. Индивидуальное консультирование родителей по результатам обследования речевого развития детей.
3. Практические индивидуальные занятия по коррекции недостатков речи дошкольников.
4. Выступления на родительских собраниях с пропагандой и разъяснением значимости логопедических упражнений и приемов работы.
5. Создание печатной наглядности для родителей.
Форма фиксации результатов
По итогам обследования заполняется протокол Тестовой методики экспресс - диагностики устной речи дошкольников и сводный протокол обследования детей по установленному образцу (Приложение 1 и 2). Результаты отражаются в ежегодном отчете учителя-логопеда о проделанной работе. Дети, в развитии речи которых были выявлены нарушения, проходят повторное логопедическое обследование с использованием тестовой экспресс-методики Фотековой Т.А. в первые две недели сентября для определения динамики речевого развития и определения путей логокоррекционной работы.
Родителям (законным представителям) дошкольников с выявленными тяжелыми нарушениями речи предлагается пройти обследование детей специалистами ТПМПК Октябрьского района для определения специальных условий получения образования.
Литература:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 июля 1997 г. № 990/14-15 "О подготовке детей к школе".
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.- М.: Айрис-пресс, 2005.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: ВЛАДОС, 2008.
Приложение 1
Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи дошкольников
Ф., имя ___________________________________ , __ возраст. Дата ________ __________
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.
- Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
са-за | ча-ща | за-са-за | ча-ща-ча | ||||
ба-па | тя-ча | ба-ба-па | ча-тя-тя | ||||
да-та | ра-ла | та-да-та | ла-ра-ла | ||||
ша-жа | ма-на | жа-ша-жа | на-ма-на | ||||
ва-фа | ка-ха | фа-ва-ва | ха-ка-ха | ||||
ка-га | ца-са | ка-ка-га | са-са-ца | ||||
са-ша | са-ся | ша-са-ша | ся-са-ся | ||||
за-жа | ля-ла | за-жа-за | ла-ля-ла |
- Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
"Улыбка" |
| "Лошадка" | |||
"Трубочка" |
| "Вкусное варенье" | |||
"Лопаточка" |
| "Качели" | |||
"Иголочка" |
| "Маятник" | |||
"Чашечка" |
| "Улыбка" - "Трубочка" |
Анатомическое состояние артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус);
д) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, географический, маленький, с укороченной подъязычной связкой).
3.Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова:
С | собака - маска – нос У самого носа оса. | ||
Сь | сено - василёк – ось У Симы есть семь апельсинов. | ||
З | замок – коза У Зои заболели зубы. | ||
ЗЬ | зима – магазин У Зины зимой зябнут ноги. | ||
Ц | цапля - овца – палец Цепная собака сидит на цепи. | ||
Ш | шуба - кошка – камыш У машины новые шины. | ||
Ж | жук – ножи Жаба жила в луже. | ||
Щ | щука - вещи – лещ Щенок утащил щетку из ящика. | ||
Ч | чайка - очки – ночь Девочка пьет чай с печеньем. | ||
Р | рыба - корова – топор У Егора в руках топор. | ||
РЬ | река - варенье – дверь У Иринки в рюкзаке мандаринка. | ||
Л | лампа - молоко – пол Павел пошел на футбол. | ||
ЛЬ | лето - колесо – соль Олени гуляли на поляне. | ||
др. | другие звуки |
- Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова и предложения.
аквариум |
|
|
платформа |
|
|
термометр |
|
|
температура |
|
|
велосипедист |
|
|
Троллейбус остановился на перекрестке. |
|
|
Милиционер регулирует уличное движение. |
|
|
На новогодней елке зажглись разноцветные лампочки. |
|
|
Серия II Исследование навыков звукового анализа и синтеза
1) Выделить первый звук в слове
АИСТ |
| ОВОЩ | САНИ | |||
УТКА |
| ЛУНА | КРЫША | |||
2) Выделить последний звук в слове
| ||||||
ЛУК |
| ДУШ |
| ШАРЫ | ||
НОС |
| МУКА |
| ИГРА | ||
3) Определить последовательность звуков в слове (3; 2; 1; 0) | ||||||
КОТ |
| МАК |
| |||
ДОМ |
| ВАЗА |
|
4) Звуковой синтез
[ А ], [ У ] | [ С ], [ О ], [ К ] | ||||
[ С ], [ А ] | [ Ш ], [ А ], [ Р ] | ||||
[ М ], [ У ] |
Серия III Исследование грамматического строя речи
1) Согласование числительного и прилагательного с существительным | ||||||||||||
Один зеленый огурец, два …, пять.. |
|
| ||||||||||
Сладкое яблоко | ||||||||||||
Пушистая кошка | ||||||||||||
2) Составление предложений Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение. (Слова предъявляются до первого ответа.) | ||||||||||||
мальчик, открывать, дверь |
|
| ||||||||||
девочка, читать, книжка | ||||||||||||
доктор, лечить, дети | ||||||||||||
рисовать, карандаш, девочка | ||||||||||||
3) Предлоги | ||||||||||||
РУКА НА ГОЛОВЕ | ЛАДОНЬ НАД КУЛАКОМ | |||||||||||
ГДЕ РУКА? (НА ГОЛОВЕ) | ГДЕ КУЛАК? (ПОД ЛАДОНЬЮ) | |||||||||||
ОТКУДА Я СНЯЛА РУКУ? (С ГОЛОВЫ) |
| ГДЕ ЛАДОНЬ? (НАД КУЛАКОМ) |
| |||||||||
РУКИ В КАРМАНЕ | ОТКУДА Я ДОСТАЛА КУЛАК? (ИЗ-ПОД ЛАДОНИ) |
| ||||||||||
ГДЕ РУКИ? (В КАРМАНЕ) |
| |||||||||||
ОТКУДА Я ДОСТАЛА РУКИ? (ИЗ КАРМАНА) |
|
|
| |||||||||
РУКИ ЗА СПИНОЙ |
| |||||||||||
ГДЕ РУКИ? (ЗА СПИНОЙ) |
|
|
| |||||||||
ОТКУДА Я ДОСТАЛА РУКИ? ( ИЗ-ЗА СПИНЫ) |
|
|
| |||||||||
4) Образование множественного числа существительного Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома. | ||||||||||||
одна - коза, а много - это… |
| дерево, а много чего? |
| |||||||||
стул - |
| стол - |
| |||||||||
окно - |
| карандаш- |
| |||||||||
глаз - |
| звезда - |
| |||||||||
ухо - |
| тетрадь- |
|
Серия IV Исследование словаря и навыков словообразования
1)Названия детёнышей Инструкция: у кошки – котята, а у | |||||||||
козы - |
|
| собаки - | ||||||
волка - |
| курицы - | |||||||
утки - |
| свиньи - | |||||||
лисы - |
| коровы - | |||||||
льва - |
| лошади - | |||||||
2)Образование уменьшительных форм Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять. | |||||||||
стол | шапка | ||||||||
стул | сумка | ||||||||
дом | ковер | ||||||||
снег | ухо | ||||||||
дерево | лоб | ||||||||
3)Образование прилагательных от существительных: | |||||||||
а) Относительные | |||||||||
суп из грибов - | лист дуба - | ||||||||
сок из яблок - | лист клёна - | ||||||||
варенье из сливы - | лист березы - | ||||||||
варенье из клубники - | ветка сосны - | ||||||||
б) Качественные День какой? | |||||||||
мороз | ветер | ||||||||
солнце | холод | ||||||||
дождь | |||||||||
в) Притяжательные Чей хвост? | |||||||||
кошки - | зайца - | ||||||||
медведя - | лисы - | ||||||||
волка - |
4) Антонимы | ||||||
большой |
|
| друг | |||
широкий |
|
| зима | |||
светлый | ссориться | |||||
твердый | хвалить |
5) Обобщающие понятия: Назвать одним словом
Роза, ромашка, тюльпан | Берёза, дуб, ель | ||
Чашка, тарелка, ложка | Кошка, собака, свинья | ||
Клубника, смородина, малина | Огурец, помидор, морковь | ||
Ворона, сова, воробей | Муха, комар, бабочка |
Серия V – Обследование связной речи
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать. (Рассказ предъявляется не более двух раз.)
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние общей моторики:
Постоять на одной ноге (попеременно)____________________________________
Попрыгать на двух ногах____________________________________________
Попрыгать на одной ноге (попеременно)____________________________________
Постоять на цыпочках________________________________________________
Присесть, руки в стороны_____________________________________________
Выводы:________________________________________________________________
Состояние мелкой моторики, ведущая рука:_______________________________________
Эмоционально-волевая сфера: (активен/пассивен, деятелен/инертен, работает с удовольствием/из подчинения взрослому, неадекватное поведение, избалованность, конфликтность, колебания настроения, агрессивность)____________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
- Восприятие и воспроизведение ритма: _____________________________________
- Ориентировка в пространстве: __________________________________________
- Ориентировка во времени:_____________________________________________
- Конструирование (разрезные картинки, палочки)________________________________
- Память: _____________________________________________________________
- Внимание, работоспособность:__________________________________________
- Мышление: а) классификация предметов _____
б) выделение «4-го лишнего» _______ в) способность к логическому мышлению_________ г) счетные операции __________
Л.з._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Протокол логопедического обследования
детей, поступающих в 1 класс в 20__-20__ учебном году
№ п\п Ф.И. | Устная речь | Логопедическое заключение | ||||||||||||||||||||||||||
Звукопроизношение
| Фонематичес кий слух | Слоговая структура | Грамматический строй | |||||||||||||||||||||||||
свистящие | шипящие | соноры | Звонкость-глухость, твердость-мягкость | Односложные слова | Двусложные слова | Трехсложные слова | Многосложные слова | Звуко-слоговой анализ и синтез
| Счет, геом. фигуры, цвет | классификация | Словарь(аграмматизмы) | Словоизменение | Словообразование | |||||||||||||||
С сь | З зь | Ц | Ч | Щ | Ш | Ж | Р
| Рь | Л | Ль | Другие нарушения | |||||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Всего обследовано детей – Кол-во детей с нарушением устной речи -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста
Данная методика позволяет рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха, но и как самостоятельн...
Логопедическое обследование готовности к школьному обучению.
Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная реч...
Структура диагностической методики логопедического обследования
Логопедическое обследование...
Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП
Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП....
Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста
Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ...
Протокол логопедического обследования.
Даны этапы обследования устной речи учащихся 1-4 класс....
Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.
Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста....