Развитие языковых способностей у детей с нарушением речи
консультация на тему
Среди умений и навыков, которые необходимо формировать у детей с нарушением речи дошкольного и младшего школьного возраста, пристального внимания заслуживают умения и навыки связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы формирования и формулирования мысли. | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Э.Ю.
Развитие языковых способностей у детей с нарушением речи.
Среди умений и навыков, которые необходимо формировать у детей с нарушением речи дошкольного и младшего школьного возраста, пристального внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку степенью их сформированности в значительной мере предопределяются возможности дальнейшего развития ребенка в приобретении им учебных задач и знаний.
Речь является способом формирования и формулирования мысли и вместе с тем средством сообщения социальной связи и воздействия на окружающих.
Навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного общения детей. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Рассматривая процесс обучения как формирование «новых действий» и «соответствующих им чувственных образов», носящий общий характер, ход которого состоит их двух стадий:
- стадии предварительного уяснения ориентиров;
- стадии усвоения действий на основе усвоенных ориентиров,
можно выделить в системе развития связной речи три взаимосвязанных процесса:
1. Формирование ориентировочной основы действия по узнаванию связных высказываний.
2. Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации.
3. Формирование умения связного говорения по правилам.
Необходимость такого раннего начала работы по узнаванию образцов связной речи диктовалась насущной потребностью создать в памяти ребенка правильные образцы монологического высказывания, которые явились бы для него эталонами, способными выступать регуляторами в процессе самостоятельного говорения.
Особую значимость в обучении ориентировочным действиям приобретает отбор тех признаков текста, с которыми следует знакомить детей. Развитие ориентировки в признаках текста требует решения, как эмоциональной задачи, так и лингвистической.
Была принята следующая последовательность работы, которая включала два этапа:
- Формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения.
- Формирование ориентировки в языковых средствах связного сообщения.
С учетом этого был применен способ смыслового и языкового противопоставления двух заданных образцов. Дети учились сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами не нормированной речи.
Перед детьми ставилась задача сравнить два образца связной речи, рассказать об одном и том же по-разному. Обучение умению отличать рассказ от «нерассказа» предусматривает выполнение специальных упражнений на сопоставление:
- рассказ от набора слов из него;
- рассказ и его деформированный вариант;
- текст и его некомплектный вариант (с пропуском одной смысловой части);
- рассказ и сообщение, в котором все наименования предметов заменены местоимениями;
- двух различных сообщений об одном и том же.
Обучение включало последовательное формирование двух видов умений по узнаванию связного и цельного сообщения:
- умение узнавать рассказ через моделирование наглядно-чувственного образа ситуации;
- умения узнавать рассказ посредством ориентировки в его логико-смысловых компонентах, т.е. через выделение единого предмета сообщения и главной мысли рассказа.
Ориентиром, служащим для опознания рассказа, явилось наличие представления о событии, которое можно изобразить на картинке или представлено мысленно.
В процессе сопоставления характеристики текста дети усвоили, что один образец речи является рассказом потому, что в нем говорится о событии, случае из жизни, такой образец можно соотнести с фотографией того предмета или явления о ком в нем говорится.
К данным упражнениям логопеда предлагаются ориентировочные карточки, отражающие в наглядной форме те ориентиры, на которые должен опираться ребенок в процессе выполнения задания. На одной из них событие, на другой – набор предметных картинок. Решая эту задачу, дети соотносят речевые отрывки с их наглядным изображением и убеждаются, что содержание рассказа всегда связано с событием.
Смысловая связь в тексте проявляется на стыке двух предложений. В данной связи одно предложение выступает как главное, сильное, другое как зависимое, коммуникативно-слабое. Для того чтобы предупредить ошибку и преодолеть ее, начинать рассказ надо с коммуникативно-слабого предложения.
На начальном этапе намеренно предлагала в качестве образца «десемантизированное» предложение, в котором, наименование субъекта заменялось местоимением.
Показывая детям подчиненность отдельных действий сюжета единой ситуации, широко используется сравнение целого рассказа и набора предложений. При этом каждый отрывок иллюстрируется соответствующими ориентировочными карточками: на одной изображен сюжет рассказа, на другой набор отдельных сюжетных картинок не связанных между собой тематическим единством.
Переход к логическому анализу текста осуществляется на материале загадок. Дети отгадывают предмет сообщения и затем к нему подбирают новые сообщения.
Проводятся упражнения на сопоставление парных загадок об одном и том же, но в разной речевой форме. При этом соблюдался принцип подбора: текст одной оформлялся глаголами, другой – прилагательными.
Сопоставление текстов загадок проводилось не только в плане различения семантики слов, но и различения их языковой формы. Это подчеркивалось вопросами: Что это за зверек? Какие слова в первой и во второй загадке помогли нам узнать, что это за зверек? Различно или одинаково рассказывается о нем?
Реализация второй загадки была направлена на формирование лингвистической структуры текста, на знакомство детей с объемом и единицей монологического сообщения.
Таким образом, слушая и сопоставляя связные и «бессвязные» образцы речи, соотнося их с изображением события или фотографии предмета, выделяя в текстах общую тему сообщения, дети учатся аналитически мыслить.
Формирование предварительных ориентировочных умений по обнаружению признаков текста обеспечило возможность перехода к этому обучению детей связному говорению с опорой на правило построения связного монологического текста.
Определяя приемы знакомства детей с правилами строения рассказа, можно на начальных этапах обучения провести совместно с детьми анализ готового образца. Этот прием и явился ведущим в процессе формирования представлений о правилах смысловой и синтаксической сочетаемости отдельных предложений в единый, цельный и связный текст.
Развивая языковые способности детей, используются фразеологизмы. В русской речи отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые связаны с давно ушедшими в прошлое обычаями. Знание и использование в речи фразеологизмов обогащает ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться, расширяет кругозор ребенка.
Отсутствие наблюдений над фразеологизмами снижает результативность словарной работы и развития связной речи в целом, так как у детей долгое время не формируется умение употреблять их в своей речевой практике.
К фразеологическим оборотам относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми, потешки, докучные сказки, дразнилки, легенды и предания. Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Это благодатный материал, развивающий образное мышление, переосмысление значения слов и осознание их переносного значения. Чем богаче словарный запас, тем интереснее и ярче выражает человек свои мысли.
Обогащение словарного запаса фразеологизмами было возможно при наличии перечня фразеологических единиц в соответствии с лексической темой. К каждой лексической теме были подобраны пословицы, поговорки, докучные сказки. Все это было иллюстрировано специальными рисунками, отражающими буквальное значение фразеологизмов.
При ознакомлении с фразеологизмами соблюдается следующая последовательность:
1 этап – ознакомительный. Главное здесь выяснение значения фразеологизмов и перевод их на понятный детям язык. Сначала знакомят детей с предложениями, отражающими одну мысль:
«Мой друг очень хорошо знает наш город». «Мой друг знает город как свои пять пальцев».
Далее значение фразеологизмов раскрывается в контекстах, применительно к жизненной ситуации. Можно использовать короткие тексты или предложения, позволяющие выявить новое значение на основе сопоставления с прямым значением:
«У ребенка выросли молочные зубы».
«Мальчик настолько замерз, что зуб на зуб не попадает».
«Отец говорил со мной нехотя, сквозь зубы».
В этом вопросе я ни в зуб ногой» и т.д.
Особое внимание уделяется истории возникновения некоторых фразеологических единиц. На доступном для детей уровне приводятся лексико-этимологические сведения (из словарей-справочников). Например: «Засучив рукава». Наши предки носили одежду с длинными рукавами, закрывавшими ладони рук. Для работы или драки нужно было засучить рукава. В настоящее время это выражение означает усердно, старательно делать что-то.
2 этап – тренировочный. Для него характерны упражнения, направленные на обогащение речи фразеологизмами.
На этом этапе уместно использовать загадки-складки (пример):
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто…(по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни…(уши вянут).
Загадки – шутки (пример):
«Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело» (нос).
Фразеологический зверинец, необходимо подобрать подходящее название животных (пример):
Голодный как … Упрям как……
Хитер как ….. Колючий как…..
Нем как……. Силен как…….
3 этап – закрепительный. Он включает в себя упражнения, направленные на формирование умения конструировать высказывания, включающие фразеологизмы. На этом этапе целесообразно использовать небольшие игры на припоминание фразеологизмов, связанных с предметами (например яблоко: «Яблоку негде упасть»), разучивание диалогов, включающих фразеологизмы.
Таким образом, развитие языковых способностей у детей с ОНР состоит в том, чтобы научить их умело пользоваться приобретенными средствами языка в реальных условиях речевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....
Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада н...
Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи
Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....
Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи
Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности...
Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи
Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навык...
Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи
Проблемы слухового восприятия у детей с нарушениями речи решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....