Упражнения на понимание текста
тренажёр (7 класс) на тему
Деформированные тексты для развития речи учащихся 7 класса с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_ponimanie_teksta.docx | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на понимание текста. 7 класс.
Тема текстов заданий: «Повседневная жизнь в Российской империи».
Задание №1 Восстановить текст, устранить повторы слов.
«Еда – людское зерцало».
В допетровской Руси стол зажиточного человека отличался большим разнообразием. Самой полезной и здоровой пищей считались каши. Ели кашу овсяную, гречневую, пшенную. Каши ели с молоком, маслом, репой, изюмом и патокой. Традиционное блюдо русской кухни – большие и маленькие пироги. Пироги готовили с начинкой на все вкусы. Основная начинка – мясо, рыба, грибы, каша, лапша, горох, репа. Мясо ели редко. Достойное место среди продуктов занимала рыба. Рыбу ели вареной, вяленой, соленой, сушеной. Из Карелии везли лососину. С Волги везли осетров. В Подмосковье ловили судаков, карасей, щук, окуней, пескарей.
Не забывали и о лакомствах. Лакомства готовили из садовых и лесных фруктов и ягод. На зиму заготавливали пастилу из яблок. В яблоки добавляли корицу. Варили леваши. Леваши – это ягодный сок с медом или патокой. Из напитков предпочитали квас, морс, пиво, мед.
Ели сидя на лавках. Ели за деревянными столами. Столы были непокрытые. Скатертями почти не пользовались. Многие кушанья ставили на стол в мисках. Из мисок ели деревянными ложками по 2-3 человека.
Задание №2. Указать истинные высказывания.
Скоморохи.
На Руси любили повеселиться. Те, кто побогаче, держали в своем владении гусляров-песенников. Но большинство во время гуляний на Святки и Масленицу ходили смотреть на бродячих артистов – скоморохов.
Одни из них играли на дудках, барабанах, пели задорные песенки, сказывали стишки-потешки, за что и назывались глумцами. Другие носили на головах доски с прикрепленными на них куклами, разыгрывая представления. Третьи причудливо одевались и закрывали лицо масками - «личинами», «харями». Некоторые ходили с дрессированными животными – медведями, козами, свиньями, зайцами или собаками.
Царь Алексей Михайлович любил слушать веселых гусельников, скрипичников, домрачей, цимбальников, а потом стал с удовольствием смотреть на танцы.
Во время святочных и масленичных праздников устраивали «игру в царя». Скоморохи наряжались в балахоны, надевали на головы короны из бересты, украшенные павлиньими перьями. Потом выбирали «царя», водили вокруг него хороводы и пели здравия, пародируя церемонии, совершавшиеся при возведении на престол настоящего царя.
Начиная с XVII столетия правительство стало усматривать в таких забавах политическую демонстрацию. За это «народным царям» отсекали 2 пальца на правой руке, били кнутом и ссылали в Сибирь.
(Энциклопедия «Аванта +»)
- Скоморохов держали во владении богатые люди.
- Представления скоморохи давали на Святки и Масленицу.
- Глумцы играли на музыкальных инструментах, пели песенки неприличного содержания.
- Скоморохи ходили с дрессированными животными.
- Царь Алексей Михайлович любил слушать скоморохов-скрипачей.
- Во время «игры в царя» скоморохи надевали короны из бересты, украшенные страусиными перьями.
- «Игра в царя» пародировала коронационные церемонии.
- Начиная с XVII столетия «игра в царя» стала считаться политическим выступлением, а участвующих в ней скоморохов ссылали в Сибирь.
Ответ: 4, 7, 8.
Задание №3. Восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст.
Карнавалы.
- Побывав в европейских странах, Петр I прослышал там о карнавалах и праздничных шествиях, пожелав перенести в Россию их атрибуты и сценарии
- Эти шутовские церемонии напоминали кривое зеркало, в котором действительность отражалась в карикатурном виде.
- Петр I обратил внимание и на карнавальные процессии кораблей-колесниц.
- Ему особенно понравились карнавальные церемонии избрания шутовских иерархов церкви – епископов, архиепископов.
- Царь, любивший корабли и море, не преминул и в России устроить подобные шествия и представления, стремясь продемонстрировать морское могущество России.
- На их мачтах крепили плетеные корзины – «вороньи гнезда», где находились «впередсмотрящие», а на флагштоках развевались вымпелы.
- Петровские «корабли» представляли собой инженерные сооружения со специальной оснасткой и устройствами для пиротехнических эффектов.
- «Корабли» были поставлены на санные полозья.
- Чтобы полозья были не видны, «корабли» закрывались полотнищами голубой ткани, а на корме были подвешены якоря.
- Полозья тащили запряженные цугом лошади.
Ответ: 1, 4, 2, 3, 5, 7, 6, 8, 10, 9.
Задание №4 Восстановить текст, вставив необходимые причастия и деепричастия.
Сады и гулянья.
Гулянье в садах было излюбленным развлечением богатой публики. В саду купца Егора Ганина в Петербурге публика видела в саду не только любимые владельцем породы деревьев, разнообразные цветы, ( _______ ) Ганиным огурцы и картофель, но и гроты, фонтаны, пещеры, павильоны. В нем на свободе «паслись» ( _____ ) в натуральную величину звери. Другой затейник устраивал «патагонскую идиллию»: перед изумленной публикой водили хороводы полуодетые слуги хозяина, ( _____ ) в черную и коричневую краску, с перьями в волосах, ( _____ ) бусами. «Патагонцы» плясали, как умели, а хозяин гордо разъяснял присутствующим, что они, не ( _____ ) Петербурга, находятся среди дикарей Южной Америки.
В XIX в. стало модно отправляться на прогулки в дворцовые сады и парки, за которыми ухаживали целые армии лесников и садовников: они стригли газоны, выращивали в теплицах цветы и высаживали их на клумбы, ( _____ ) к ( _____ ) рядом растениям; формировали кроны деревьев, ( _____ ), чтобы, например, корабельные сосны образовывали стволы, ( _____ ) гигантские подсвечники из трех или четырех отростков.
Для справок: сделанные, выкрашенные, увешанные, покидая, подбирая, растущим, добиваясь, напоминающие.
Задание №5. Восстановить текст, составив из простых предложений сложные и заменив некоторые простые обособленными распространенными определениями или обстоятельствами.
Карусель.
С каруселью из Франции познакомились в России. Правила игры были уже иные. Колесницы были заменены небольшими группами всадников. Всадники располагались по четырем сторонам манежа или площади. Такие группы всадников назывались кадрилями.
Каждую кадриль возглавлял руководитель. По команде руководителя группа начинала двигаться под звуки оркестра различными аллюрами - шагом, рысью, галопом или иноходью. Группа демонстрировала красоту и выучку своих коней.
Публика обычно размещалась в специально выстроенном амфитеатре. Участников кадрили обычно было шесть человек. Участники кадрили появлялись перед зрителями под звуки оркестра, в сопровождении пажей и оруженосцев. Участники должны были продемонстрировать и свое умение владеть оружием. Они должны были на всем скаку попасть в кольцо или мяч, снять шлем с головы манекена или срубить единым махом ему голову. Победителей ждали драгоценные награды. Их вручали красивейшие дамы.
От каруселей получали доходы. Все доходы жертвовались на помощь бедным. Это правило неукоснительно соблюдалось.
Последняя карусель состоялась 20 июня 1811 года в Москве на большом поле возле Донского монастыря.
Память о мужественной красоте и молодецкой удали карусели не исчезли. В праздничные дни на ярмарочных площадях сооружали для народной забавы аттракцион - карусель.
В карусели друг за другом вокруг столба кружились деревянные лошадки. Они были раскрашены в разные цвета. Каждый мог сесть на спину такого сказочного скакуна и представить себя средневековым рыцарем. Этот рыцарь мчался навстречу приключениям.
Задание №6. Восстановить правильный порядок следования частей текста.
Кулачные бои.
- В Москве кулачные бои проходили на Красной площади, а в Петербурге - на Адмиралтейской площади, берегах Невы, Малой Охте. Выходили улицы против улицы, часть города против другой, селение против селения.
- На вызов к бою высылали детей. Те задевали своих сверстников с противоположной стороны. На их защиту выходили взрослые, а дети убегали.
- Участники же схваток «один на один» считались самыми сильными и, как правило, не бились в сражениях «стенка на стенку» или «свалка-сцеплялка».
- Между взрослыми начиналась схватка. Били кулаками в грудь, голову, живот противника. Бились до истощения сил, иногда увечили друг друга и даже платили жизнью за потеху.
- В «свалку-сцеплялку» шли врассыпную. А бились толпой. Когда сражались «стенка на стенку», то лучшие бойцы сначала не участвовали. Их час наступал, если неприятель пробивал «стенку» - ряд бойцов.
- По воспоминаниям В.А. Гиляровского, существовало несколько видов боев: «свалка-сцеплялка», «стенка на стенку» и «один на один».
- Слабые, но хитрые бойцы закладывали в рукавицы камни, свинчатку, чугунные бабки, чтобы удар был сильнее. Но если это плутовство открывалось, то таких ловкачей били смертным боем и свои и чужие.
- Тогда «надежда – боец» мчался на помощь своим, держа шапку в зубах. Он бил кулаками во все стороны, таранил вражью стенку и убегал обратно, предоставляя остальным закончить дело.
- Сами бойцы никогда за деньги не бились, а, победив, позволяли угостить себя обедом.
- Издавна любимой молодецкой потехой были на Руси кулачные бои.
Ответ: 10, 1, 2, 4, 7, 6, 5, 8, 3, 9.
Задание №7. Указать ложные высказывания.
Общеобразовательные школы.
Годовая плата за учебу в казенных гимназиях и реальных училищах в начале XX века составляла от 40 до 100 рублей (в частных школах она была в полтора – два раза выше). Иногородние семьи оплачивали еще питание детей и квартиру. Малообеспеченные дети не могли учиться дальше начальных школ. В 1887 году Министерство народного просвещения повысило плату за обучение и уменьшило траты на приготовительные классы. Тогда же ввели процентную норму для поступления в гимназии детей из еврейских семей. Печальную известность получил секретный циркуляр (распоряжение) о «кухаркиных детях», где предписывалось отклонять прошения «лиц неимущих и несостоятельных» (лакеев, кучеров, поваров, мелких лавочников). В гимназии и реальные училища восьми - десятилетних мальчиков принимали по итогам вступительных экзаменов по русскому языку, арифметике и закону Божьему.
Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня. Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов утра общей молитвой. На них учителя сначала спрашивали пройденное, а потом объясняли новый материал. Широко практиковались классные письменные упражнения (в основном переводы на латинский и греческий языки) без подготовки. Для слабо успевающих проводились дополнительные воскресные занятия. На каникулы ученики получали письменные задания.
Форму обязывали носить даже во внеурочное время. Не разрешали посещать театры, лекции, библиотеки. За появление на улице позже 7 часов вечера очень часто исключали из гимназии.
Настоящую панику вызывали экзамены. Весной церкви и часовни заполнялись толпами учеников: они ставили свечи, горячо молили Бога о поддержке. Ведь провал на экзамене, за который могли исключить из гимназии, часто становился горем для всей семьи.
- После окончания приготовительных классов сдавали экзамен для поступления в гимназию.
- Уроки длились по 60 минут.
- Министерство народного просвещения было заинтересовано в привлечении детей разных сословий для обучения в гимназиях.
- Часто практиковались классные упражнения по переводам с латинского и греческого.
- На каникулы ученики получали письменные задания.
- Форму обязывали носить и во внеурочное время, даже при посещении театра.
- Перед экзаменами начиналась паника, ведь провал грозил исключением из гимназии.
- Было издано специальное распоряжение отклонять просьбы о приеме в гимназии детей из несостоятельных семей.
Ответ: 1, 3, 4, 6.
Текст №1
1.Луна стала ещё крупнее и ярче звёзды чуть посинели.2. Погода отличная но к сож...лению нет дождей. 3. Небо нахмурилось с юго...запада пот...нул ветерок зам...росил мелкий дождик. 4. Плыть было т...жело но погода стояла на диво. 5. Дрова в костре г...рели ярко ч...рные тени и красные блики двигались по земле см...няя друг друга. 6. У меня была только синяя краска но я затеял нарисовать охоту.7. Я пош...л лес...ной тропинкой и всё во...круг пок...залось мне таинстве...ым. 8. Р...няет лес б...гряный свой убор сребрит мороз увянувшее поле. 9. Всё др...мало насл...ждаясь своей др...мотой только соловей т...мился своей сла...кой песней. 10. И чу...ства нет в твоих очах и правды нет в твоих речах и нет души в тебе.
Текст№2
Один пологий холм см...нялся другим и поля бе...конечно т...нулись за полями кусты словно вст...вали вдруг из земли.
В эту осень (не)было золотых деньков (н...)сияли берёзовые перелески под (н...)гре...щим солнышком и (н...)полыхали б...грянц....м осины.
Из бочки с дожд...вой водой сей(час) (н...)кто (н...)брал воду и вода в ней была тёплая застоявш...ся зелё...ная.
Этих исполинов(волшебников) давно уже (н...)было и ра...сказывали о них лиш... стари...ные пр...дания.
Ему подали деревя...ную чашку но (н...)нужно уже было (н...)воды (н...)лекарств.
Дли...ная а...лея пр...вела меня к кустам за которыми в...звышался песча...ный холм.
Со всех сторон надв...гались плохие вести и ...бегался народ из ра...зорё...ных и вы...же...ных деревень и сёл.
Гос...ти все были эл...гантны хозяин(же) напротив встреч...л их по-домашнему в свит...ре и шерст...ных брюках немного помятых.
Кто(же) был этот (не)извес...ный доносчик и почему он подвёл людей которые его пр...ютили обогрели и накормили?
Поужинав все уклад...вались спать а он вытаск...вал путевой журнал и пр...сев (по)ближе к костру запис...вал впечатления дня.
Здесь берега реки соверше...но пусты...ны и ты чу...ству...ш... себя затер...ным в бе...крайних пр...сторах неи...следова...ных и нео...житых..
Текст №3
1.Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. 2.Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. 3.Мир примет бесконечно разнообразен. 4.Бывает очень радостно, когда одна и таже примета сохраняется в лесах год за годом. 5.Приметы на дорогах - это не главные приметы. 6.Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время. 7.Они связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба. 8.В приметах заключено много точного знания и поэзии. 9.Самая простая примета - это дым костра. 10.То он поднимается столбом к небу, спокойно стремится вверх, выше самых высоких ив, то мечется вокруг огня. 11.И вот к прелести ночного костра, горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. 12.Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. 13.Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. 14.Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. 15.И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
Подборка текстов №4
1.К ночи становит?ся очень холодно и р…систо. Надышавшись на гумне ржа(нн,н)ым ар…матом новой соломы и м…кины бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала. Голоса в деревне или скрип ворот раздают?ся по студё(нн,н)ой з…ре (не)обыкнове(нн,н)о яс..но. Темне…т. Поздней ноч…ю когда на деревне погаснут огни когда в небе уже высоко блещет бри(лл,л)иантовое созвездие Стожар ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве доб…рёшься до шалаша. Там на полянке (не)много светлее а над головой белеет Млечный Путь.
2.Был конец ноября. До самого Гибралтара пр…шлось плыть среди бури с мокрым снегом. Но плыли вполне бл…гополучно. Па(сс,с)ажиров было много пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. Жизнь на нём прот…кала размере(нн,н)о. Вставали в тот ранний час когда так медле(нн,н)о и (не)пр…ветл…во светало над серо-зелёной вод…(нн,н)ой пустыней т…жело волновавш……ся в тумане. Накинув фланелевые пижамы пили кофе ш….колад а (за)тем садились в ванны делали г…мнастику возбуждая а(пп,п)етит и хорош…… самочу…ствие. До оди(нн,н)адцати часов пол…галось бодро гулять по палубам дыша холодной свеж…стью океана.(И.А.Бунин)
3. Говорить о детстве и ле…ко и трудно. Благодаря его статичности его очень легко опис…вать. Но в это описание слишком часто прон…кает и слащ…вость которая соверше(нн,н)о чужда такому важному и глубокому п…риоду жизни как детство. Одним хочет?ся к…зат?ся слишком (не)счас…ными в детстве другим слишком счас…ливыми. И то и другое обычно вздор. Детям (не) ( с) чем сравн…вать. И они просто (не )знают. Счас…л…вы они или (не)счас…ны. Как только по…вляет?ся с…знание человек поп…дает в соверше(нн,н)о готовый и (не)подвижный мир. Самое естестве(нн,н)ое (не)верить. Что этот мир был иным. Эта первоначальная картина всегда остаёт?ся в душе человека. (А.Ахматова).
4. Осенью степи соверше(нн,н)о изм…няются и получают свой особе(нн,н)ый сам…бытный (ни)(с)чем (не)схожий чудный вид выр…сшие и ра…пустившиеся сизые волокна ковыля при лё…ком дуновении… ветерка уже колеблются и струятся мелкою сле…ка серебристою зыб…ю. Но сильный ветер бе…гранично вла…ствуя над степ…ю скл…няет до пожелтевших корней слабые гибкие кусты ковыля теребит их хлещет ра(сс,с)ыпает (на)право и (на)лево б…ёт увядшую землю несёт (по)своему направлению и взору представляется (не)обозримое пространство волнующ……ся и буд(то )текущ…… в одну сторону. (С.Т.Аксаков)
5.В окна прон…кал свет то(ли) сияние неба то(ли) сияние озера. Пр…меты связа(нн,н)ы со всем с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркост…ю звёздного неба. Этот лес опас…ность старик со своим таинстве(нн,н)ым ш…потом и горы всё это к…залось Оленину сном. На красн…ватой траве на былинках на солом…нках бл…стели и в…лновались бе…числе(нн,н)ые нити осе(нн,н)их паутин. (Л.Н.Толстой)
6.Над вами кругом вас всюду туман. Но вот ветер слегка шевельнётся и клоч…к бледно-голубого неба смутно выступит сквозь р…деющий пар. Вдруг ворвётся золотисто-жёлтый луч… заструится дли(нн,н)ым потоком ударит по полям упрётся в рощу. (Не)ожид…(нн,н)о всё опять заволоклось. Долго прод…лжается эта борьба но (не)обыкнове(нн,н)о яс…н и великолеп…н становится день когда свет (на)конец вост…ржествует. Последние волны согретого солнцем тумана то скат…ваются и ра(сс,с)т…лаются скатертями то изв…ваются и и(сч,щ)езают в голубой (нежно)сияющей вышине. (И.С.Тургенев)
Текст №5
СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, но о счастье человечества. Машина может быть добром и злом. Машину н.. стоит н.. наказывать н.. во..хвалять машина делает то что ей пр..казывает человек.
Научный социализм во..принял высокие традиции гуманистов он провозгласил торжество человеческого начала не человек ради машины, машина ради человека. В рабочих кружках России пионеры революции повторяли пр..красные слова «Человек — это звучит гордо». Руководители нашего молодого государства понимали значение машин они помогают человеку стать человеком.
Машина в нашем государстве была подч..нена человеку. Гитлеровцы подч..нили человека машине.
Люди глядели на небо с гордостью. Гитлер решил они будут глядеть на небо с ужасом. Люди с радостью думали мы поед..м в автомобиле (за)город. Гитлер решил услыш..в звук мотора люди будут бежать без оглядки.
Мы делали самолеты и танки но мы н..когда н.. говорили нашим юношам машина может заменить человека. Мы говорили машина помогает храброму и страшит труса.
Настало время проверки. (В) начале немцы (как)бы торжествовали их танки и..колесили всю Европу. И немцы послали свои машины к горам Кавказа. Здесь-то приключилась заминка машины н.. сломили воли человека. Есть в войне много горя, много разрушений война — не дорога прогрес..а, война — страшное и..пытание. Но есть в войне и нечто высокое она дает людям мудрость. Эта война пр..несла человечеству великий урок реванш человека.
Сердце бойца гитлеровцы пытались подм..нить мотором солдатскую выдержку — броней. Человек придумал мотор и человек может ун..чтожить мотор побеждает сердце. Отечественная война доказала торжество человеческого духа.
(Илья Эренбург)
Задание №1. Указать истинные высказывания.
Скоморохи.
На Руси любили повеселиться. Те, кто побогаче, держали в своем владении гусляров-песенников. Но большинство во время гуляний на Святки и Масленицу ходили смотреть на бродячих артистов – скоморохов.
Одни из них играли на дудках, барабанах, пели задорные песенки, сказывали стишки-потешки, за что и назывались глумцами. Другие носили на головах доски с прикрепленными на них куклами, разыгрывая представления. Третьи причудливо одевались и закрывали лицо масками - «личинами», «харями». Некоторые ходили с дрессированными животными – медведями, козами, свиньями, зайцами или собаками.
Царь Алексей Михайлович любил слушать веселых гусельников, скрипичников, домрачей, цимбальников, а потом стал с удовольствием смотреть на танцы.
Во время святочных и масленичных праздников устраивали «игру в царя». Скоморохи наряжались в балахоны, надевали на головы короны из бересты, украшенные павлиньими перьями. Потом выбирали «царя», водили вокруг него хороводы и пели здравия, пародируя церемонии, совершавшиеся при возведении на престол настоящего царя.
Начиная с XVII столетия правительство стало усматривать в таких забавах политическую демонстрацию. За это «народным царям» отсекали 2 пальца на правой руке, били кнутом и ссылали в Сибирь.
(Энциклопедия «Аванта +»)
- Скоморохов держали во владении богатые люди.
- Представления скоморохи давали на Святки и Масленицу.
- Глумцы играли на музыкальных инструментах, пели песенки неприличного содержания.
- Скоморохи ходили с дрессированными животными.
- Царь Алексей Михайлович любил слушать скоморохов-скрипачей.
- Во время «игры в царя» скоморохи надевали короны из бересты, украшенные страусиными перьями.
- «Игра в царя» пародировала коронационные церемонии.
- Начиная с XVII столетия «игра в царя» стала считаться политическим выступлением, а участвующих в ней скоморохов ссылали в Сибирь.
Задание №2 Восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст.
Карнавалы.
- Побывав в европейских странах, Петр I прослышал там о карнавалах и праздничных шествиях, пожелав перенести в Россию их атрибуты и сценарии
- Эти шутовские церемонии напоминали кривое зеркало, в котором действительность отражалась в карикатурном виде.
- Петр I обратил внимание и на карнавальные процессии кораблей-колесниц.
- Ему особенно понравились карнавальные церемонии избрания шутовских иерархов церкви – епископов, архиепископов.
- Царь, любивший корабли и море, не преминул и в России устроить подобные шествия и представления, стремясь продемонстрировать морское могущество России.
- На их мачтах крепили плетеные корзины – «вороньи гнезда», где находились «впередсмотрящие», а на флагштоках развевались вымпелы.
- Петровские «корабли» представляли собой инженерные сооружения со специальной оснасткой и устройствами для пиротехнических эффектов.
- «Корабли» были поставлены на санные полозья.
- Чтобы полозья были не видны, «корабли» закрывались полотнищами голубой ткани, а на корме были подвешены якоря.
- Полозья тащили запряженные цугом лошади.
Задание №3 Восстановить текст, вставив необходимые причастия и деепричастия.
Соды и гулянья.
Гулянье в садах было излюбленным развлечением богатой публики. В саду купца Егора Ганина в Петербурге публика видела в саду не только любимые владельцем породы деревьев, разнообразные цветы, ( _______ ) Ганиным огурцы и картофель, но и гроты, фонтаны, пещеры, павильоны. В нем на свободе «паслись» ( _____ ) в натуральную величину звери. Другой затейник устраивал «патагонскую идиллию»: перед изумленной публикой водили хороводы полуодетые слуги хозяина, ( _____ ) в черную и коричневую краску, с перьями в волосах, ( _____ ) бусами. «Патагонцы» плясали, как умели, а хозяин гордо разъяснял присутствующим, что они, не ( _____ ) Петербурга, находятся среди дикарей Южной Америки.
В XIX в. стало модно отправляться на прогулки в дворцовые сады и парки, за которыми ухаживали целые армии лесников и садовников: они стригли газоны, выращивали в теплицах цветы и высаживали их на клумбы, ( _____ ) к ( _____ ) рядом растениям; формировали кроны деревьев, ( _____ ), чтобы, например, корабельные сосны образовывали стволы, ( _____ ) гигантские подсвечники из трех или четырех отростков.
Для справок: сделанные, выкрашенные, увешанные, покидая, подбирая, растущим, добиваясь, напоминающие.
Задание № 4 Спишите текст, расставьте знаки препинания.
1.Луна стала ещё крупнее и ярче звёзды чуть посинели.2. Погода отличная но к сож...лению нет дождей. 3. Небо нахмурилось с юго...запада пот...нул ветерок зам...росил мелкий дождик. 4. Плыть было т...жело но погода стояла на диво. 5. Дрова в костре г...рели ярко ч...рные тени и красные блики двигались по земле см...няя друг друга. 6. У меня была только синяя краска но я затеял нарисовать охоту.7. Я пош...л лес...ной тропинкой и всё во...круг пок...залось мне таинстве...ым. 8. Р...няет лес б...гряный свой убор сребрит мороз увянувшее поле. 9. Всё др...мало насл...ждаясь своей др...мотой только соловей т...мился своей сла...кой песней. 10. И чу...ства нет в твоих очах и правды нет в твоих речах и нет души в тебе.
Работа № 2
Задание №7. Указать ложные высказывания.
Общеобразовательные школы.
Годовая плата за учебу в казенных гимназиях и реальных училищах в начале XX века составляла от 40 до 100 рублей (в частных школах она была в полтора – два раза выше). Иногородние семьи оплачивали еще питание детей и квартиру. Малообеспеченные дети не могли учиться дальше начальных школ. В 1887 году Министерство народного просвещения повысило плату за обучение и уменьшило траты на приготовительные классы. Тогда же ввели процентную норму для поступления в гимназии детей из еврейских семей. Печальную известность получил секретный циркуляр (распоряжение) о «кухаркиных детях», где предписывалось отклонять прошения «лиц неимущих и несостоятельных» (лакеев, кучеров, поваров, мелких лавочников). В гимназии и реальные училища восьми - десятилетних мальчиков принимали по итогам вступительных экзаменов по русскому языку, арифметике и закону Божьему.
Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня. Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов утра общей молитвой. На них учителя сначала спрашивали пройденное, а потом объясняли новый материал. Широко практиковались классные письменные упражнения (в основном переводы на латинский и греческий языки) без подготовки. Для слабо успевающих проводились дополнительные воскресные занятия. На каникулы ученики получали письменные задания.
Форму обязывали носить даже во внеурочное время. Не разрешали посещать театры, лекции, библиотеки. За появление на улице позже 7 часов вечера очень часто исключали из гимназии.
Настоящую панику вызывали экзамены. Весной церкви и часовни заполнялись толпами учеников: они ставили свечи, горячо молили Бога о поддержке. Ведь провал на экзамене, за который могли исключить из гимназии, часто становился горем для всей семьи.
1.После окончания приготовительных классов сдавали экзамен для поступления в гимназию.
2.Уроки длились по 60 минут.
3.Министерство народного просвещения было заинтересовано в привлечении детей разных сословий для обучения в гимназиях.
4.Часто практиковались классные упражнения по переводам с латинского и греческого.
5. На каникулы ученики получали письменные задания.
6.Форму обязывали носить и во внеурочное время, даже при посещении театра.
7.Перед экзаменами начиналась паника, ведь провал грозил исключением из гимназии.
8.Было издано специальное распоряжение отклонять просьбы о приеме в гимназии детей из несостоятельных семей.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1.К ночи становит?ся очень холодно и р…систо. Надышавшись на гумне ржа(нн,н)ым ар…матом новой соломы и м…кины бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала. Голоса в деревне или скрип ворот раздают?ся по студё(нн,н)ой з…ре (не)обыкнове(нн,н)о яс..но. Темне…т. Поздней ноч…ю когда на деревне погаснут огни когда в небе уже высоко блещет бри(лл,л)иантовое созвездие Стожар ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве доб…рёшься до шалаша. Там на полянке (не)много светлее а над головой белеет Млечный Путь.
2.Был конец ноября. До самого Гибралтара пр…шлось плыть среди бури с мокрым снегом. Но плыли вполне бл…гополучно. Па(сс,с)ажиров было много пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. Жизнь на нём прот…кала размере(нн,н)о. Вставали в тот ранний час когда так медле(нн,н)о и (не)пр…ветл…во светало над серо-зелёной вод…(нн,н)ой пустыней т…жело волновавш……ся в тумане. Накинув фланелевые пижамы пили кофе ш….колад а (за)тем садились в ванны делали г…мнастику возбуждая а(пп,п)етит и хорош…… самочу…ствие. До оди(нн,н)адцати часов пол…галось бодро гулять по палубам дыша холодной свеж…стью океана.(И.А.Бунин)
2.Над вами кругом вас всюду туман. Но вот ветер слегка шевельнётся и клоч…к бледно-голубого неба смутно выступит сквозь р…деющий пар. Вдруг ворвётся золотисто-жёлтый луч… заструится дли(нн,н)ым потоком ударит по полям упрётся в рощу. (Не)ожид…(нн,н)о всё опять заволоклось. Долго прод…лжается эта борьба но (не)обыкнове(нн,н)о яс…н и великолеп…н становится день когда свет (на)конец вост…ржествует. Последние волны согретого солнцем тумана то скат…ваются и ра(сс,с)т…лаются скатертями то изв…ваются и и(сч,щ)езают в голубой (нежно)сияющей вышине. (И.С.Тургенев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад - презентация "Обучение пониманию текста глухих учащихся
В докладе я рассказываю об особенностях развития глухих детей и моих методах работы на уроках. Доклад сопровождается презентацией....
развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке
данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...
Обучение приёмам понимания текста на уроках русского языка и литературы
Обучение приёмам понимания текста на уроках.СодержаниеI. Текст. Понимание текста. Источники.II. Модель работы читателя с текстом. Источники.III. Виды и приёмы чтения. Источники.IV. Програм...
Уровни понимания текста
Статья посвящена проблеме обучения учащихся чтению иноязычных текстов. В статье рассматриваются уровни понимания текста, а также значение каждого из этих уровней в процессе чтения и по...
Уровни понимания текста
Статья посвящена проблеме обучения учащихся чтению иноязычных текстов. В статье рассматриваются уровни понимания текста, а также значение каждого из этих уровней в процессе чтения и по...
Упражнения на понимание и построение текста для 7-8 классов на основе рассказа А.И.Куприна «Белый пудель»
В статье предлагаются задания на понимание и построение текста, разработанные на примере заданий, предложенных в книге Н.А.Шапиро "Учимся понимать и строить текст. 5–9 классы" для 7-8 классов, которые...
Упражнение на понимание текста на немецком языке к рассказу Урзулы Фукс "Ich weiß Rat" (УМК "Мозаика" 7 класс, 5 раздел)
Упражнение представляет собой связный рассказ с пробелами (Lückentext). Может быть использовано как для понимания текста, как и для контроля прочитанного. Упражнение содержит картинки для облегчения п...