ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК
презентация к уроку на тему
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского – это логика языка. Она делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
Причины нарушений грамматического строя речи: - Билингвизм - Проблемы в развитии ребенка: ОНР, ЗПР… Социальная и педагогическая запущенность
Примеры аграмматизмов : 1).Искажение родовых окончаний в начальной форме ( «дядя ушла», «машина поехал») 2).Неверное использование форм в ед. и мн. числе ( « красывый шары», «красными ягоды», «машины едет») 3).Ошибки в употреблении падежных форм ( «слепили баба», «много девочки») 4).Ошибки в употреблении предлогов ( «книга столе», «листика а дерево») 5).Ошибки в согласовании различных частей речи ( « пять ветки » , « много яблоков » )
Компоненты грамматического строя: - Морфологический уровень – приемы словоизменения и словообразования - Синтаксический уровень – составление предложений, сочетание слов в предложении
Раздел грамматики Возраст детей 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет Морфология Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют сущ-е с предлогами: в, на, под, за Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, лежать Совершенствуется умение согласовывать в предложении сущ-е с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые сущ-е . Закрепляется умение согласовывать сущ-е с числительными, местоимения с сущ-ми . Словообразование Употребляют сущ-е в форме ед. и мн. числа, сущ-е , обозначающие животных и их детенышей, форму мн. числа сущ-х в Род. падеже ( ленточек) Образуют форму мн. числа сущ-х , обозначающих детенышей животных ( по аналогии), употребляют эти сущ-е в Им., Род. Падежах ( котята – котят), правильно используют форму мн. ч. Род. падежа сущ-х ( яблок) Образуют форму мн. числа сущ-х , обозначающих детенышей животных, однокоренные слова ( по аналогии) Образуют ( по образцу) сущ-е с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова Синтаксис Употребляют предложения с однородными сущ-ми , учатся правильно согласовывать слова в предложении Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью Используют предложения разных видов Параметры нормального речевого развития
Пути формирования грамматического строя речи у детей: - Создание благоприятной языковой среды с образцами грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых - Развитие грамматических умений в практике речевого общения - Исправление грамматических ошибок - Чтение художественной литературы - Обогащение словарного запаса - Развитие фонематического слуха
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе – своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Ребенок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи. Так, при изучении предложения, например, он будет оперировать формальными признаками, не осознавая интонационных и смысловых.
Развивать грамматический строй речи можно с помощью развивающих и речевых игр с игрушками, занятий, работой над сказками, но не просто прочтением сказок детям с дальнейшим их пересказом, а именно работой над грамматическим строем речи.
Игры с игрушками: Падежи: И.п. « Кто или что? » , « Живое – не живое » , « Один – много » Р.п. « Кого не стало? » , « Один – много (кого) » Д.п. «» Кто к кому в гости пришёл? » , « Угощения » В.п. « Кого я люблю? » , « Кого любит мама? » ( ед. и мн. ч.) Т.п. « Кто кем любуется? » П.п. « Кто о ком заботится? » ( ед. и мн. ч.), « Кто о чем мечтает? » Словообразование: Ответы на вопросы ( черноглазый, толстопятый, длинноухий … ) Предлоги: « Прятки » , « Кто где стоит » , « Что изменилось? »
Можно выделить три вида сказок, направленных на развитие грамматического строя речи: Русские народные сказки; Сказки по демонстрации с игрушками; Г рамматические сказки Васильевой Е. В.
Пример использования сказки « Репка »
1. « Скажи ласково » Можно пересказать всю сказку, называя всех персонажей ласково. - Посади дедушка репушку . Выросла репушка большая – пребольшая. Стал дедушка репушку из земли тящить : тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дедушка на помощь бабушку. Бабушка за дедушку, дедушка за репушку . И т.д.
2. Сравнительная степень прилагательных Просим детей сравнить персонажей по росту, возрасту, размеру и весу. Кто самый высокий, кто ниже, кто самый низкий? Кто старый, кто моложе, кто самый молодой? Кто тяжелый, кто легче, кто самый легкий? Кто большой, кто поменьше, кто самый маленький? Кто в сказке самый сильный? Благодаря кому или чему вытащили репку?
3. Какой по счету? Просим отвечать детей на вопросы: Кто первый ( второй, третий … ) по счету? Или: какой по счету дед? Внучка? Жучка Причем называем персонажей в разном порядке, чтобы лучше тренировать внимание детей. Если у нас цель тренировать зрительную память. Можно сначала показать картинку, а затем спрятать и попросить ребенка ответить по памяти.
4.Словообразование Задаем вопросы: если у репки розовые щеки, она какая? ( розовощекая). Если у репки красный нос, она какая? ( красноносая). Если у деда толстые щеки, он какой? ( толстощекий). Если у мышки длинный хвост, она какая? ( длиннохвостая). Если у кошки пушистый хвост, она какая? ( пушистохвостая). И т.д.
5.Предлоги Кто стоит за дедом, за кошкой … Кто стоит перед бабой, перед Жучкой … Кто стоит между дедом и внучкой, между Жучкой и мышкой? Затем просим ответить на вопрос: Где стоит баба? Где стоит Жучка? Дети отвечают на вопросы, используя в ответе предлоги: за, перед или между.
6.Падежи Можно задать ребенку следующие вопросы: И.п. Это кто? ( дед, баба … ) Р.п. Кого не стало? ( можно закрыть ладошкой кого-то из персонажей) Не стало деда, бабы … Д.п. Кого нарисовал художник? ( репку, бабу, деда … .) П.п. О чем мечтали все? ( о репке)
Грамматические сказки Васильевой Е. В. Они направлены на усвоение приставочных глаголов. В комплекте 4 сказки, где взяты 4 глагола: шить, ехать, ползти, лететь
Ехать, выехать, поехать, въехать, съехать, объехать, переехать, подъехать
Шить, сшить, подшить, ушить, вшить, вышить, зашить, пришить
Ползать, ползти, сползти, выползти, переползти, поползти, вползти, приползти; лететь, перелететь, взлететь, слететь, влететь
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
...
Конспект логопедического занятия по формированию грамматических категорий у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР. "Овощи".
Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной обр...
План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»
Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов...
Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
«Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»
Методический матерал для педагогов...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....