Постановка и автоматизация звука "С"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребенку нужна автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях, не пренебрегайте консультацией врача. Только квалифицированный медик сможет точно определить причину трудностей со звуком [С] и дать правильные рекомендации для домашних занятий.
ВАЖНО! Собираясь поставить звук [С] у ребенка, в первую очередь следует убедиться, что он знает этот звук и понимает, что пропускает его в словах.
Детям не свойственно вникать в фонетику слов, их восприятие ориентировано на смысл слова, которое они слышат. Поэтому ребенок может и не подозревать, что пропускает в словах звук [С]. Начните работу с проверки слуха: попросите ребенка хлопать в ладоши, как только он услышит звук [С], после чего произносите разные звуки, затем слоги, затем слова со звуком [С] и без него. По успехам ребенка будет видно, насколько он слышит и понимает произношение звука, которому учится.
Дифференциация и автоматизация звуков С и Ш в речи ребенка
Подбирая речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков, старайтесь исключать из него то, что еще не освоено ребенком, или использовать такие звуки по минимуму. Упражнения выполняются от простого к сложному:
- Проговариваем слоги на каждый звук отдельно: са-со-су-сы-сэ, ша-шо-шу-ши-шэ, ас-ос-ус-ыс-эс, аш-ош-уш-ыш-эш.
- Проговариваем слоги в парах: са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-шэ, ас-аш, ос-ош, ус-уш, ыс-ыш, эс-эш.
- Проговариваем слова на каждую букву: сушка, солнце, самолет, барсук, парус, шелк, бабушка, тушканчик, душ и т. п.
- Проговариваем пары слов: штора-ссора, мешок-кусок, зайчишка-трусишка, шлем-след, шипит-сипит, шуршит-свершит и т. п.
- Проговариваем словосочетания и короткие предложения: бабушка-старушка; у Сашки босоножки; шуршит снежок; серенький зайчишка и т. д. Обратите внимание, это упражнение не аналогично предыдущему, на пары слов. Здесь важна смысловая конструкция.
- Проговариваем полноценные сложные предложения: шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. п.
ВАЖНО! Не забегайте вперед. Дифференциация звуков [С] и [Ш] и их автоматизация в речи возможна благодаря мышечной памяти речевого аппарата, позволяющей ему правильно работать без сознательных усилий ребенка (автоматически). Эта память вырабатывается многократными повторениями от простого к сложному.
Когда сложные предложения освоены, можете поздравить своего малыша с заслуженным успехом. Однако не будет лишним как следует его (успех) закрепить. Для этого учим наизусть стихи, читаем вслух небольшие тексты и проговариваем скороговорки с шипящими звуками.
***
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
Лиса и кувшин (сказка)
Вышла крестьянка косить пшеницу в поле и оставила в зарослях кувшин с молоком. Пробралась к кувшину лиса. Сунула в кувшин голову и выпила все молоко. А голову из кувшина высунуть не может. Мучилась лиса, старалась, да и говорит кувшину: «Шутки шутишь, кувшин, довольно, отпусти!» А кувшин не отстает. Рассвирепела лиса, и говорит кувшину: «Не отпустишь? А я тебя сейчас утоплю!» Сунула кувшин в воду и утонула вместе с ним.
Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях
Помимо специальных упражнений на определенный звук, которые мы рассмотрим ниже, артикуляционной гимнастикой можно назвать все, что развивает подвижность лицевых мышц и органов речи. Ребенок может баловаться и шалить, строить смешные и страшные рожицы, высовывать язык, широко раскрывать рот и проделывать подобные веселые штуки с огромной пользой для себя. Используйте это как разминку перед занятием, а заодно задайте игровое настроение рабочему процессу.
- Улыбка до ушей. Попеременно улыбаемся как можно шире и возвращаемся в исходное положение. Губы сомкнуты.
- Забор. В улыбке показать сразу все зубки (и нижние, и верхние). Положение удерживать 5 секунд.
- Вверх-вниз. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Язычок попеременно поднимается вверх за альвеолы и опускается вниз за нижние зубы. Важно, чтобы во время выполнения упражнения двигался только язык, нижняя челюсть и губы должны оставаться на месте.
- Чистим зубки. Ребенок улыбается, открывает рот и совершает круговые движения языком по внешней стороне зубов в обе стороны.
- Горка. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Кончик языка за нижними резцами, спинка языка поднята как можно выше. Такое положение зафиксировать на 10 секунд.
Для правильной артикуляции автономного звука [С] растягиваем губы в улыбке при сомкнутых зубах. Кончик языка должен упереться в нижние зубы. Поток воздуха для правильного образования звука должен проходить точно посередине языка. Обязательно покажите артикуляцию ребенку на собственном примере. Если у него возникают трудности с удержанием языка в нижнем положении, используйте логопедический шпатель, чтобы слегка придавить язык.
Упражнения и чистоговорки на постановку и закрепление С и СЬ
Звук [C] лучше всего ставить от звука [И] при условии, что с этим звуком у ребенка все в порядке. В качестве подготовки к работе над [C] можно отработать артикуляцию [И], т. к. положение очень близкое.
- Проартикулируйте с ребенком долгий [И] с переходом в слова: и-збушка, и-люшка, и-грушка и т. п. Уделите внимание точной артикуляции.
- Вы называете слово в единственном числе, ребенок – во множественном: горшок-горшки, кулёк-кульки, станок-станки, конёк-коньки и т. п. Последняя «и» проговаривается тщательно.
- Поработайте с картинками, на которых изображены предметы на «и»: ириска, Индия, индюк и т. п. Вы показываете, ребенок называет.
Теперь вы готовы перейти непосредственно к постановке произношения. Постановка звука [С] может быть начата с выработки правильного воздушного потока, который должен проходить посередине языка. Попросите ребенка слегка высунуть язычок и несильно подуть на него. Если во время этого упражнения постепенно растягивать в улыбку углы губ и отодвигать язычок глубже в рот, можно услышать слабый звук [С].
Второй способ – от звука [И]. Ребенок улыбается и произносит долгий [И], следите за правильной артикуляцией. Теперь из этого положения попросите ребенка подуть, направляя струю воздуха вниз на кончик языка. Важно, чтобы язык находился за нижними зубами. Если ребенку трудно закрепить язык в правильном положении, помогите ему механически, используя логопедический шпатель или небольшую деревянную палочку. Ваша задача – продавить небольшой желобок по центру языка для струи воздуха.
Когда звук получен, отработайте его еще несколько раз в артикуляционном упражнении и переходите к отработке в слогах. Т. к. [С] мы ставили от [И], закрепляем его тоже в связке с [И], как со вспомогательным звуком. Сначала в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и т. д. Когда ребенок почувствует себя более уверенно, вспомогательный звук убираем.
Чистоговорки на звук С
Са-са-са, сколько сена и овса
Са-са-са, у Оксаны есть коса
Су-су-су, сыро осенью в лесу
Су-су-су, маме сумку я несу
Со-со-со, села сойка на песок
Со-со-со, укатилось колесо
Сы-сы-сы, сто полосок у осы
Сы-сы-сы, есть лисёнок у лисы
Ас-ас-ас, дядя Вася любит квас
Ас-ас-ас, скоро в школу в первый класс
Ус-ус-ус, суслик спрятался под куст
Ус-ус-ус, бусы носит карапуз
Ос-ос-ос, у лисёнка рыжий хвост
Ос-ос-ос, в конуре сидит барбос
Ыс-ыс-ыс, наша киса ловит крыс
Ыс-ыс-ыс, села муха на карниз
Постановка [С] от мягкого [СЬ] в форме чистоговорок
Си-си-си, мяч скорее принеси
Си-си-си, тесто сдобное меси
Ся-ся-ся, мы поймали карася
Ся-ся-ся, есть лосята у лося
Сю-сю-сю, в гости мы идем к гусю
Сю-сю-сю, грустно в речке карасю
Сё-сё-сё, жил в Японии Басё
Сё-сё-сё, скоро я узнаю всё
Се-се-се, свистнул селезень лисе
Се-се-се, сойка спряталась в овсе
Ись-ись-ись, на разминку становись
Ись-ись-ись, ветки две переплелись
Ясь-ясь-ясь, рыбка мелкая карась
Ясь-ясь-ясь, дело делай, не ленясь
Юсь-юсь-юсь, ничего я не боюсь
Юсь-юсь-юсь, позовите – отзовусь
Ёсь-ёсь-ёсь, дело нужное не брось
Ёсь-ёсь-ёсь, не надейся на авось
Есь-есь-есь, алфавит я знаю весь
Есь-есь-есь, сядь на лавку, ноги свесь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка и автоматизация звука "В"
Занятие 1:Загадка:Кто зимой холоднойХодит злой, голодный? (волк)Артикуляционная гимнастика:«Окошко», «Заборчик», «Хоботок», «Лягушка», «»Лягушка-хоботок», «качели».Постановка звука «В» (пр...
"Постановка и автоматизация звуков. Из опыта работы логопеда детской поликлиники"
Презентация содержит некоторые ключевые моменты постановки и автоматизации звуков практического характера, которые не освещаются в специальной литературе. Многое пришло с опытом, отработано годами. Сп...
Дидактический материал для постановки и автоматизации звуков.
При коррекции звукопроизношения логопеду приходится подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей , страдающих ринолалией, состоит в том, что вв...
Постановка и автоматизация звуков Р и РЬ
Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к ...
Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков речи
Серия индивидуальных и групповых логопедических занятий....
В данной работе предоставлен материал по постановке и автоматизации звука [Р],[Р\']
Звуки- основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. Правильное произношение необходи...
Постановка и автоматизация звуков в связной речи
Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка. Задачи:· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществля...