Постановка и автоматизация звуков в связной речи
рабочая программа на тему

Горб Ольга Алексеевна

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

 

Задачи:

·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;

·        Обеспечить охрану и укрепление здоровья;

·        Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

·        Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

·        Развитие артикуляционной моторики;

·        Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;

·        Развитие фонематического восприятия;

·        Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

·        Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

·        Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

 

Задачи:

·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;

·        Обеспечить охрану и укрепление здоровья;

·        Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

·        Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

·        Развитие артикуляционной моторики;

·        Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;

·        Развитие фонематического восприятия;

·        Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

·        Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

·        Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

 

Задачи:

·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;

·        Обеспечить охрану и укрепление здоровья;

·        Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

·        Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

·        Развитие артикуляционной моторики;

·        Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;

·        Развитие фонематического восприятия;

·        Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

·        Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

·        Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

 

Задачи:

·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;

·        Обеспечить охрану и укрепление здоровья;

·        Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

·        Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

·        Развитие артикуляционной моторики;

·        Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;

·        Развитие фонематического восприятия;

·        Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

·        Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

·        Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

 

Задачи:

·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;

·        Обеспечить охрану и укрепление здоровья;

·        Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

·        Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

·        Развитие артикуляционной моторики;

·        Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;

·        Развитие фонематического восприятия;

·        Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

·        Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

·        Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

 

Задачи:

·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;

·        Обеспечить охрану и укрепление здоровья;

·        Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

·        Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

·        Развитие артикуляционной моторики;

·        Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;

·        Развитие фонематического восприятия;

·        Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

·        Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

·        Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_i_avtomatizatsiya_zvukov_v_svyaznoy_rechi.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательной школы -интернат

VIII вида Ст. Старолеушковская Павловского района.

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

по «Постановке и автоматизации звуков в связной речи»

для школ VIII вида.

Составили учитель-логопед высшей категории: Горб О.А.

     Пояснительная записка.

Нарушение звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой. Произношение учащихся младших классов вспомогательной школы характеризуется и гораздо большим количеством дефектных звуков, которое приходится в среднем на одного ученика.

Коррекция звукопроизношения является длительным и сложным процессом и включает в себя не только коррекцию звукопроизношения но и развитие познавательной деятельности ученика, развитие операций анализа , синтеза, сравнения.

Коррекция нарушения звукопроизношения связывается с формированием речевой функции в целом, с развитием фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи, так как дефекты произношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного недоразвития речи. В процессе устранения дефектов звукопроизношения придаётся большое значение развитию чётких представлений о звуковом составе слова, умению выделять звуки из слова, определять место этих звуков , уточнению смыслоразличительной функции фонемы.

Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия

Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей , развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

Задачи:

  • Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
  • Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  • Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.

Определение положения звука по отношению к другим

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий- постановка и автоматизация звуков в связной речи. Календарно – тематический план курса занятий

«По постановке и автоматизации звуков» является индивидуальным , на занятия отводится 20 минут 4 раза в неделю.

Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Направления работы:

  • Развитие восприятия речи;
  • Формирование фонематического анализа;
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Работа непосредственно по постановке и автоматизации звуков;
  • Работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах, словах, над интонацией при закреплении звука;
  • Обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Основные требования к знаниям и умениям:

По окончании курса занятий учащийся должен:

  • Иметь чёткое представление о звуковом составе слова, уметь выделять звуки из слова, определять место звука в слове;
  • По возможности произносить поставленные звуки в связной речи.

Этапы работы по постановке и автоматизации звуков.

I . Подготовительный этап.

Направления:

  • Развитие общей, ручной, речевой моторики.
  • Развитие слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса.
  • Развитие ритма.
  • Развитие дыхания.
  • Развитие артикуляционной моторики.

II. Этап постановки звука.

Направления:

  • Развитие восприятия речи.
  • Формирование фонематического анализа.
  • Развитие артикуляторной моторики.
  • Работа по непосредственной постановке звука.

III. Этап автоматизации звука.

  • Автоматизация звука в открытом слоге.
  • Автоматизация звука в закрытом слоге.
  • Автоматизация звука в словосочетаниях.
  • Автоматизация звука в начале слова.
  • Автоматизация звука в середине слова.
  • Автоматизация звука в конце слова.
  • Автоматизация звука в предложении.
  • Автоматизация звука в связной речи.
  • Автоматизация звука при заучивании стихов.

Приблизительное календарно тематическое планирование по постановке звука.

Этапы работы

Содержание работы

Кол-во занятий

Дата занятий

По плану

По факту

1.

Развитие общей и речевой моторики

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти.

1

2.

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

1

3.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

1

4.

Постановка и коррекция звука

Знакомство с артикуляцией звука – с-.

1

5.

Постановка звука – с-.

1

6.

Автоматизация поставленного звука в речи.

Автоматизация  звука – с – в открытом слоге.

1

7.

Автоматизация звука – с – в закрытом слоге.

1

8.

Автоматизация звука – с – в звукосочетаниях.

1

9.

Автоматизация звука – с – в начале слова.

1

10.

Автоматизация звука – с – в середине слова.

1

11.

Автоматизация звука – с – в конце слова.

1

12.

Автоматизация звука – с – в сочетаниях с гласными.

1

13.

Звук – с- в предложении.

1

14.

Звук – с- в тексте.

1

15.

Автоматизация звука –с – при заучивании стихов.

1

16.

Развитие фонематического восприятия, аналитико -синтетической деятельности и фонематических представлений

Узнавание звука на фоне слога, слова.

1

17.

Формирование фонематического анализа

1

18.

Развитие синтетической деятельности.

1

19.

Дифференциация смешиваемых звуков.

10

Список литературы.

1. Гегелия  Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991

3. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957

4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.

6. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "В"

Занятие 1:Загадка:Кто зимой холоднойХодит злой, голодный?   (волк)Артикуляционная гимнастика:«Окошко», «Заборчик», «Хоботок», «Лягушка», «»Лягушка-хоботок», «качели».Постановка звука «В» (пр...

"Постановка и автоматизация звуков. Из опыта работы логопеда детской поликлиники"

Презентация содержит некоторые ключевые моменты постановки и автоматизации звуков практического характера, которые не освещаются в специальной литературе. Многое пришло с опытом, отработано годами. Сп...

Дидактический материал для постановки и автоматизации звуков.

При коррекции звукопроизношения логопеду приходится  подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей , страдающих ринолалией, состоит в том,  что вв...

Постановка и автоматизация звуков Р и РЬ

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к ...

Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков речи

Серия индивидуальных и групповых логопедических занятий....

В данной работе предоставлен материал по постановке и автоматизации звука [Р],[Р\']

Звуки- основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. Правильное произношение необходи...

Постановка и автоматизация звука "С"

Автоматизация звука "С"...