Постановка и автоматизация звуков в связной речи
рабочая программа на тему
Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
· Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
· Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· Развитие артикуляционной моторики;
· Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
· Развитие фонематического восприятия;
· Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
· Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
· Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
· Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
· Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· Развитие артикуляционной моторики;
· Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
· Развитие фонематического восприятия;
· Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
· Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
· Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
· Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
· Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· Развитие артикуляционной моторики;
· Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
· Развитие фонематического восприятия;
· Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
· Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
· Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
· Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
· Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· Развитие артикуляционной моторики;
· Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
· Развитие фонематического восприятия;
· Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
· Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
· Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
· Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
· Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· Развитие артикуляционной моторики;
· Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
· Развитие фонематического восприятия;
· Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
· Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
· Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
· Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
· Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
· Развитие артикуляционной моторики;
· Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
· Развитие фонематического восприятия;
· Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
· Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
· Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_i_avtomatizatsiya_zvukov_v_svyaznoy_rechi.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательной школы -интернат
VIII вида Ст. Старолеушковская Павловского района.
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа
по «Постановке и автоматизации звуков в связной речи»
для школ VIII вида.
Составили учитель-логопед высшей категории: Горб О.А.
Пояснительная записка.
Нарушение звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой. Произношение учащихся младших классов вспомогательной школы характеризуется и гораздо большим количеством дефектных звуков, которое приходится в среднем на одного ученика.
Коррекция звукопроизношения является длительным и сложным процессом и включает в себя не только коррекцию звукопроизношения но и развитие познавательной деятельности ученика, развитие операций анализа , синтеза, сравнения.
Коррекция нарушения звукопроизношения связывается с формированием речевой функции в целом, с развитием фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи, так как дефекты произношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного недоразвития речи. В процессе устранения дефектов звукопроизношения придаётся большое значение развитию чётких представлений о звуковом составе слова, умению выделять звуки из слова, определять место этих звуков , уточнению смыслоразличительной функции фонемы.
Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия
Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей , развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.
Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
- Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
- Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
- Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
- Развитие артикуляционной моторики;
- Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
- Обучение простым формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.
Определение положения звука по отношению к другим
Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий- постановка и автоматизация звуков в связной речи. Календарно – тематический план курса занятий
«По постановке и автоматизации звуков» является индивидуальным , на занятия отводится 20 минут 4 раза в неделю.
Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.
Направления работы:
- Развитие восприятия речи;
- Формирование фонематического анализа;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Работа непосредственно по постановке и автоматизации звуков;
- Работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах, словах, над интонацией при закреплении звука;
- Обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Основные требования к знаниям и умениям:
По окончании курса занятий учащийся должен:
- Иметь чёткое представление о звуковом составе слова, уметь выделять звуки из слова, определять место звука в слове;
- По возможности произносить поставленные звуки в связной речи.
Этапы работы по постановке и автоматизации звуков.
I . Подготовительный этап.
Направления:
- Развитие общей, ручной, речевой моторики.
- Развитие слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса.
- Развитие ритма.
- Развитие дыхания.
- Развитие артикуляционной моторики.
II. Этап постановки звука.
Направления:
- Развитие восприятия речи.
- Формирование фонематического анализа.
- Развитие артикуляторной моторики.
- Работа по непосредственной постановке звука.
III. Этап автоматизации звука.
- Автоматизация звука в открытом слоге.
- Автоматизация звука в закрытом слоге.
- Автоматизация звука в словосочетаниях.
- Автоматизация звука в начале слова.
- Автоматизация звука в середине слова.
- Автоматизация звука в конце слова.
- Автоматизация звука в предложении.
- Автоматизация звука в связной речи.
- Автоматизация звука при заучивании стихов.
Приблизительное календарно тематическое планирование по постановке звука.
№ | Этапы работы | Содержание работы | Кол-во занятий | Дата занятий | |
По плану | По факту | ||||
1. | Развитие общей и речевой моторики | Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. | 1 | ||
2. | Развитие мелких движений кистей рук и пальцев. | 1 | |||
3. | Развитие подвижности артикуляционного аппарата. | 1 | |||
4. | Постановка и коррекция звука | Знакомство с артикуляцией звука – с-. | 1 | ||
5. | Постановка звука – с-. | 1 | |||
6. | Автоматизация поставленного звука в речи. | Автоматизация звука – с – в открытом слоге. | 1 | ||
7. | Автоматизация звука – с – в закрытом слоге. | 1 | |||
8. | Автоматизация звука – с – в звукосочетаниях. | 1 | |||
9. | Автоматизация звука – с – в начале слова. | 1 | |||
10. | Автоматизация звука – с – в середине слова. | 1 | |||
11. | Автоматизация звука – с – в конце слова. | 1 | |||
12. | Автоматизация звука – с – в сочетаниях с гласными. | 1 | |||
13. | Звук – с- в предложении. | 1 | |||
14. | Звук – с- в тексте. | 1 | |||
15. | Автоматизация звука –с – при заучивании стихов. | 1 | |||
16. | Развитие фонематического восприятия, аналитико -синтетической деятельности и фонематических представлений | Узнавание звука на фоне слога, слова. | 1 | ||
17. | Формирование фонематического анализа | 1 | |||
18. | Развитие синтетической деятельности. | 1 | |||
19. | Дифференциация смешиваемых звуков. | 10 |
Список литературы.
1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991
3. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957
4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.
5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.
6. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка и автоматизация звука "В"
Занятие 1:Загадка:Кто зимой холоднойХодит злой, голодный? (волк)Артикуляционная гимнастика:«Окошко», «Заборчик», «Хоботок», «Лягушка», «»Лягушка-хоботок», «качели».Постановка звука «В» (пр...
"Постановка и автоматизация звуков. Из опыта работы логопеда детской поликлиники"
Презентация содержит некоторые ключевые моменты постановки и автоматизации звуков практического характера, которые не освещаются в специальной литературе. Многое пришло с опытом, отработано годами. Сп...
Дидактический материал для постановки и автоматизации звуков.
При коррекции звукопроизношения логопеду приходится подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей , страдающих ринолалией, состоит в том, что вв...
Постановка и автоматизация звуков Р и РЬ
Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к ...
Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков речи
Серия индивидуальных и групповых логопедических занятий....
В данной работе предоставлен материал по постановке и автоматизации звука [Р],[Р\']
Звуки- основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. Правильное произношение необходи...
Постановка и автоматизация звука "С"
Автоматизация звука "С"...