Доклад на тему «Социализация детей с ОВЗ – основной и главный аспект внедрения ФГОС»
методическая разработка на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Богородская школа № 8»
Доклад на семинар:
«Социализация детей с ОВЗ – основной и главный аспект внедрения ФГОС»
Подготовила: учитель СБО
I квалификационной категории
Белова Г.А.
2016 – 2017 учебный год
Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности. Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации других учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.
Основной задачей коррекционной школы в ракурсе положений ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка школьников данной категории к социализации и социально-трудовой адаптации. Достижение этой задачи обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы в школе. (Приложение 1)
АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.
К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относится развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой. Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной, коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность. Открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Организация создает условия для реализации АООП, обеспечивающие возможность расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья. Участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП, проектировании и развитии социальной среды организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к личностным результатам, которые включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированности мотивации к обучению и познанию.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.
В Федеральном государственном образовательном стандарте представлен учебный план, который включает обязательный предмет – основы социальной жизни. В нем представлены направления работы:
- Развитие навыков самообслуживания,
- самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
- ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации,
- обеспечения безопасности жизнедеятельности,
- усвоение морально-этических норм поведения,
- навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях,
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства,
- в воспитании и развитии ребенка,
- сохранении и укреплении его соматического, физического и
психического здоровья,
- формировании правильного уклада семейных отношений.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, данные статистики заставляют нас задуматься о будущем. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность. Социализация является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребенка–инвалида в современном обществе. В процессе занятий развиваются знания, умения, позволяющие добиться положительных результатов в адаптации и социализации детей с ОВЗ в обществе.
Литература
- «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599
- Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т. А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 304с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М.,2003
Подписи к слайдам:
Основной задачей коррекционной школы в ракурсе положений ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка школьников данной категории к социализации и социально-трудовой адаптации
АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию
Развитие навыков самообслуживания
Самостоятельного ведения домашнего хозяйства
Ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации
Обеспечения безопасности жизнедеятельности
Усвоение морально-этических норм поведения Навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях
понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства : - в воспитании и развитии ребенка, - сохранении и укреплении его соматического, - физического и психического здоровья, - формировании правильного уклада семейных отношений
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты внедрения ФГОС в вопросах и ответах.
Справочный материал по некоторым аспектам внедрения ФГОС...
Доклад на тему "Одаренные дети -проблема социализации"
В данном докладе сообщается об особенностях развития одаренных детей, проблемах возникающих в социумах и путях их решения....
Презентация к докладу "Продуктивная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ОО"
Презентация к докладу на августовскую конференцию....
ДОКЛАД на тему: «Метапредметный подход в обучении - основное требование ФГОС»
Значение метапредметного подхода в обучении....
Обмен опытом. Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС в коррекционной школе
У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе...
Тема: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ»
Содержание: 1. Современные информационные технологии в образовании2. Использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида3. Методические требования к уроку в спе...
Доклад на тему "Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию"
Доклад на тему "Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию"...