Доклад на тему «Социализация детей с ОВЗ – основной и главный аспект внедрения ФГОС»
методическая разработка на тему

Белова Галина Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Богородская школа № 8»

Доклад на семинар:

«Социализация детей с ОВЗ – основной и главный аспект внедрения ФГОС»

Подготовила: учитель СБО

I квалификационной категории

Белова Г.А.

2016 – 2017 учебный год

Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности. Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации других учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.

Основной задачей коррекционной школы в ракурсе положений ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка школьников данной категории к социализации и социально-трудовой адаптации. Достижение этой задачи обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы в школе. (Приложение 1)

АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.  Определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относится развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой. Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной,  коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность. Открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Организация создает условия для реализации АООП, обеспечивающие возможность расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья. Участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП, проектировании и развитии социальной среды организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к личностным результатам, которые включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированности мотивации к обучению и познанию.

Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте  представлен учебный план, который включает обязательный предмет –  основы социальной жизни. В нем представлены направления работы:

  • Развитие навыков самообслуживания,
  • самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
  • ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации,
  • обеспечения безопасности жизнедеятельности,
  • усвоение морально-этических норм поведения,
  • навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях,
  • понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства,

    - в воспитании и развитии ребенка,

    - сохранении и укреплении его соматического, физического и

      психического здоровья,

    - формировании правильного уклада семейных отношений.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, данные статистики заставляют нас задуматься о будущем. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность. Социализация является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребенка–инвалида в современном обществе. В процессе занятий развиваются знания, умения, позволяющие добиться положительных результатов в адаптации и социализации детей с ОВЗ в обществе.

Литература

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599
  2. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т. А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 304с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М.,2003



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель СБО I квалификационной категории Белова Г.А. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Богородская школа № 8» 2016 – 2017 учебный год

Слайд 2

Основной задачей коррекционной школы в ракурсе положений ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка школьников данной категории к социализации и социально-трудовой адаптации

Слайд 3

АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию

Слайд 4

Развитие навыков самообслуживания

Слайд 5

Самостоятельного ведения домашнего хозяйства

Слайд 6

Ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации

Слайд 7

Обеспечения безопасности жизнедеятельности

Слайд 8

Усвоение морально-этических норм поведения Навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях

Слайд 9

понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства : - в воспитании и развитии ребенка, - сохранении и укреплении его соматического, - физического и психического здоровья, - формировании правильного уклада семейных отношений

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты внедрения ФГОС в вопросах и ответах.

Справочный материал по некоторым аспектам внедрения ФГОС...

Доклад на тему "Одаренные дети -проблема социализации"

В данном докладе сообщается об особенностях развития одаренных детей,  проблемах возникающих в социумах и путях их решения....

Обмен опытом. Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС в коррекционной школе

У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе...

Тема: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Содержание:  1. Современные информационные технологии в образовании2. Использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида3. Методические требования к уроку в спе...

Доклад на тему "Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию"

Доклад на тему "Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию"...