«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (2 класс)
рабочая программа на тему
«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logo_2_klass.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/77160100
«Согласовано» Старший методист _____________Коклягина И. А.____ ______________________2017г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 281 ______Вологина Е.С.__________ ______________________2017 г. |
Рабочая программа
Название:
«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью».
Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.
Возраст: 2 класс
Учебный год: 2017-2018
Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-логопед.
Москва, 2017
Пояснительная записка.
Программа логопедической работы с учащимися 2 класса с системным нарушением речи разработана на основе рекомендаций сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание», Москва «Просвещение» 2010; книги Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте».
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с системным нарушением речи
Нарушения речи у большинства обучающихся с нарушением интеллекта носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
-нарушение звукопроизношения;
-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
-нарушение сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
-нарушение чтения;
-нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Объем программы: 60ч.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Форма занятий: групповая (4-6 человек).
Цель программы — комплексная коррекция нарушений речи
Задачи программы:
- Расширить начальные сведения о звуках и буква.
- Учить разделять слова на слоги.
- Учить различать твердые и мягкие согласные звуки, имеющие артикуляционно – акустическое сходство.
- Учить различать свистящие и шипящие согласные.
- Сформировать начальные понятия о словах-предметах, словах-действиях.
- Учить согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
- Учить выполнять упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
- Формировать концентрацию внимания, наблюдательность к языковым явлениям.
- Расширение словарного запаса по основным лексическим темам.
Учебно-тематический план.
2 класс
№ п/п | Тема | Форма контроля | |
Подготовительный этап (6 часов) | |||
Артикуляционные упражнения. Развитие и уточнение пространственных представлений. | Динамическое наблюдение | ||
Артикуляционные упражнения. Развитие и уточнение временных представлений. | |||
Артикуляционные упражнения. Артикуляционный аппарат (органы речи). Развитие кинестетических ощущений (положение губ, языка, зубов, участие голосовых связок). | Динамическое наблюдение | ||
Предложение и его схема. Составление предложения по схеме. | |||
Распространение предложений Работа с деформированным предложением | Динамическое наблюдение | ||
Слово. Слог - часть слова | |||
Звуки и буквы (16 часов) | |||
Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. | Динамическое наблюдение | ||
Выделение из слов гласных первого ряда. | |||
Слогообразующая роль гласных. | Динамическое наблюдение | ||
Образование гласных второго ряда. | |||
Буквы А-Я. Выделение из слов гласных второго ряда. | Динамическое наблюдение | ||
Буквы У-Ю. Выделение из слов гласных второго ряда. | |||
Дифференцирование гласных первого и второго ряда О-Ё в слогах и словах. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование гласных И – Ы в предложениях и текстах. | |||
Правописание сочетаний жи – ши. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование гласных а – я в слогах, словах, предложениях и текстах. | |||
Правописание сочетаний ча – ща. | Динамическое наблюдение | ||
Правописание сочетаний ча – ща. | |||
Дифференцирование гласных У – Ю в слогах, словах, предложениях, текстах. | Динамическое наблюдение | ||
Правописание сочетаний чу – щу. | |||
Правописание сочетаний чу – щу. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование гласных О – Ё. | |||
Дифференцирование гласных Э – Е. | Динамическое наблюдение | ||
Слоговой состав слова. (6 часов) | |||
Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах | Динамическое наблюдение | ||
Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах | Динамическое наблюдение | ||
3-х сложные слова с простым открытым слогом. Ударный слог. Безударная гласная. | |||
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса | Динамическое наблюдение | ||
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса | |||
Согласные звуки. Дифференцирование гласных и согласных звуков. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование твердых и мягких согласных звуков, имеющих артикуляционно – акустическое сходство. (8 часов) | |||
Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄ | |||
Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄ | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄. | |||
Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование звуков г– к, к΄–г΄. | |||
Дифференцирование звуков д – т, д.΄– т.΄ | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование свистящих и шипящих согласных. (15 часов) | |||
Дифференцирование звуков с – з. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование звуков ш – ж. | Динамическое наблюдение | ||
Правописание жи – ши. | |||
Правописание жи – ши. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование звуков с – ш. | |||
Дифференцирование звуков ш – щ. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование звуков з – ж. | |||
Дифференцирование звуков ч – щ. | Динамическое наблюдение | ||
Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. | |||
Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. | Динамическое наблюдение | ||
Дифференцирование звуков ц – ч. | |||
Обозначение мягкости согласных буквой ь. | Динамическое наблюдение | ||
Разделительный ь. Звуковой анализ слов. | |||
Слово (7 часов) | |||
Слова, которые обозначают предметы. Различие по вопросам кто? что? | Динамическое наблюдение | ||
Имена собственные. Большая буква в именах собственных (имена, фамилии людей, клички животных). | |||
Предлоги. Правописание предлогов (в, из, на, у, с). | Динамическое наблюдение | ||
Единственное и множественное число слов, обозначающих предметы. Группировка предметов по темам. | |||
Слова, которые обозначают действия предметов. Название предметов действий по вопросам: что делает? что делают? что делал? Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается). | Динамическое наблюдение | ||
Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. | |||
Предложение (4 часа) | |||
Построение простого предложения. Составление предложений по вопросам, по картинкам. | Динамическое наблюдение | ||
Заканчивание начатого предложения. Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | |||
Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. | Динамическое наблюдение | ||
Проверочная работа. Повторение пройденного за год. |
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться
- Рассказать о звуках и буквах.
- Разделять слова на слоги.
- Различать твердые и мягкие согласные звуки, имеющие артикуляционно – акустическое сходство.
- Различать свистящие и шипящие согласные.
- Рассказать о словах-предметах, словах-действиях.
- Согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
- Выполнять упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
- Концентрировать свое внимание в процессе обучения и быть более наблюдательными к языковым явлениям.
- Использовать в самостоятельной речи словарь по основным лексическим темам.
Календарно-тематический план.
2 класс
№ п/п | Тема | Дата факт | |
Подготовительный этап (6 часов) | |||
Артикуляционные упражнения. Развитие и уточнение пространственных представлений. | 4 неделя | ||
Артикуляционные упражнения. Развитие и уточнение временных представлений. | |||
Артикуляционные упражнения. Артикуляционный аппарат (органы речи). Развитие кинестетических ощущений (положение губ, языка, зубов, участие голосовых связок). | 5 неделя | ||
Предложение и его схема. Составление предложения по схеме. | |||
Распространение предложений Работа с деформированным предложением | 6 неделя | ||
Слово. Слог - часть слова | |||
Звуки и буквы (16 часов) | |||
Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. | 7 неделя | ||
Выделение из слов гласных первого ряда. | |||
Слогообразующая роль гласных. | 8 неделя | ||
Образование гласных второго ряда. | |||
Буквы А-Я. Выделение из слов гласных второго ряда. | 9 неделя | ||
Буквы У-Ю. Выделение из слов гласных второго ряда. | |||
Дифференцирование гласных первого и второго ряда О-Ё в слогах и словах. | 10 неделя | ||
Дифференцирование гласных И – Ы в предложениях и текстах. | |||
Правописание сочетаний жи – ши. | 11 неделя | ||
Дифференцирование гласных а – я в слогах, словах, предложениях и текстах. | |||
Правописание сочетаний ча – ща. | 12 неделя | ||
Правописание сочетаний ча – ща. | |||
Дифференцирование гласных У – Ю в слогах, словах, предложениях, текстах. | 13 неделя | ||
Правописание сочетаний чу – щу. | |||
Правописание сочетаний чу – щу. | 14 неделя | ||
Дифференцирование гласных О – Ё. | |||
Дифференцирование гласных Э – Е. | 15 неделя | ||
Слоговой состав слова. (6 часов) | |||
Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах | 15 неделя | ||
Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах | 16 неделя | ||
3-х сложные слова с простым открытым слогом. Ударный слог. Безударная гласная. | |||
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса | 17 неделя | ||
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса | |||
Согласные звуки. Дифференцирование гласных и согласных звуков. | 18 неделя | ||
Дифференцирование твердых и мягких согласных звуков, имеющих артикуляционно – акустическое сходство. (8 часов) | |||
Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄. | 18 неделя | ||
Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄. | 19 неделя | ||
Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄ | |||
Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄ | 20 неделя | ||
Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄. | |||
Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄. | 21 неделя | ||
Дифференцирование звуков г– к, к΄–г΄. | |||
Дифференцирование звуков д – т, д.΄– т.΄ | 22 неделя | ||
Дифференцирование свистящих и шипящих согласных. (15 часов) | |||
Дифференцирование звуков с – з. | 22 неделя | ||
Дифференцирование звуков ш – ж. | 23 неделя | ||
Правописание жи – ши. | |||
Правописание жи – ши. | 24 неделя | ||
Дифференцирование звуков с – ш. | |||
Дифференцирование звуков ш – щ. | 25 неделя | ||
Дифференцирование звуков з – ж. | |||
Дифференцирование звуков ч – щ. | 26 неделя | ||
Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. | |||
Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. | 27 неделя | ||
Дифференцирование звуков ц – ч. | |||
Обозначение мягкости согласных буквой ь. | 28 неделя | ||
Разделительный ь. Звуковой анализ слов. | |||
Слово (7 часов) | |||
Слова, которые обозначают предметы. Различие по вопросам кто? что? | 29 неделя | ||
Имена собственные. Большая буква в именах собственных (имена, фамилии людей, клички животных). | |||
Предлоги. Правописание предлогов (в, из, на, у, с). | 30 неделя | ||
Единственное и множественное число слов, обозначающих предметы. Группировка предметов по темам. | |||
Слова, которые обозначают действия предметов. Название предметов действий по вопросам: что делает? что делают? что делал? Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается). | 31 неделя | ||
Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. | |||
Предложение (4 часа) | |||
Построение простого предложения. Составление предложений по вопросам, по картинкам. | 32 неделя | ||
Заканчивание начатого предложения. Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | |||
Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. | 33 неделя | ||
Проверочная работа. Повторение пройденного за год. |
Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
- Ефименко Л. Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
- Лопухина И. С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Лалаева Р. И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М: « Владос», 2001 г
- Мазанова Е. В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
- Мазанова Е. В. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006.
- Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М: «Аркти», 2007 г
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками умственно отсталого ребенка.
Доклад на МО учителей предметников в коррекционной школе....
«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (1 класс)
laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....
Методы коррекции школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью
Школьная дезадаптация, и умственная отсталость являются широко распространенными, угрожающими для общества явлениями, так как служат источником серьезных проблем, к основным из которых следует отнести...
Развитие речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мне...