Программа кружка "Умелые руки" 4 ГУО класс
рабочая программа на тему
Программа составлена для учащихся коррекционной школы VIII вида с умеренной и глубокой умственной отсталостью. Содержит титульный лист, пояснительную записку, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_umelye_ruki.docx | 138.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружковой работе "Умелые руки" составлена на основе:
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, 1983г.). Авторы программы: научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР
- Годового календарного учебного графика на 2016 - 2017 уч.г.
В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы - 68, по 2 часа в неделю, при проведении 40-минутного урока. Часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана, образовательной области "Технология".
Целью кружковой работы является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекции нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природными материалами, элементарного конструирования, ручного труда.
Задачи:
Специальные задачи, стоящие перед учителем, касаются коррекции и компенсации психофизических недостатков, имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью:
- Коррекция недостатков умственной деятельности. Развитие умений, необходимых при выполнении трудовых заданий: ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать имеющийся опыт), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и выбирать нужные инструменты, рассказывать о проделанной работе), осуществлять самоконтроль при выполнении работы и оценивать полученный результат (определять правильность действий и их результатов, отмечать качество готовых изделий) и т.п.
- Коррекция недостатков познавательной сферы: воспитание умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия (с учетом особенностей материала), ориентироваться на ограниченной плоскости (альбомного листа, поверхности стола) и в окружающем пространстве.
- Коррекция недостатков языковых и речевых средств. Развитие умения последовательно и полно излагать высказывание, структурировать его грамматически верно, используя точные и разнообразные лексические единицы.
- Коррекция недостатков моторной сферы: нарушений координации движений, преодоление общей моторной неловкости, несогласованности движений, малой амплитуды и неточности движений и др.
Содержание обучения на кружке очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность. Гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний. Умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, методы и формы проведения.
На занятии основными методами обучения являются: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, практическая работа и др.
Типы уроков
- Урок применения знаний и умений
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Комбинированный урок
Учитель управляет деятельностью, используя при этом различные формы.
общие или фронтальные (работа со всем классом);
индивидуальные (с конкретным учащимся);
групповые (звено, бригада, пара и т. д.).
Основной формой занятия является урок, ведущей формой работы является фронтальная работа, при осуществлении индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики развития базовых универсальных действий: наблюдение в процессе выполнения заданий, готовые изделия учащихся.
Уровень знаний и умений определяется по диагностическим картам. Диагностика проводится по окончании каждой четверти и в конце года.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы;
- названия материалов, используемых для выполнения поделок;
- названия основных цветов указанных материалов;
- названия операций, необходимых для обработки материала (пластилин лепят, бумагу сгибают, нитки сплетают)
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные приемы работы с пластилином (разминать, раскатывать в руках и на подкладной доске, раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч), вдавливать, делить на части, сплющивать между ладонями (лепешка, блин), соединять две части (гриб со шляпкой), вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови, соединение плоских деталей с объемными);
- использовать в лепке правильные представления о величине и форме (большой и маленький, круглый, плоский, палочки);
- понимать и употреблять эти слова и выполнять с ними действия;
- закреплять детали на подставку;
- организовывать работу с опорой на образец изделия, показ учителем приемов работы;
- выполнять основные действия с бумагой (сминание, разглаживание ладонями, отрывание небольших кусочков);
- пользоваться клеящим карандашом;
- приклеивать аппликацию по контуру;
- ориентироваться (называть и показывать) на листе бумаги (верх, низ, слева, справа, углы, центр (середина);
- сопоставлять свою поделку с образцом (с помощью учителя).
Использовать в повседневной жизни: пользоваться ножницами, клеящим карандашом соблюдая правила безопасности.
Учебный план
№ п\п | Раздел программы | Кол-во часов | Теоретических | Комбинированных | Экскурсий |
1. | Введение в тему | 1 | 1 | 1 | |
2. | Элементарное конструирование | 14 | 1 | 13 | |
3. | Работа с пластилином | 8 | 1 | 7 | |
4. | Работа с бумагой | 17 | 1 | 16 | |
5. | Работа с нитками и тканью | 15 | 1 | 14 | |
6. | Работа с природным материалом | 12 | 1 | 10 | 1 |
Описание учебно-методического комплекса
1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986.
2. Светлова И. Логика. - М.: Эксмо, 2008.
3. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка. – Эксмо, 2006.
4. Мазнин И.А. 500 загадок для детей. – М.: Сфера, 2006.
5. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. – М.: Эксмо, 2005.
6. Добрые стихи малышам. – Проф – Пресс, 2009.
7.Тихомирова Л.Ф. Логика. – Ярославль: Академия, 2000.
8. Русские народные сказки.
9. Загадки.
10. Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения»
11. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома»
12. А. Кузнецова Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7. – М.: РИПОЛ классик, 2009.
13. «Программы для глубоко умственно отсталых детей» под редакцией НИИДАПН РСФСР 1983г.
14. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. А.Р.Маллер, Г.В.Цикото.
Материально-техническое обеспечение
1. Наборы цветной бумаги, картона
2. Ножницы
3. Клей
4. Наборы конструкторов
5. Наборы пластилина
6. Природный материал
7. Нитки, ткань, иглы
8. Демонстрационный материал
9. Шаблоны
10. Инструкционные карты
Календарно-тематическое планирование по кружковой работе «Умелые руки»
Характеристика класса
Е. Антон | П. Иван | М. Артем | В. Никита | |
Знает и называет изученные цвета. | ||||
Знает и называет форму предметов. | ||||
Знает и называет величину предметов. | ||||
Обводит шаблоны и трафареты. | ||||
Выполняет штриховку (вертикальную, горизонтальную, по диагонали). | ||||
Собирает пирамидки. | ||||
Складывает простые фигуры из счетных палочек по показу и словесной инструкции. | ||||
Выкладывает различные комбинации из плоскостных геометрических фигур. | ||||
Выполняет постройки из детских наборов строительного материала. | ||||
Выкладывает из мозаики заданные узоры, полоски, картинки. | ||||
Использует в лепке изученные приемы работы с пластилином (раскатывание, отщипывание, вытягивание, примазывание, прищипывание) предусмотренные программой. | ||||
В лепке использует правильное представление о величине, цвете и форме. | ||||
Умеет в работе с бумагой использовать такие приемы как: сминание, разглаживание ладонями, отрывание небольших кусочков | ||||
Сортирует нитки по цвету. | ||||
Наматывает нитки в клубок, на катушку. | ||||
При работе понимает обращенную к нему речь. | ||||
Соблюдает технику безопасности. | ||||
После выполненной работы обыгрывает сюжет. | ||||
Может обратиться за помощью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...