Конспект занятия с презентацией по коррекции оптически схожих букв П-Т.
план-конспект по теме
Дифференциация оптически схожих букв П-Т.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку. Дифференциация П-Т. | 2.02 МБ |
Конспект занятия. Дифференциация П-Т. | 44.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика звука [ n ] : согласный произносится губами глухой
Характеристика звука [ m ] : согласный язык упирается в верхние зубы глухой
Буквы n m
Запомни!!!
«Волшебный ластик» //у //а /// а // у/// е/// ///ы // я //о/// ///а/// //ё ///я и//
n m
«Собери слово» ТОН, ПИ - КА, ЛАТ – ПАД , ЗА – ЛО , ТА, ПА – НОК , ТЕ, ЛЁ - БУ , ТА, РЕТ –
Физминутка « Мы топаем ногами» Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем.
«Дешифровщик» 3А2КИ - ША2КА – 2АЛЬ3О – БО3ИНКИ – 2УХОВИК - 3УФЛИ – СА2ОГИ - 2ЛА3ЬЕ – 2ЛА3ОК – 2ИЖАМА
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы n и m : КА . ТОК С . ЕЛЫЙ САЛФЕ . КА СА . ОГ КРУ . ОЙ КО . ЕЙКА . ЕР . ЕЛИВЫЙ . Ё . ЛЕНЬКИЙ ЛАС . ОЧКА . О . ЕМНЕЛ КРЕ . КИЙ НОВОС . И
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы n и m : ЧАС . Ь .ОЛЯ . ЛЯЖНЫЙ КОС . ЮМ . ОЧКА О . ОРЫ КИ . АЙСКИЙ ЗОН . ИК . АЧКА ВА . Ы . РАВЫЙ БО . ИНОК МЕС . О КУ . АНИЯ У . ИНАЯ ОХОТА
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы n и m : ЖИ . ЕЛИ . ЛАНЕТЫ . УХОВЫЙ . ЛАТОК КА . ИТАН ФЛО .Т А . ЛОХОЙ . ОС . У . ОК КА . ЛИ . ОТА . РО . ЯЖНАЯ . ЕСНЯ . АЛА . КА . УРИС . ОВ . ЛЕ . ЁНОЕ КАШ . О
Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу: Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт). Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной птицей. Старенький дедушка (спал, стал) на тахте.
Вставьте пропущенные буквы n и m . Прочитайте стихотворение : На кра_иве как на _ ли_ке , Вски_я_или чай ули_ки . Заходи чайку на_и_ься , К_о кра_ивы не бои_ся .
Итог занятия. Характеристика звука [ n ] : согласный произносится губами глухой твёрдый, мягкий Характеристика звука [ m ] : согласный язык упирается в верхние зубы глухой твёрдый, мягкий
Итог занятия. Чем похожи и чем отличаются буквы n и m ?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация оптически схожих букв п – т.
Цели:
- совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;
- развитие зрительно-пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развитие памяти, контрольных действий;
- совершенствование способности к переключению внимания;
- воспитание умения общаться в коллективе
- научить различать строчные буквы п и т,
- активизировать словарный запас учащихся,
- формировать умение составлять словосочетания и простые распространенные предложения.
Задачи:
- формировать зрительно-пространственное восприятие;
- развивать способность вести руку по необходимой траектории, память, внимание, мышление;
- совершенствовать представление о смыслоразличительной роли букв п и т.
Оборудование:
- рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
- “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
- карточки-опоры с буквами п (Рисунок 5), т (Рисунок 6);
- карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
- индивидуальные зеркала.
- карточки со строчными буквами п и т,
- картинки с изображениями Торопыжки,
- «Волшебный сундучок» с буквами из бархатной бумаги
- Презентация.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели будет послезавтра?
- Какой день недели был позавчера?
2. Определение темы урока.
Посмотрите на доску (экран и т. п.). Назовите первый звук в названии этих предметов (торт, попугай, паутина, тапки, платье, туфли и т.д.)
- Как вы думаете, какими будут буквы сегодняшнего занятия? ( П –Т).
3. Характеристика звуков и букв П-Т.
- Давайте вспомним, какие звуки они обозначают? (Согласные!)
- Произнесите звук П перед зеркалом. Посмотрите, почувствуйте, с помощью чего мы его произносим?( Мы произносим его губами).
- Правильно. Мы соединяем губы, выдыхаем воздух, губы разжимаются, и получается звук П. А голос при этом работает?
(Кладут руку на горло, произносят звук П) (Нет, горлышко не дрожит, значит, голос не работает. Звук П – глухой).
- Итак, звук П: согласный, произносится губами, глухой.
- А теперь произнесите звук Т перед зеркалом. Посмотрите, почувствуйте, как , с помощью чего мы его произносим? (Язык упирается в верхние зубы).
- Правильно. Мы как будто толкаем широким кончиком языка верхние зубы. А голос при этом работает?
(Кладут руку на горло, произносят звук Т) (Нет, горлышко не дрожит, значит, голос не работает. Звук Т – глухой).
- Итак, звук Т: согласный, произносится языком и верхними зубами, глухой.
- Звуки П и Т произносятся одинаково? (Нет!)
- А по звучанию они похожи? ( Нет! Не похожи!)
- Посмотрите теперь на буквы, которыми обозначаются звуки П и Т, они похожи? ( Да).
- Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов).
- Чем они отличаются? ( Количеством элементов).
- Из скольки элементов состоит буква П? (Из двух элементов).
- Из скольки элементов состоит буква Т? (Из трёх элементов).
- Послушайте сказку об этих похожих буквах: “Торопыжкина беда”.
Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”. Пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек, т.е. две. Помни об этом и престань торопиться!”
4. Дифференциация букв п – т на уровне буквы.
– А среди вас тоже есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т.
Давайте научимся их различать. (Давайте!)
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради. Отступите от последней работы две пустые строчки вниз, посередине в третьей сточке запишите сегодняшнее число. Сегодня 1 марта, помните, что цифры и буквы помещаются в рабочую строку, касаются её верхней и нижней линии. Элементы букв и соединения пишите правильно и в конце предложения всегда ставьте точку.
- Давайте ещё раз вспомним, сколько ножек у буквы n? (Две). Сколько ножек у буквы m? (Три).
А теперь, послушайте названное число, напишите соответствующую букву n или m, называя количество элементов.
а)
2 3 3 2 3 2 3 2 3 3 2 2 3
5. Дифференциация букв п – т на уровне слога и слова.
б) «Волшебный ластик»
- Однажды в гости к буквам n – m пришел волшебный ластик, решил пошутить и стёр в них перекладины. Посмотрите, что получилось.
//у //а ///а //у/// е///
///ы //я //о/// ///а/// //ё
Восстановите буквы n –m и запишите слоги с ними в строчку, через запятую.
Коллективная проверка выполнения задания.
в) «Собери слово»
- Ребята, давайте вспомним, сколько звуков обозначает буква n? (Два. Твёрдый согласный n и мягкий согласный nь).
- Сколько звуков обозначает буква m? (Два. Твёрдый согласный m и мягкий согласный mь).
- Каким цветом обозначаются твёрдые согласные? (Синим). Каким цветом обозначаются мягкие согласные? (Зелёным).
- Буква n имеет меньше элементов, поэтому будем её подчёркивать одной чертой, буква m, имеет большее количество элементов - поэтому будем её подчёркивать двумя чертами синим или зелёным цветом, в зависимости от того какой звук услышим в слове.
- Из слогов, данных в беспорядке, нужно составить слово, объяснить значение слова, записать его и обозначить буквы занятия.
ТОН, ПИ - КА, ЛАТ - ПАД, ЗА –
ЛО, ТА, ПА - НОК, ТЕ, ЛЁ - БУ, ТА, РЕТ –
6. Физминутка: «Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
7. Дифференциация букв п – т на уровне слова и словосочетания.
г) «Дешифровщик»
- Ребята, вы знаете, что такое шифр? (Ответы детей). Сейчас мы с вами станем дешифровщиками, т.е. теми, кто разгадывает шифры. Перед вами зашифрованные слова, их нужно расшифровать, объяснить значение слова, записать его и обозначить буквы занятия.
3А2КИ - ША2КА - 2АЛЬ3О –
БО3ИНКИ - 2УХОВИК - 3УФЛИ –
СА2ОГИ - 2ЛА3ЬЕ - 2ЛА3ОК –
д) Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные буквы п или т. Объясните значение каждого слова. Обозначьте буквы занятия.
КА . ТОК С . ЕЛЫЙ САЛФЕ . КА
СА . ОГ КРУ . ОЙ КО . ЕЙКА
. ЕР . ЕЛИВЫЙ . Ё . ЛЕНЬКИЙ ЛАС . ОЧКА
. О . ЕМНЕЛ КРЕ . КИЙ НОВОС . И
е) Спишите словосочетания. Вместо точек вставьте пропущенные буквы п или т. Объясните значение каждого словосочетания. Обозначьте буквы занятия.
ЧАС . Ь .ОЛЯ . ЛЯЖНЫЙ КОС . ЮМ
. ОЧКА О . ОРЫ КИ . АЙСКИЙ ЗОН . ИК
. АЧКА ВА . Ы . РАВЫЙ БО . ИНОК
МЕС . О КУ . АНИЯ У . ИНАЯ ОХОТА
ЖИ . ЕЛИ . ЛАНЕТЫ . УХОВЫЙ . ЛАТОК
КА . ИТАН ФЛО .Т А . ЛОХОЙ . ОС . У . ОК
КА . ЛИ . ОТА . РО . ЯЖНАЯ . ЕСНЯ
. АЛА . КА . УРИС . ОВ . ЛЕ . ЁНОЕ КАШ . О
7. Дифференциация букв п – т на уровне предложения.
ж) Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Объясните значение слова – тахта. Обозначьте буквы занятия.
Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт). Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной птицей. Старенький дедушка (спал, стал) на тахте.
7. Дифференциация букв п – т на уровне текста.
е) Вставьте пропущенные буквы в слова и прочитайте текст предложения.
На кра_иве как на _ли_ке,
Вски_я_или чай ули_ки.
Заходи чайку на_и_ься,
К_о кра_ивы не бои_ся.
IV. Итог занятия.
– Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т.)
– Чем отличаются буквы п и т ?
– Чем отличаются звуки [п] и [т]?
Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв о – а.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Различение оптически сходных букв о – а. ...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложени...
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе
Цель:Развитие оптико - пространственных представлений, буквенного гнозиса....
Приложение к презентациям по дифференциации схожих букв т- ш .Конспекты логопедических занятий
Методическая разработка занятий по теме: дифференциация букв т- ш. Предлагается Вашему вниманию два логопедических занятия: первое занятие по дифференциации н...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....