Программа коррекционно -логопедической работы с учащимися 1-5 классов с ОВЗ
рабочая программа на тему
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с ОВЗ,
Цель обучения:
- провести коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам, предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной программы. обучающиеся по адаптированным программам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog-ma_po_korrektsii_uchashchihsya_s_ovz.docx | 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным программам.
Опираясь на исследования А.В.Ястребовой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Бессоновой и многих других, с уверенностью можно сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоёмкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.
Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях предложенные авторами И.Н.Садовниковой (1998г), Л.Н.Ефименковой (2004г.), Л.Г.Парамоновой (1999г.), Е.В.Мазановой (2006г.).
Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам МБОУ СОШ № 24
ст.Суворовской Предгорного района Ставропольского края, у которых в результате логопедического обследования выявлены:
1 класс – Недостаточная сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи.
2-3 классы - Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.
4-5 классы - Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи.
6 класс - Недостаточная сформированность умений и навыков построения связного высказывания.
Цель обучения:
- провести коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам, предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.
Задачи обучения:
- восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;
- обогатить словарный запас;
- развить грамматический строй и связную речь.
Область применения программы Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных и специальных коррекционных школ; может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных школ для профилактики речевых недостатков, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Содержание программы
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на пять лет обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы учителя -логопеда общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе – 34 часа (1 часа в неделю), во 2 - 3 классах – по 34 часа (1 час в неделю), в 4-5 классах – по 34 часа (1 час в неделю), в 6-х классах -34 часа (1 раз в неделю).. Занятия проводятся с с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала. Коррекционная работа состоит из трёх этапов: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (1 -2 -е классы – всего 68 занятий - 1 раза в неделю). II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (3-4 класс – всего 68 занятий - 1 раз в неделю). III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи (5-6 класс – всего 68 занятий - 1 раз в неделю).
Содержание коррекционной работы на первом этапе
Основным содержанием логопедической работы на I этапе является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.
Поэтому необходимо сформировать:
-полноценные фонематические процессы;
-представления о звукобуквенном составе слова;
-навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
- скоррегировать дефекты произношения.
В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концетрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи первого этапа.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей, обучающихся в классах с ОВЗ, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим
методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.
На первом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I-II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,х-ж, ш-щ, а-д).
При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:
-сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований-поставлены и отдифференцированы все звуки;
-уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение.
Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создаёт необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Тематическое планирование
логопедической работы
на I этапе с учащимися 1-х классов с ОВЗ,
имеющими недостаточную сформированность фонематических
и лексико – грамматических средств речи
на 2017 – 2018 учебный год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Органы речи. Речь устная и письменная. | |
3 | Предложение. Предложение и слово. | |
4 | Интонационная законченность предложения. | |
5 | Слова – предметы. | |
6 | Слова – действия. | |
7 | Слова – признаки. | |
8 | Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов. | |
9 | Слово и слог. Деление слов на слоги. Ударение. | |
10 | Звуки и буквы. | |
11 | Гласный звук [а], буквы А, а. | |
12 | Гласный звук [о], буквы О, о. | |
13 | Гласный звук [и], буквы И, и. | |
14 | Гласный звук [ы], буква ы. | |
15 | Гласный звук [у], буквы У, у. | |
16 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | |
17 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | |
18 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | |
19 | Согласные звуки [т], [т буквы Т, т.′ | |
20 | Согласные звуки [л], [л буквы Л, л.′ | |
21 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | |
22 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | |
23 | Гласные буквы Е, е. Ё,ё. | |
24 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | |
25 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | |
26 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | |
27 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | |
28 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | |
29 | Гласные буквы Я, я. | |
30 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | |
31 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | |
32 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | |
33 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. | |
34 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. |
Тематическое планирование
логопедической работы
на I этапе с учащимися 2-х классов с ОВЗ,
имеющими недостатки чтения и письма,
обусловленные недостаточной сформированностью фонематических
и лексико – грамматических средств речи
на 2017– 2018 учебный год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Предложение и слово | ||
1 | Анализ предложения. Главные члены предложения. | |
2 | Интонационная законченность предложения. | |
3 | Слова, обозначающие предмет. | |
4 | Слова, обозначающие действия предмета. | |
5 | Слова, обозначающие признак предмета. | |
Слоговой анализ и синтез слова | ||
6 | Слогообразующая роль гласных звуков. | |
7 | Слоговой состав слова. | |
8 | Слоговой анализ и синтез слов. | |
9 | Слог. Деление слов на слоги. | |
10 | Перенос слов. | |
Ударение | ||
11 | Смыслоразличительная роль ударения. | |
12 | Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки | ||
13 | Мягкий знак на конце слова. | |
14 | Мягкий знак в середине слова. | |
15 | Распознавание мягкого знака на конце и в середине слова в тексте. | |
16 | Разделительный мягкий знак. | |
17 | Разделительный твёрдый знак и его употребление на письме. | |
18 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | |
19 | Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда. | |
20 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словах, словосочетаниях. | |
21 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А– Я в предложениях и тексте. | |
22 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в словах, словосочетаниях. | |
23 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в предложениях и тексте. | |
24 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словах, словосочетаниях. | |
25 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в предложениях и тексте. | |
26 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в словах, словосочетаниях. | |
27 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в предложениях и тексте. | |
28 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в словах, словосочетаниях. | |
29 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в предложениях и тексте. | |
Свистящие и шипящие согласные звуки | ||
30 | Звуки С—С ', Ш в слогах, словах и предложениях. | |
31 | Звуки С—С ', Ш в связной речи. | |
32 | Звуки З—З ', Ж в слогах, словах и предложениях. | |
33 | Звуки З—З ', Ж в связной речи. | |
34 | Звуки Ж – Ш в слогах и словах. |
Содержание коррекционной работы на втором этапе КРО
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по:
-уточнению значений у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-уточнению значений используемых синтаксических конструкций;
-дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
-овладению навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка. Иначе говоря, целью работы по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у детей является формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов. В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, а также активного и адекватного использования их в целях общения в различных учебных ситуациях.
Кроме того, на логопедических занятиях отрабатывается умение устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).
Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:
-практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
-практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления,
-понятие о родственных словах; о предлогах и способах их использования; дифференциации предлогов и приставок;
-овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.
Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. В процессе развития устной речи постоянно осуществляется работа по овладению моделями различных предложений. В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть созданы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи и т.п.На логопедических занятиях II этапа коррекционно-развивающего обучения продолжается также работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний, учебные диалоги, которые постепенно становятся всё более развёрнутыми по сравнению с аналогичными на I этапе. Особое внимание уделяется формированию у детей способности к доказательствам, рассуждениям. Это, как уже отмечалось, имеет большое значение как для осуществления продуктивной деятельности в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и операции в различной форме.
Таким образом, по истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:
-ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяется при этом их значения;
-активно пользоваться различными способами словообразования;
-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
-передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности – усвоения смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга по семантике; позже – между словами семантически близкими, отличающимися одним дифференциально-семантическим признаком.
Тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
на II этапе с учащимися 3-4-х классов с ОВЗ,
имеющими недостатки чтения и письма,
обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи
на 2017 – 2018 учебный год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Практическое овладение навыком подбора синонимов, антонимов и способов их употребления. Понятие о многозначности слов. | ||
Синонимы | ||
1 | Использование синонимов речи | |
2 | Подбор синонимов к заданным словам | |
Антонимы | ||
3 | Нахождение антонимов в текстах | |
4 | Подбор антонимов к словам различных частей речи | |
Многозначные слова | ||
5 | Однозначные и многозначные слова | |
6 | Прямое и переносное значение многозначных слов | |
Понятие о родственных словах (в практическом плане) | ||
7 | Родственные слова. Корень слова. | |
8 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | |
9 | Происхождение слов. | |
10 | Правописание безударной гласной в корне слова. | |
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления | ||
11 | Образование слов при помощи суффиксов. | |
12 | Уменьшительно - ласкательные суффиксы. | |
13 | Суффиксы профессий. | |
14 | Суффиксы прилагательных. | |
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления | ||
15 | Образование слов при помощи приставок | |
16 | Приставки пространственного значения | |
17 | Приставки временного значения | |
18 | Многозначные приставки | |
19 | Употребление слов с различными приставками в предложениях и текстах | |
20 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | |
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок | ||
21 | Распознавание предлогов среди других букв и буквосочетаний. | |
22 | Выбор предлогов в словосочетаниях. | |
23 | Использование предлогов в тексте. | |
24 | Различение предлогов и приставок. | |
25 | Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. | |
Имя существительное | ||
26 | Имя существительное. | |
27 | Изменение имён существительных по числам. | |
28 | Род имён существительных. | |
29 | Именительный падеж имён существительных. | |
30 | Родительный падеж имён существительных. | |
31 | Дательный падеж имён существительных. | |
32 | Винительный падеж имён существительных. | |
33 | Творительный падеж имён существительных. | |
34 | Предложный падеж имён существительных. | |
35 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | |
Имя прилагательное | ||
36 | Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. | |
37 | Род и число имён прилагательных. | |
38 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | |
39 | Образование прилагательных от существительных. | |
Глагол | ||
40 | Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте. | |
41 | Неопределённая форма глагола. | |
42 | Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам. | |
43 | Изменение глаголов по временам. | |
44 | Распределение глаголов по временам. | |
45 | Распределение глаголов по временам. |
Содержание коррекционной работы на третьем этапе КРО
Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОВЗ является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
-программирование смысловой структуры высказывания;
-установление связности и последовательности его;
-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определённой последовательности:
1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.п.).
2. Развитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связанного высказывания.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связанность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связанного высказывания.
Тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
на III этапе с учащимися 5-6 -х классов с ОВЗ,
имеющими недостатки чтения и письма,
обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи
на 2017 – 2018 учебный год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Формирование практических представлений о тексте | ||
1 | Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. | |
2 | Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. | |
Имя прилагательное | ||
3 | Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. | |
4 | Род и число имён прилагательных. | |
5 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | |
6 | Образование прилагательных от существительных. | |
7 | Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте. | |
8 | Неопределённая форма глагола. | |
9 | Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам. | |
10 | Изменение глаголов по временам. | |
11 | Распределение глаголов по временам. | |
12 | Распределение глаголов по временам. | |
Развитие умений и навыков анализировать текст, самостоятельно строить связное высказывание | ||
13 | Тема текста и опорные слова в тексте. Заглавие текста. | |
14 | Тема текста и основная мысль. Заглавие текста. | |
15 | План. Виды планов. Пересказ текста по заданному плану. | |
16 | Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. | |
17 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. | |
18-19 | Типы текстов: повествование. | |
20-21 | Обучающее сочинение-повествование. | |
22-23 | Редактирование сочинений. Речевые ошибки. | |
24-25 | Типы текстов: описание. | |
26-27 | Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам. | |
28-29 | Типы текстов: рассуждение. | |
30-31 | Сочинение-повествование с элементами рассуждения . | |
32-33 | Редактирование сочинений. | |
34 | Заключительный урок. Диагностическое списывание текста. |
Литература
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
2.Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.
3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
4.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
5.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
6..Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
7..Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с
9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно -логопедической работы с учащимися 1-5 классов с ОВЗ
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с О...
Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ
Пояснительная записка Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 класса (VIII вид)"
Цель программы: «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализ...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализа...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...