Опорный конспект по русскому языку в коррекционной школе.
учебно-методический материал на тему

Опорный конспект по русскому языку в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt.docx117.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОПОРНЫЕ  КОНСПЕКТЫ, ИХ  РОЛЬ  В  УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИЛА  УЧАЩИМИСЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ  КОРРЕКЦИОННОЙ  ШКОЛЫ.

     Опорные  конспекты, их  роль  в усвоении  программного  материала учащимися  коррекционной  школы 8 вида.

     Опыт  показывает, что  теоретический  материал  группировать в крупные  блоки,  то  появляется  возможность  значительно  увеличить  объем  изучаемого  материала  на  уроке  без  перегрузки  учащихся. Такой  подход соответствует  современным  психологическим  рекомендациям, получившим  подтверждение в многочисленных экспериментах .Л.В. Занкова, ВВ. Давыдова  и др., где  доказана  эффективность «2-го  вида обобщения»- движения от  абстрактного к конкретному, раннего  соотношения  сходных  понятий, а не  изолированного  изучения  каждого  из  них.

  В методической  системе Шаталова В.Ф. введение  крупных  блоков  теоретического  материала  осуществляется  с помощью  так  называемых  опорных  сигналов.

Опорный  сигнал  по  Шаталову -  это  ассоциативный символ, заменяющее  некое  смысловое, он  способен  мгновенно  восстановить  в  памяти  известную ранее и понятую  информацию./Учит. Газета 1987г./

Под  опорным  контекстом  понимается «система  опорных  сигналов, имеющих  структуркую  связь и  представляющих  собой  наглядную  конструкцию, замещающую  систему  значений, понятий, идей как взаимосвязанных  элементов.

  Обучение  предполагает  активную  мыслительную  деятельность учащихся.

Они  должны  обладать  навыками  восприятия  информации, соотнесения  ее с  ранее  усвоенным  материалом, выделения  главного.

   Увидеть  большую  тему в целостном  виде, без  схематизированного  краткого  конспекта довольно  трудно. Схема  представляет  собой  прием,  облегчающий  восприятие  темы  и  ее  понимание.

    Известный  советский  историк Л.Н.Гумилев  писал: « Схема -  целенаправленное  обобщение  материала: оно  позволяет  обозреть

суть  предмета исследования, отбросить  затемняющие  мелочи. Схему  усвоить  легко, значит остаются  силы  на  то, чтобы  продвинуться  дальше, т.е. поставить  гипотезы  и  организовать  их  проверку. Схема – это  скелет  работы, без  которого  она  превращается в медузу  или  головного  маллюска».  Роль  такой  схемы  в  методической  системе    В.Ф. Шаталова

играет  опорный  конспект.

Опорные  конспекты  во  многом  сходны  со  школьными  наглядными  пособиями. Но в отличие  от  последних  они  содержат  знаки, конкретизирующие  содержание  абстрактного  теоретического  материала:

Рисунки, ключевые  слова, короткие  фразы и т.д.

      Одна  из  задач  опорного  сигнала – облегчение  понимания  новой  информации  и  закреплении  ее  в  долговременной  памяти,  что  особенно

Важно для  детей, обучающихся  в  школе  8 вида.  Возможность  наглядно

представить  теоретический  материал  служит  хорошей  опорой для  учащихся  в  освоении и  понимании  программного  материала, что  особенно  важно  в  школе, где  преобладает  словесное  обучение.

Систематизация  и  логичность  представления  учебного  материала облегчает  работу  всех  механизмов  произвольной  памяти.

   Как  известно,  у  каждого  человека  работают  в  разной  степени  все  три  механизма  памяти:  слуховая,  зрительная, двигательная. И если  в  процессе  обучения  все  они целенаправленно  используются,  то  уровень  усвоения  нового  материала  повышается.

   При  объяснении  нового  материала  с  помощью  опорных сигналов  работает зрительная  и  слуховая  память, причем  способ  запоминания  не  механический, а  основанный  на  установлении  смыслового  понимания  сигналов, что  особенно  важно  для  детей  при  изучении  абстрактно-  теоретического  материала.   При   воспроизведении  опорных  конспектов  как  контрольном  моменте  усвоения  знаний  подключается  двигательная/моторная/ память.

В  работе  с  опорными  конспектами  системно  используется  многократное  вариативное  повторение,  что  обеспечивает сохранение  учебной  информации в долговременной  памяти. Такое  осмысленное  запоминание  является  альтернативной  механическому  заучиванию, зубрежке.

  Разработка и  составление  опорных  конспектов

1.Подбор  фактического  материала. Этот  этап  работы  играет  большую роль,  позволяет  учителю  глубже  разобраться во  внутрипредметных  и  межпредметных связях  темы. Материал  отбирается  из  разных  источников  программы, учебника, справочной  литературы.

2.   Выделение  ядра  знаний, основных  понятий. На  этом  этапе  происходит  обобщение  содержания «выжимка» отобранного  материала отбрасывание  второстепенного, малосущественного. Основные орфограммы, пунктограммы, правила , определения – эти  наиболее важные  фактические данные  составят « ядро»  знаний, которое  должно  храниться  в  долговременной  памяти  учащихся. Значительную  часть  этой суммы  знаний  должен  составлять оперативный  материал,  необходимый  в  практической  деятельности.

  Применение  в  учебной  работе  опорных  конспектов  ни  в коей  мере  не  упрощает  программу, не  сокращает  ее  в  объеме. В  каждом  опорном  конспекте отражен весь  материал  темы  или  раздела.  Опорные  сигналы  стимулируют  развитие  творческого  мышления  учащихся.

   Опора  на  сигнал -  эквивалент  смыслового  значения. Если  наглядность в  школьной  практике  используется  вне  определений  системы,  то  опорные  конспекты  являются  постоянным и  необходимым  компонентом  учебного  процесса. Они  играют  значительную  роль  и  при  изложении  материала,  и  при  отработке  учебных  навыков  и умений, и  при  повторении, и  при  контроле  знаний  учащихся.

Структура  расположения  блоков  должна  быть удобна  и  для  запоминания, и для  воспроизведения, и для  проверки  учителем.

  При  оформлении  опорных  сигналов  большое  значение  имеет  цветовое  оформление. Правильно  раскрашенный конспект  должен  манить, привлекать, заострять  внимание  на  главном, т.е.  воздействовать  на  ученика своими  эстетическими  качествами.

 С  точки  зрения  психологического  воздействия  нужно  помнить, что  теплые  цвета на  психику  человека  действуют  возбуждающе, поэтому  при  применении  их  в  опорных  конспектах  необходимо  соблюдать  чувство  меры.

Опорные  сигналы  должны  быть  разнообразными  не  только  по  форме, но  и  по  содержанию.

Опорный  конспект  представляет  собой  свернутую в  пружину  схему  знаний, готовую  развернуться  в  объемное  знание.Во вспомогательной  школе  опорные  конспекты  помогают  ученикам усвоить

 программный  материал , осмыслить  его,  применить  на  практике.

Известно,  что  зрительная  память  играет  главенствующую  роль  в формировании  знаний  учащихся. Имея  ежеурочно  помощь  в  форме  опорного  сигнала, ученик  вырабатывает стойкое  практическое  применение  теоретических  знаний  в  работе  на  уроках.

        

Пример опорного конспекта  Имени существительного


C:\Users\home\фото\Desktop\Новая папка - копия\Untitled-3 (Large).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по русскому языку "Имя существительное"

Опорный конспект по теме "Имя существительное"...

Опорные конспекты по русскому языку

Таблицы и схемы могут использоваться при подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку в коррекционной школе 8 вида по теме "Местоимение"

полный конспект обобщающего  урока по русскому языку. Тема: "Местоимение"...

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ по русскому языку

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ по русскому языкуВводные слова, обращенияГлаголИмя существительное. Глагол.ЛексикаМягкий знак.НЕ с любыми частями речиОднородные члены предложенияРазбор простого предложенияПредложен...

Опорный конспект по русскому языку "Имя прилагательное"

Опорный конспект по русскому языку "Имя прилагательное"...

Опорный конспект по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"

Опорный конспект по русскому языку "Мягкий  знак после шипящих"...

Опорный конспект по русскому языку "Падежные окончания имени существительного"

Опорный конспект по русскому языку "Падежные окончания имени  существительного"...