Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
консультация на тему
Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.
Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано?
Всем.
Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_provedeniyu_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондратенко Н.В., учитель- логопед
Консультация для воспитателей
Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Каждому упражнению, в соответствии с выполняемым действием, дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы – «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания. Воспитатель также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно выполнять ее, запоминать последовательность действий.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения следующая: на первых занятиях нужно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10-15 раз.
Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к левой и правой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Лягушка. Удержание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук И. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как веселые лягушки тянем губы прямо к ушкам.
Потянули – перестали. И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У.
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка – слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.
Рыбка. Спокойное открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:
- кончик языка за верхними резцами;
- кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И все выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 секунд. Если язычок не хочет расслабиться, можно его похлопать (пя-пя-пя).
Язычок широкий, гладкий, получается лошадка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
Иголочка. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд.
Язычок вперед тяну, подойдешь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять.
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем острием.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 секунд. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка языка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Чашечка. Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком 10-15 раз.
Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.10-15 раз.
Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление. То же самое с небом. («Красим потолок»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.
Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционные упражнения для дошкольников...
Памятка для родителей "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики"
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для органов речевого аппарата, направленные на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппара...