Доклад на тему "Основные приёмы использования ИКТ на индивидуальных занятиях по РРС и ФП" (из опыта работы)
статья на тему

Нечеса Марина Валерьевна

Как можно заинтересовать учеников самым сложным предметом в школе для детей с нарушениями слуха? Безусловно, использованием на уроках информационно-компьютерных технологий. Этому и посвящён представленный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ikt_uch.rrs_i_fp.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  из опыта работы учителя РРС  и ФП

 Нечеса Марины Валерьевны

по теме:

«Основные приемы использования ИКТ на индивидуальных занятиях по РРС и ФП»

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя  слуховой работы  новые возможности в  формировании произносительных навыков и развития слуховой функции на занятиях  и во вне учебное время. Применение ИКТ  позволяет учителю:

  • активировать познавательную деятельность учащихся;
  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
  • индивидуально построить работу с каждым учеников, применяя разноуровневые задания;
  • усилить образовательные эффекты;
  • придать уроку динамичность;
  • повысить качество усвоения материала;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • повысить качество обучения;
  • повысить компьютерную грамотность обучающихся.

Учитывая  то, что большую часть информации   дети  с нарушениями слуха получают посредством зрительного анализатора, у каждого современного учителя школы 1,2 вида должна быть медиатека,   состоящая из изображений, звуковых файлов   и видео файлов, разобранных по лексическим темам. Причем электронный картинный словарь должен содержать несколько изображений предмета, давая возможность ребёнку составить объективное представление об изучающем предмете или явлении. Моя коллекция цифровых файлов состоит из картинок из интернета, сканированных картинок, фотографий, сделанных самостоятельно, аудио файлов с записями звуков живой природы, голосов людей, записей текстов, сделанных на диктофон, видео презентаций, компьютерных обучающих игр: «Баба Яга учится читать», «Учись говорить правильно», флеш-игр,   разработанных коллегами из других учебных заведений: «Речевые упражнения», «Касса букв».

Большие возможности в работе учителя РРС и ФП предоставляет использование  на занятии презентаций. Я создаю презентации по формированию произносительных навыков: «Артикуляционная гимнастика и самомассаж», «Автоматизация и дифференциация звуков», «Темп», «Логическое ударение», «Ритм» и темам по развитию речевого слуха.

Часть занятия по формированию произношения состоит из следующих упражнений:

  • упражнения для голоса, языка, губ;
  • упражнения по выработке слуховых  дифференцировок;
  • работа с профилями звуков;
  • упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок;
  • упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

Все эти упражнения можно сделать привлекательными для учеников с помощью возможностей презентации. Я не призываю использовать ее на всех этапах урока, всего лишь хочу показать возможности ее применения.

С целью выработки слуховых дифференцировок, я создаю слайды с заданиями: «Послушай. Покажи нужную картинку». Каждый слайд содержит две картинки, названия которых схожи по звучанию, например: уточка – удочка, веял – веер. По первому клику появляется задание и названия предметов. Ученику  предлагается объяснить,  о каких предметах идёт речь, используя таким образом на уроке, проблемный метод. После того как ребёнок предложит свой вариант ответа жестом или речью, второй клик мышки дает ученику возможность проверить свои догадки. После этого за экраном я предлагаю определить на слух,  какое слово было произнесено. На данное задание я делаю 4-6 слайдов разной степени сложности. На занятии использую только два из них. Благодаря такой функции. как «сортировщик слайдов» для каждого ученика с учетом Зоны его ближайшего развития можно отобрать необходимый набор слайдов по всем разделам работы над произношением.

 Работа с профилями посредством презентации помогает   его «оживить»,  осуществляя, таким образом,  доступное объяснение обучающимся с нарушениями слуха, механизмов  образования звука. Используя разнообразные фигуры: «стрелка», «кольцо», «круг» и др. плюс эффекты анимации: «появление», «исчезновение», «пути передвижения» и др. можно продемонстрировать движение частей языка, воздушной струи, акцентировать внимание на особенности произнесения того или иного звука.

На базе презентации возможно также создание тренажеров, целью которых является  тренировка в соотнесении звука и соответствующего ему, профиля. Использование тренажёров по теме «Дифференциация звуков» не только помогает ребёнку лучше запомнить артикуляцию дифференцируемых звуков, тренирует в выделении общих и частных признаков артикуляции, но и развивает  критичность мышления, так как я добавляю «слайды-ловушки» в которых нет правильного ответа.

Презентация – хорошая основа и для создания игр типа « Вставь нужную букву»,  где ученик выбирает правильный ответ из двух и более возможных вариантов. Благодаря функции гиперссылка,  возможно включение игрового момента. Выберешь правильную букву – получишь сюрприз в  виде анимированного мишки с подарком, а если ответишь неправильно – смайлик  в виде арбуза будет рассерженно  повторять: «Ой – ой – ой!». Дети очень эмоционально реагируют на свою победу и поражение, что способствует снятию психического утомления во время выполнения однообразных действий, а именно тренировке в правильном произнесении отрабатываемых звуков.

Мне нравится создавать и использовать такие игровые задания как: «Отгадай слог», «Отгадай слово», «Отгадай слово по профилям», где в зависимости от учебной задачи ученику предлагается слог или слово  с полностью или частично закрытыми профилями буквами. При нажатии на каждый профиль появляется соответствующая буква, что дает возможность ребёнку самостоятельно решать, какую букву он будет открывать. Учитывая то, что ученик выбирает тот элемент задания в котором уверен, в процессе выполнения создается «ситуация успеха» - веры в свои силы, а трудный урок – превращается в увлекательное занятие.

Использование компьютерных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащемуся самому оценить свои знания, свои возможности. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного  или нескольких верных. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающегося. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки  учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся.

Создавать собственные электронные ресурсы может не только учитель. Я стараюсь привлекать к этой работе и своих учеников. В прошлом году в качестве эксперимента я предложила каждому своему ученику создать презентацию на проблемный для него, звук. Работа велась продолжительное время около пяти месяцев, так как:

  • дети не владели навыками работы с программой Microsoft Power Point ;
  • работа велась только на той части занятия по РРС и ФП, где было запланировано отработка данного звука;
  • степень самостоятельности в выборе речевого, картинного материала, а также в выборе эффектов для них,  находится у детей на очень низком уровне.

Наилучших результатов добились учащиеся 5 «в» класса, поэтому в этом году я предложила им поучаствовать в проектной деятельности по теме: « Виды спорта. Спортивный инвентарь». Защита проектов в виде презентации была представлена на открытом уроке.

В обсуждении  пользы и необходимости использования ИТК  в работе учителя слуховой работы нельзя забывать о том, что при подготовке к уроку с использованием ИТК, учитель должен соблюдать требования САМПИНа. Использовать технические средства необходимо дозировано, с учетом возрастных особенностей детей. Обязательно включение элементов здоровье сберегающих технологий, например: преодоление зрительного переутомления (изменение размеров объекта, его возникновения и растворения), формирование устойчивого внимания и его переключаемости (размещение объектов в разных секторах экрана), упражнения, развивающие познавательные способности детей, физические упражнения.

 Используйте ИТК на уроке с пользой для обучения и без вреда для здоровья!

Используемая литература и интернет-ресурсы.

  1. 1.Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышаших: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – М.: Просвещение, 1981 г.
  2. 2. Использование ИКТ в образовательном процессе  Зюзюкина Ирина Александровна 
  3. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корнеева Валентина Николаевна. «Использование элементов блочно – модульной технологии при изучении органической химии» (Из опыта работы)

Несколько лет  искала способ, позволяющий увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, и окончательно убедилась в правильности выбора, используя элементы блочно- модульной технологии ...

Использование кабинета технологии в учебно-воспитательном процессе обучения. СанПины Из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны.

Учебный кабинет - учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводятся учебная, факультативная  и внек...

Методические приёмы использования песен и музыкальных презентаций на уроках английского языка. ( из опыта работы)

В работе представлены особенности использования музыкального материала на уроках английского языка...

Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."

Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются  источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на уроках технологии. Из опыта работы

учет индивидуальных особенностей на уроках технологии...

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»...

Доклад на педсовет «Опыт и особенности формирования информационного пространства взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)»

Доклад на педсовет «Опыт и особенности формирования информационного пространства взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)»...