Основные показатели психического развития детей с комплексными нарушениями
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Основные показатели психического развития детей с комплексными нарушениями:
Исследование конструктивного праксиса, основной целью которого является определение сформированности возможностей пространственного анализа и синтеза, специфики конструктивной деятельности, оценка доступности простых целенаправленных действий.
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Исследование сформированности пространственных представлений в отношении ориентировки в собственном теле, частях лица и расположении объектов на плоскости.
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Исследование особенностей восприятия включает в себя оценку зрительного восприятия (цвета, формы), осязательного восприятия (текстуры, температуры).
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Исследование мнестической деятельности детей с комплексными нарушениями проводится с помощью заданий на определение уровня развития памяти, ее продуктивности, что, в свою очередь, является существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом.
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Исследование мыслительной деятельности детей с комплексными нарушениями. Включаются задания, рассчитанные на непосредственное изучение уровня и течения мыслительного процесса (задания на обобщение, исключение, сравнение, сопоставление и др.), а также задания, которые опосредованно, через изучение нейродинамических характеристик и мыслительной деятельности, позволяют судить о сохранении или нарушении тех или иных сторон интеллекта.
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Исследование особенностей внимания. Оцениваются такие свойства внимания, как устойчивость, концентрация, произвольность. (Специальных заданий на исследование внимания можно не предъявлять; особенности внимания определяются методом наблюдения в ходе экспериментального исследования.)
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Моторные возможности детей с комплексными нарушениями развития оцениваются в процессе выполнения всех предлагаемых заданий
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
- Основные показатели социального развития детей с комплексными нарушениями:
Характер взаимодействия ребенка с окружающими (особенности вступления в контакт).
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Коммуникативные навыки - уровень овладения различными формами речи (вербальная, невербальная), возможности выражения своих желаний, реакция на запреты.
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Навыки самообслуживания (прием пищи, личная гигиена, раздевание, одевание, уборка помещения, пользование туалетом, аккуратность).
На начало учебного года | На конец учебного года | |
0 баллов – смысл действия не понимает | ||
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи | ||
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно | ||
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя | ||
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя | ||
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
Уровни освоения (выполнения) действий/операций:
- Высокий 60 – 70
- Выше среднего 45 – 59
- Средний 30 – 44
- Ниже среднего 15 – 29
- Низкий 0 – 14
0 баллов – смысл действия не понимает;
1 балл – смысл действия понимает. Связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла – выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно применять действие, иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей» «Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей»
доклад из опыта работы...
Изучение динамики основных показателей физического развития детей и подростков, юношей и девушек. Индивидуализирующим методом.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше привлекают внимание педагогической медицинской и родительской общественности. Установлено, какое большое значение...
«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»
«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии» Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на ре...
Доклад «Коррекционно-воспитательное значение уроков ручного труда для психического развития детей с нарушениями интеллекта»
Проблема коррекционно-воспитательного влияния труда на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки ...
Коррекционно-воспитательное значение уроков ручного труда для психического развития детей с нарушениями интеллекта
Проблема коррекционно-воспитательного влияния труда на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки ...
Статья на тему "Роль изобразительной деятельности в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями".
Данная статья посвящена роли изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, ее коррекционно-развивающее воздействие на психику ребенка....
«Психическое развитие детей с нарушениями речи».
В статье раскрываются особенности психического развития детей с ОНР....