Работа с детьми с ОНР
рабочая программа на тему
Речь является основной формой передачи мысли средствами языка, а также способом коммуникации. От ее развития зависит уровень реализации личности ребенка.
За последние годы значительно возросло количество детей, с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это общее недоразвитие речи третьего уровня, которая довольно часто выявляется у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. И значительно влияет на неполноценное усвоение школьной программы. Поэтому вопрос о сопровождающей логопедической помощи детям, сталкивающимся с этой проблемой, является самым актуальным на сегодняшний день.
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Речь детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло - «диван», смола - «зола», вязать - «плести», строгать - «чистить»). Дети используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения. Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большее количество ошибок на согласование, управление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_1_klass_onr.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской Области «средняя общеобразовательная школа «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»» п. Тулинский
Утверждаю:
_______________/Головач А.Ф.
директор ГБОУ НСО СОШ
«областной центр образования»
дата________________________
________________________М.П.
Программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи третьего уровня у детей младшего школьного возраста
Составитель: учитель-логопед,
первой квалификационной категории
Блинова Ирина Павловна
Содержание программы
Пояснительная записка | |
Диагностическая работа | |
Коррекционно-развивающая работа | |
Консультативная работа |
Пояснительная записка
Речь является основной формой передачи мысли средствами языка, а также способом коммуникации. От ее развития зависит уровень реализации личности ребенка.
За последние годы значительно возросло количество детей, с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это общее недоразвитие речи третьего уровня, которая довольно часто выявляется у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. И значительно влияет на неполноценное усвоение школьной программы. Поэтому вопрос о сопровождающей логопедической помощи детям, сталкивающимся с этой проблемой, является самым актуальным на сегодняшний день.
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Речь детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло - «диван», смола - «зола», вязать - «плести», строгать - «чистить»). Дети используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения. Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большее количество ошибок на согласование, управление.
На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Цель: Создание системы сопровождающей помощи детям, с общим недоразвитием речи третьего уровня, младшего школьного возраста, в усвоении школьной программы.
Основные задачи учителя-логопеда с детьми ОНР:
- Выявление детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста
- Определение образовательных потребностей детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста
- Организация коррекционно-логопедических занятий для детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста с 15 сентября по 15 мая учебного года
Основные задачи программы:
Условия реализации программы:
Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе результатов тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой.
Выпуск обучающихся осуществляется после курса коррекционно-логопедической работы после устранения нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, для коррекции дефектов звукопроизношения, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Групповые занятия проводятся во внеурочное время, с учетом режима работы ГБОУ НСО СОШ «ОЦО», три раза в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия 20 минут.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители, согласно договору оказания коррекционно-логопедических занятий.
Диагностическая работа
№ | Направление работы | Сроки |
1 | Первичная диагностика дошкольников поступающих в первый класс по тестовой методике Т.А. Фотековой | Март-апрель |
2 | Обследование устной речи первоклассников | 2-15 сентября |
3 | Педагогическая диагностика классов | октябрь |
4 | Промежуточная диагностика | Раз в четверть |
5 | Заключительное логопедическое обследование | 15-30 мая |
Коррекционно-развивающая работа
Данная программа составлена с учетом имеющихся пробелов у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста. Включает в себя разделы:
1. Развитие фонетико-фонематических процессов, а именно формирование навыков правильного аудирования. Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).
2. Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:
Выделение согласных по картинке и в словах (по мере изучения алфавита): б-п; в-ф; г-к-х; с-ш; з-ж; с-з; с-ц; ш-ж; ц-ч; ч-ц; ч-ть.
Выделение и дифференцирование звуков: п-б; д-т; р-л; в-ф; с-з; ш-ж; ш-щ.
3. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:
4. Формирование навыков словоизменения. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
анализ слога по звукам;
анализ слова по звукам;
нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова;
преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;
преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);
преобразование слов путем наращения согласных.
5. Помощь в обучении детей работе со смешанными моделями слов:
слоговой анализ – синтез слова в 2, 3, 4, (5) слогов.
чтение предложений и небольших рассказов по слогам.
дописывание слов по картинкам.
6. Формирование грамматически правильной речи.
обогащение, закрепление и активизация словаря;
развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
работа над формированием грамматического строя речи:
- Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.
- Подбор определений к существительным.
- Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного.
- Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий).
- Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях).
На основе результатов диагностической работы необходимо, подробное изучение тем: «слово», «предложение», «предлоги». Каждое занятие включает в себя артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, а также логоритмические минутки.
2.1. Темы логопедической работы
Дата | Лексическая тема | Краткое Содержание |
Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. | ||
Слово | Работа над понятием предложения с выводом. Разъяснение смысла слова. Игра «определи слово». Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. | |
Слова, обозначающие предмет | Работа со словами, обозначающими предметы. Игра «Поймай живые, неживые слова на слух». Графическое изображение слов, предметов. Самостоятельное выполнение задания: Занимательное чтение стр.4 | |
Слова, обозначающие действие предмета | Игра «Закончи фразу». Повторение графического изображения слова, обозначающего предмет и вопросы КТО? ЧТО?. Наглядная демонстрация слов-действий. Работа со словами-действиями. Графическое изображение слов-действий. Игра «Поймай слово-действие и задай ему вопрос» | |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий | Что узнали нового на прошлых занятиях? «Задай вопросы кто? Что делает? К картинкам» «Назови предмет по его действию» «Скажи, кто как передвигается» «Скажи, кто как подает голос» «Поймай слова-предметы» «Выбери слова-действия» | |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий | «Назови слово-предмет», «Назови слово-действие» «Подними карточку с графическим изображением слова действия или предмета» «Раздели графически слова» «задай вопрос к слову в простом предложении» «Послушай, выбери слова-предметы» | |
Слова, обозначающие признак предмета | «Отгадай загадку, поставь вопросы к отгадкам и словам в загадках, что обозначает каждое слово». Работа над словом, обозначающими признак предмета. Задание:
Графическое изображение слов-признаков. | |
Слова, обозначающие признак предмета | Задания:
| |
Слова | Работа со словами, обозначающими предметы и действия:
Работа со словами-предметами и словами-признаками:
| |
Данный раздел начинается с работы над простым нераспространенным предложением. Дети научаться «чувствовать» синтаксическую основу предложения (подлежащие, сказуемое). Необходимо использование графических схем для формирования абстрактно-зрительных представлений о слове, как единице предложения. | ||
Речь. Предложение |
| |
Интонационность предложения |
Вывод: Чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения. Задание:
| |
Трехсложные предложения |
…вьют гнезда! Птицы…гнезда. Птицы вьют… .и др.
| |
Предложение и слово. Дифференциация понятий |
| |
Работая над предлогами в данном разделе необходимо решить следующие задачи:
| ||
Предлоги |
| |
Предлог НА |
№1 Послушай предложения. Назови предлоги. Подбери к предлогу слово. Произнеси словосочетание. №2 Составь предложения с данными словами и схемами №3 Послушай предложение, вставь пропущенный предлог. Повтори предложение целиком. №4 Составь предложения из данных слов. Назовите слово с относящимися к нему предлогом. Начертите схемы. | |
Предлог В |
| |
Дифференциация предлогов НА, В |
| |
Предлог с (со) |
| |
Предлог ИЗ |
| |
Предлоги ПО, К |
| |
Предлоги за, из-за |
| |
Предлоги НАД ПОД |
| |
Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД |
| |
Закрепление предлогов | Самостоятельная работа. Вставь пропущенные предлоги в текст. Петя вошел … класс. Он сел … парту. Вынул … портфеля книги и положил … парту. Петя сидит … Юрой. Учитель вызвал Петю … доске. Мальчик стоит … доски и отвечает на вопрос. | |
Гласные звуки |
| |
Буква А |
4.Занимательная фонетика стр.4-5 | |
Буква У |
| |
Буква О |
| |
Буква Ы |
| |
Буква И |
| |
Буква Э |
| |
Гласные буквы Я, Ю |
| |
Гласные буквы Ё, Е |
Рё лё свёк веет __ла, жи__, се___жа, по___т, плы___, само___т | |
Деление слов на слоги |
Кар, бан, су, ход, та, фо, ха, лес, нарь, кА, рик, мох
Лист, стол, стул, эхо, крот, кедр, кино, хвост, стулья, зебры, лифт, гнездо, гномы, мост, уха, снег, клест, дупло, аист, дрозд | |
Ударение |
Папа папапа папапа папапа папипо пипапо
Корова, дерево, крокодил, береза, лисица, осина
Самостоятельное задание: Отхлопай ритм, подбери слово к каждой схеме | |
Твердые и мягкие согласные |
Вопросы: Какими были медведи? Песенки похожи, но медведи их пели по разному, почему?
| |
Дифференциация букв п – б |
«Повтори наоборот» ПА_АП, ПО…, ПУ .., ПЫ…; БА.., БО.., БУ…, БЫ
Кол, торт, мост, шелк, кочка, карта, галка, мушка, кони, дружина, дуля, сучок, мальчик, дух
| |
Дифференциация букв т-д |
Ответы: дата, диктор, директор, халат, букет, лед, год,
Дом, дым, дрова, доски, долото, дверь…
| |
Дифференциация букв к-г |
Красная шапка, круглое зеркало, сочная морковь, тяжелые гири, мохнатые варежки, зеленая трава
| |
Дифференциация букв в - ф |
Ответ: Ванечка, Федор
Корова, футбол, слова, кофе, кефир, литр, враги, фея, шофер, вилка, фонтан, жираф
| |
Дифференциация букв с-з |
Чайка-зайка, наряд-заряд, дубы-зубы, вагон-загон., набор-забор, двери-звери, болото-золото, пеленка-зеленка
Ответы: Алиса, зазеркалье
Сосна-сос, роза-за, нарцисс-цисс, сирень-си, василек-си, береза-за, зверобой-зве, хризантема-за
Ответы: завод, собака, забава
| |
Дифференциация букв ш-ж |
Саша, Маша, Ванюша, Валюша, Надюша, Катюша, Ксюша, Паша, Даша, Андрюша, Женя, Жора, Жанна, Сережа
Флаг-флажок, друг-.., круг…, утюг…, снег…, берег…
Лапша, шапка, пушинка, коршун | |
Дифференциация букв с-ш |
| |
Дифференциация букв ж-з |
Зонт, роза, бар, угон, уголь, рагу, баран, соль, газ, гора, бант, нора, сор, руль, зона, лог
| |
Дифференциация букв р-л |
Суд, акула, клад, заря, ласка, ус, гул, лад, рука…
| |
Дифференциация букв ч-т |
Ответ Точка-тучка-ручка
| |
Дифференциация букв щ-ш |
Кепка-щепка, кит-щит, мель-щель, тетка-щетка, река-щека, венок-щенок, детина-щетина, полка-щелка
| |
Дифференциация букв щ-ч |
| |
Дифференциация букв ц-с |
| |
Дифференциация букв ц-т |
Цапля, цепь, цокот, цыган, цыпленок, цветок, центр…
|
2.2 Индивидуальная логопедическая работа
Индивидуальная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится на основании индивидуальных планов, составленных с учетом результатов обследования по методики Фотековой Т.А. и представленных в индивидуальных речевых картах.
- Развитие ВПР
На логопедических занятиях используются игры на развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, логики, мышления
- Список используемой литературы:
Азова О.И. Занимательное чтение
Баскакина И.В. Логопедические игры
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов
Зобнинская А.С. Игры для мальчиков и девочек №5
Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений.
Морозова Е.В.Занимательная фонетика
Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки
Серия логопедические тетради
Соболева О. Новый букварь
Узорова О. Букварь
Щербакова Е.К. Сонорные звуки, дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи третьего уровня у детей младшего школьного возраста
2015-2016 учебный год
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Слово. | |
2 | Слова, обозначающие предмет | |
3 | Слова, обозначающие действие предмета | |
4 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий | |
5 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий | |
6 | Слова, обозначающие признак предмета | |
7 | Слова, обозначающие признак предмета | |
8 | Слова. Виды слов | |
9 | Речь. Предложение | |
10 | Интонационность предложения | |
11 | Трехсложные предложения | |
12 | Предложение и слово. Дифференциация понятий | |
13 | Предлоги | |
14 | Предлог НА | |
15 | Предлог В | |
16 | Дифференциация предлогов НА, В | |
17 | Предлог с (со) | |
18 | Предлог ИЗ | |
19 | Предлоги ПО, К | |
20 | Предлоги за, из-за | |
21 | Предлоги НАД ПОД | |
22 | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | |
23 | Закрепление предлогов | |
24 | Гласные звуки | |
25 | Буква А | |
26 | Буква У | |
27 | Буква О | |
28 | Буква Ы | |
29 | Буква И | |
30 | Буква Э | |
31 | Гласные буквы Я, Ю | |
32 | Гласные буквы Ё, Е | |
33 | Деление слов на слоги | |
34 | Ударение | |
35 | Твердые и мягкие согласные | |
36 | Дифференциация букв п – б | |
37 | Дифференциация букв т-д | |
38 | Дифференциация букв к-г | |
39 | Дифференциация букв в - ф | |
40 | Дифференциация букв с-з | |
41 | Дифференциация букв ш-ж | |
42 | Дифференциация букв с-ш | |
43 | Дифференциация букв ж-з | |
44 | Дифференциация букв р-л | |
45 | Дифференциация букв ч-т | |
46 | Дифференциация букв щ-ш | |
47 | Дифференциация букв щ-ч | |
48 | Дифференциация букв ц-с | |
49 | Дифференциация букв ц-т |
Название курса: Коррекция общего недоразвития речи
Тема занятия | Дата |
Слово. Понятия слова | 16.09.11 |
Слова, обозначающие предмет | 19.09.11 |
Слова, обозначающие действие предмета | 21.09.11 |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий | 23.09.11 |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий | 26.09.11 |
Слова, обозначающие признак предмета | 28.09.11 |
Слова, обозначающие признак предмета | 30.09.11 |
Слова. Виды слов | 3.10.11 |
Речь. Предложение | 5.10.11 |
Интонационность предложения | 7.10.11 |
Трехсложные предложения | 10.10.11 |
Предложение и слово. Дифференциация понятий | 12.10.11 |
Предлоги | 14.10.11 |
Предлог НА | 17.10.11 |
Предлог В | 19.10.11 |
Дифференциация предлогов НА, В | 21.10.11 |
Предлог с (со) | 24.10.11 |
Предлог ИЗ | 26.10.11 |
Предлоги ПО, К | 28.10.11 |
Предлоги за, из-за | 31.10.11 |
Предлоги НАД ПОД | 2.11.11 |
Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | 14.11.11 |
Закрепление предлогов | 16.11.11 |
Гласные звуки | 18.11.11 |
Буква А | 21.11.11 |
Буква У | 23.11.11 |
Буква О | 25.11.11 |
Буква Ы | 28.11.11 |
Буква И | 30.11.11 |
Буква Э | 2.12.11 |
Гласные буквы Я, Ю | 5.12.11 |
Гласные буквы Ё, Е | 7.12.11 |
Деление слов на слоги | 9.12.11 |
Ударение | 12.12.11 |
Твердые и мягкие согласные | 14.12.11 |
Буква П | 16.12.11 |
Буква Б | 19.12.11 |
Дифференциация букв П-Б | 21.12.11 |
Буква Т | 23.12.11 |
Буква Д | 26.12.11 |
Дифференциация букв т-д | 28.12.11 |
Буква К | 13.01.12 |
Буква Г | 16.01.12 |
Дифференциация букв к-г | 18.01 |
Буква В | 20.01.12 |
Буква Ф | 23.01.12 |
Дифференциация букв в - ф | 25.01.12 |
Буква С | 27.01.12 |
Буква З | 30.01.12 |
Дифференциация букв с-з | 1.02.12 |
Буква Ш | 3.02.12 |
Буква Ж | 13.02.12 |
Дифференциация букв ш-ж | 15.02.12 |
Дифференциация букв с-ш в словосочетаниях | 17.02.12 |
Дифференциация букв с-ш в предложениях | 20.02.12 |
Дифференциация букв ж-з в слогах и словах | 22.02.12 |
Дифференциация букв ж-з в словосочетаниях | 27.02.12 |
Дифференциация букв ж-з при чтении | 29.02.12 |
Дифференциация букв р-л в слогах и словах | 2.03.12 |
Дифференциация букв р-л в словосочетаниях | 5.03.12 |
Дифференциация букв р-л при чтении | 12.03.12 |
Дифференциация букв р-л в тексте | 14.03.12 |
Буква ч | 16.03.12 |
Дифференциация букв ч-т в словах | 19.03.12 |
Дифференциация букв ч-т в предложениях | 21.03.12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...
Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....