ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
консультация на тему

Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagogov_shkoly.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ

 В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, федеральными законами:

  • «Об образовании»;
  • «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.);
  • «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6;
  • «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6);
  • «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06;
  • «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
  • Конвенция о правах инвалидов
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Создание специальных образовательных условий для учащихся с ОВЗ и дальнейшая их реализация возможна при командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Обучение учащихся с особыми образовательными потребностями требует сотрудничества большого числа людей, в особенности различных специалистов, профессионалов и родителей. Далеко немногие области педагогики требуют такого же уровня сотрудничества и командной работы как инклюзивное образование.

Пять основных принципов командной работы:

  • Признание инклюзии как единой психолого-педагогической идеологии и стратегии;
  • Интерес специалиста к смежным дисциплинам, готовность к универсализации и новаторству, овладению новыми знаниями;
  • Уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, искренность, готовность к взаимопомощи;
  • Равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы;
  • Чёткое распределение ролей членов команды, соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.

Одним из важнейших звеньев взаимодействия педагогов образовательного учреждения в инклюзивной практике является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), на заседаниях которого ведется комплексная работа по обсуждению целостного портрета школьника, определению содержания различных видов деятельности, выявлению проблем и определению путей ПМС-сопровождения, отслеживанию динамики его социализации. На этапе согласования деятельности ПМПк происходит консультирование родителей, педагогов, специалистов школы, информирование всех субъектов образовательно-воспитательного процесса о рекомендациях консилиума.

В состав консилиума образовательного учреждения входят, как правило, педагоги, психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врач, представители администрации школы.

Трудно представить себе работу специалистов сопровождения без сотрудничества с классными руководителями, учителями-предметниками.

Критериями оценки эффективности взаимодействия педагогов в инклюзивной практике являются:

  • успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной образовательной программой;
  • отсутствие пропусков занятий учащимися без уважительной причины;
  • положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости учеников с ОВЗ;
  • наличие друзей у детей с ОВЗ среди одноклассников;
  • активность участия детей в системе дополнительного образования;
  • участие родителей в сопровождение детей с ОВЗ;
  • участие детей и подростков в коллективных видах деятельности;
  • успешность последующей социализации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися

Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации  исследовательской деятельности с учащимися  1-11 классов...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

"Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации"

Текст доклада на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы коррекционной педагогики" содержит результаты проводимого в школе анонимного анкетирования педагогов.Рассмотрен процесс постеп...

Взаимодействие педагогов школы и детского дома

В детском доме оказывается педагогическая поддержка каждому ребенку.  Активными участниками воспитательно-образовательного процесса являются те, кто имеет прямое отношение к жизни детей:  эт...

«Традиционные и нетрадиционные практики взаимодействия педагогов с родителями».

laquo;Традиционные и нетрадиционные практики взаимодействия педагогов с родителями».  С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей педагог должен добиваться того...

Педсовет "Взаимодействие социального педагога с классными руководителями и другими педагогами школы".

Взаимодействие социального педагога,классного руководителя, и других педагогов имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности...