Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с овз на самоподготовке.
статья на тему
Организация здоровьесберегающей среды на самоподготовке для детей со сложной структурой дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация здоровьесберегающей среды на самоподготовке для детей с овз. | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Я работаю воспитателем в школе-интернате, где обучаются дети с нарушением зрения.
В моей группе, помимо зрительных патологий, дети имеют ещё ряд заболеваний, в том числе умственную отсталость, задержку психического развития.
Данная категория детей, как правило, отличается от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, отсутствие длительных волевых усилий. Поэтому в работе с такими детьми приходится исправлять не только зрительный дефект, но и нормализовывать психическое и физическое состояние ребёнка. В решении этих задач помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Одним из основных правил построения самоподготовки с позиции здоровьесберегаю -
щих технологий является правильная организация этого режимного момента. Что значит, правильная организация, каковы её особенности? Это необходимость соблюдения режима охраны зрения(освещённость, размещение детей с учётом дефектов зрения, работа над осанкой, необходимое оборудование, дифференцированный подход к режиму труда и отдыха),создание комфортной психологической обстановки, подбор специальных физминуток, дидактических упражнений, направленных на развитие сенсорных эталонов, зрительной памяти, внимания, речи, мышления.
В качестве приёма здоровьясбережения на каждом этапе самоподготовки осуществляю индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку в зависимости от зрительного дефекта. Использование подставок, луп, элементов светотерапии, правильно подобранной цветовой гаммы наглядности с учётом патологий зрения – всё это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, снижению утомляемости.
С целью развития всех сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения активно использую на самоподготовке офтальмологические пособия, в том числе и пособия собственного изготовления(тактильная книга, лото с карточками с разной поверхностью, тактильные дощечки). Это не только помогает включать в работу все органы чувств, но и способствует поддержанию познавательной активности во время выполнения домашнего задания.
Важнейшим условием поддержания работоспособности детей с овз на самоподготовке выступают динамические паузы, которые проводятся с элементами гимнастики для пальцев, глаз, дыхательной гимнастики, упражнений для разных групп мыщц, самомассажа.
В зависимости от преобладающей деятельности мною разработаны комплексы упражнений для детей. Например, непосредственно перед выполнением заданий по устным предметам провожу артикуляционную гимнастику. Перед письменными предметами – пальчиковую.
Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, то при наличии зрительного дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Пальчиковая гимнастика благотворно влияет на состояние нервной системы.
Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики так же помогает сохранять высокую работоспособность, способствует укреплению дыхательной мускулатуры, повышению тонуса всего организма.
Одним из приемов оздоровления детей, который проводится с целью предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения является зрительная гимнастика. Для каждого воспитанника мною составлены комплексы упражнений с учётом глазных заболеваний.
Очень эффективно позволяет тренировать мышцы глаз метка на стекле. Детям предлагаю рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом.
Разновидностью гимнастики для глаз является пальминг. Этот метод использую на занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла и кладут их на закрытые глаза. Пальминг – хорошее упражнение на расслабление. Глаза как бы насыщаются новой энергией.
Активно использую на самоподготовке электронные физминутки.
В результате применения релаксации дети становятся более уравновешенными и спокойными. Умение расслабиться помогает детям снять напряжение, сконцентрировать внимание. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов, расслабляющих упражнений, видиороликов, спокойной классической музыки.
С целью профилактики заболеваемости и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью использую приёмы игрового самомассажа. В сопровождении с текстом он оказывает положительное воздействие на развитие памяти, мышления, способствует снятию напряжения. Это уникальная тактильная гимнастика. Массаж ушных раковин помогает нормализовать состояние нервной системы, улучшает концентрацию внимания.
Отдельно хотелось бы остановиться на здоровьесберегающей технологии физиолога В.Ф. Базарнова, элементы которой активно использую при проведении самоподготовки.
Это и использование конторок, режим смены динамических поз, специальные упражнений и таблицы, снимающие зрительное утомление.
Рабочая поверхность конторок находится под наклоном. Часть занятия ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой, причём стоит на специальных массажных ковриках, которые оказывают благотворное воздействие через активные точки стопы на весь организм. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, активный режим для нервной системы. Изменение динамических поз происходит через каждые 10 -15 минут.
В целях расширения зрительно-двигательной активности, развития быстроты реакции использую специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки» (упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем), для снятия зрительной утомляемости использую схемы зрительных траекторий.
На стене располагаются различные зрительные ориентиры - какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали). Стрелки указывают основные направления, по которым должен двигаться взгляд. Детям предлагается “пробежать” глазами по заданной фигуре вперёд-назад, влево-вправо, по кругу, в обратную сторону, при этом можно использовать лазерную указку. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям.
Подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровьесберегающих технологий во время выполнения домашнего задания с детьми с овз способствует:
-сохранению и укреплению здоровья воспитанников,
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-развитию общей и мелкой моторики;
- социальной адаптации детей.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые мною на самоподготовке, позволяют сделать процесс выполнения домашнего задания для ребенка более комфортным, повышают эффективность данного режимного момента, а главное – сохраняют здоровье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...
Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...
Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....
Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО"
В материале консультации представлены:: артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж,гимнастика для глаз, Су-Джок-терапия,биоэнергопластика, кинезиолог...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с сочетанными нарушениями
Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоро...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ.
Использование здоровьесберегающих технологий – это неотъемлемая часть работы педагогов. В плане воспитательной работы одна из целей является сформировать у ребенка необходимые знания, умения и н...