"Основные направления логопедической работы по профилактике нарушений чтения
план-конспект на тему
Конспект коррекционно-развивающего занятия для открытого просмотра педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_logopedicheskoy_raboty_konspekt.docx | 88.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Основные направления логопедической работы по профилактике нарушений чтения.
Конспект открытого занятия
учителя-логопеда ГБОУ Школа №163
Калининой Ольги Владимировны
Москва 2015
Задачи:
образовательные:
- уточнить понятие «звуки речи»;
- упражнять в определении места звука в слове;
- упражнять в навыках звукового анализа и синтеза;
- упражнять в навыках составлять предложения из 3-4 слов;
- формировать графо-моторный навык;
коррекционные:
- развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- развивать логическое мышление путём установления причинно- следственных связей;
-развитие пространственной координации;
воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.
Оборудование:
- куклы театра Би-ба-бо (колобок, заяц, волк, медведь, лиса)
- диск с компьютерными играми «Звуковой калейдоскоп»;
- доска, магниты для картинок;
- картинки А4 (берёза, пылесос, автобус, акула, гусь);
- компьютерная программа «Учимся говорить правильно»
- «колобки» для оценки правильных ответов;
- маршрутные листы;
- костюм Колобка.
Входит ведущий с колобком в руках:
«Здравствуйте, ребята! К нам в гости пришёл колобок. Он просит ему помочь, потому что укатился он от бабушки и дедушки, а дальше к кому катиться – забыл.
Дети подсказывают: «К зайцу!»
На руке ведущего появляется кукла зайца с конвертом. «Песенки ему не надо, выполнить задание надо!
I. Артикуляционная гимнастика.
- «Почистим зубки». Губы – в улыбке, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону; нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Маляр».Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед до внутренней поверхности зубов, и назад к мягкому небу.
- « Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз; нижняя челюсть должна оставаться неподвижной .
- «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом темп ускорить и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл.
- «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы .
- «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
- «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, затем ускоряя темп.
- «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
- «Гармошка». Сделать «грибок» и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
Лучшие получают картонных колобков.
На руке ведущего появляется кукла волка с конвертом. «Песенки ему не надо, выполнить задание надо!»
II. Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- «Весёлый охотник». Инструкция: « Назови слова и найди слово, в котором нет звука О».
Используется диск с компьютерными играми «Звуковой калейдоскоп»
- « Звуковые домики». Инструкция: « Определить место звука л в слове и помести картинку в нужный домик».
Используется компьютерная игра «Учимся говорить правильно»
Лучшие получают картонных колобков.
На руке ведущего появляется кукла медведя с конвертом. «Песенки ему не надо, выполнить задание надо!»
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Выполняют все вместе, чётко и правильно выговаривая звуки и жестикулируя.
«Замок». На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
«Домик». Стол стоит на толстой ножке,
Рядом – стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом!
«Слон». Стало тихо, тихо, тихо.
Спит в углу моя слониха.
Головой кивает слон.
Он слонихе шлёт поклон.
«Дятел». Дятел ель долбил-долбил.
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло.
Дятлу в том дупле тепло.
«Клоп» . На полу уселся клоп.
Лапкой гладит плоский лоб.
Что случилось здесь с клопом?
Об пол стукнулся клоп лбом.
«Старушки». На скамейке возле ели
Как-то две старушки сели.
Час болтали – хохотали
И скамейку поломали.
Лучшие получают картонных колобков.
На руке ведущего появляется кукла лисы с конвертом. «Песенки-то ей не надо, выполнить задание надо!»
III. Деление на слоги, составление предложений.
1. Задания – загадки. Отгадай. (Отгадки - предметные картинки вывешиваются на доску.) Раздели на слоги. Вспомни правило деления на слоги. Составь предложение с заданными словами.
- Белоствольная красавица
Встала у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Берёза)
- Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...(Автобус)
- Я очень люблю побродить по коврам,
По мягким диванам, по темным углам.
Там вкусную пыль я всегда нахожу
И от наслаждения громко жужжу. (Пылесос)
- Море тёплое вокруг,
Мы купались в нём, и вдруг
Всех друзей как ветром сдуло,
К пляжу подплыла …(Акула)
- Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
IV. Формирование графических навыков, пространственных представлений.
Ведущий: Ну, вот, ребята! Убежал колобок от лисы и покатился вам за подарками. Мы сейчас его дорожку нарисуем. Если все справимся, колобок каждому гостинец принесёт.
Маршрутный лист перед каждым ребёнком и на доске. Дети выполняют инструкцию педагога, вычерчивая маршрут.
Итог занятия.
Из-за кулис выходит ребёнок в костюме колобка и угощает всех конфетами.
В работе использовались:
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. ЭКСМО, М. 2012
- Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Составители: Захарова Е.В., Калинина О.В., М. 2014
- Задания на развитие пространственного мышления «Ориентируемся в пространстве», Солнечные ступеньки, 2013
- Сборник интерактивных игр для развития фонематического слуха у дошкольников «Звуковой калейдоскоп», 2013
- Компьютерная игра «Учимся говорить правильно», 2008
- Лаптева Е.В «1000 загадок и скороговорок для развития речи», АСТ, М. 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ
Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия...
Направления логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.
Одним из важнейших условий успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе является грамотная речь. Предупреждение нарушений письменной речи у де...