Развитие мыслительных операций у младших школьников с дисграфией
статья по теме

В данной статье представлены:

- особенности мыслительных операций у младших школьников с дисграфией;

- задания для развития мыслительных операций у младших школьников с дисграфией

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ

        В настоящее время в общеобразовательных школах увеличивается количество младших школьников с дисграфией.

        Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. [3]

        Нарушения письма отрицательно влияют на школьную успеваемость данной категории детей и на их развитие в целом.

        Необходимо находить наиболее эффективные способы логопедического воздействия для устранения этого недостатка.

        У обучающихся с дисграфией наблюдаются особенности развития мыслительных операций. Речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому в логопедические занятия по коррекции дисграфии целесообрано систематически включать задания для развития мыслительных операций.

 Основные мыслительные операции

        Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.

        Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

        Сравнение – это мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности.  [2]

        Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства.

        Абстракция – это мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними, и выделение, вычленение какого-либо свойства или отношения.

        Конкретизация – это мыслительная операция, которая односторонне фиксирует ту или иную сторону предмета вне связи с другими сторонами, вне обусловленности целым.

        Классификация – это мысленное распределение объектов по отдельным группам и подгруппам на основе сравнения и обобщения.

Особенности мыслительных операций у младших школьников с дисграфией.

        Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ЛГУ им. А. С. Пушкина А. А. Тараканова провела исследование состояния мыслительных операций у младших школьников с дисграфией.

        Это исследование выявило следующие особенности мышления данной категории обучающихся.

        У младших школьников с дисграфией выявлен недостаточный уровень развития мыслительных операций анализа и синтеза.

        У детей нарушено вычленение главного, существенного в воспринимаемой информации, действие отбора и селекции значимых признаков, определяющих программу.

        Отмечаются значительные трудности при определении закономерности построения рядов.

        Исследование операции обобщения показали, что для обучающихся с дисграфией характерно недостаточное умение дифференцировать существенное от второстепенного, отражение в суждениях случайной стороны предметов или явлений, а не существенных отношений между ними, затруднение в установлении сложных обобщений, наличие ситуационного принципа объединения объектов, неточное употребление обобщающих понятий, тенденция к необоснованному их расширению, упрощению, смешение близких понятий.[5]

        При классификации невербального и вербального материала у данной категории детей отмечается недостаточное развитие умения относить объект к классу, выделять основание классификации, трудности речевого выражения выделенного основания классификации.

        При сравнении у младших школьников с дисграфией преобладает опора на наглядные, ситуативные, конкретные признаки.

        Наименее сформированной мыслительной операцией у таких детей является операция абстракции. Научная абстракция у них не сформирована.

        Основной особенностью развития мыслительной операции у детей с дисграфией является неравномерность их функционирования в структурах наглядно-образного и словесно-образного мышления, недостаточный уровень развития абстрактного мышления.

Задания для развития мыслительных операций у младших школьников с дисграфией

Задания для развития мыслительных операций анализа и синтеза

        1. Ребенку предъявляют картинки с изображениями разных объектов  и предлагают назвать существенные признаки каждого из них.

        Картинки: карандаш, попугай, шарф.

        Ответ: Карандаш, маленький, зеленый, деревянный. Попугай  большой, красивый, разноцветный.  Шарф вязанный, длинный, белый.

        Вариант: логопед называет ребенку ряд понятий без предъявления картинок.

        Слова: клубника, мандарин, лиса, ворона.

        Ответ: Клубника красная, спелая, сладкая, ароматная. Мандарин  оранжевый, маленький, круглый, кисло-сладкий.

        2. Логопед предъявляет ребенку несколько предметных картинок, которые необходимо разложить в разные стопки по какому-нибудь определенному признаку. Например: большие и маленькие, красные и синие, легковые и грузовые машины.

        3. Ребенку предлагается изображение какого-либо предмета, сложенного из палочек. Спрашивается, что нужно убрать или добавить, чтобы получился, домик, корабль, рыбка.

        4. Ребенку предлагается из набора элементов собрать предмет.

        При данном виде упражнения можно использовать игры-головоломки «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра».

C:\Users\1\Pictures\krokodil_tangram11.jpg

        C:\Users\1\Pictures\mongol.gif

        5. «Нарисуй недостающее изображение»

        Ребенку предъявляют карточку с изображением разных геометрических фигур или предметов, расположенных в три ряда. В третьем ряду не хватает  одного объекта. Ребенку предлагается нарисовать недостающий объект.

        Вариант. Ребенку предъявляют карточку с изображением разных геометрических фигур или предметов, расположенных в три ряда. В первом  ряду не хватает одного объекта, во втором и в третьем – двух. Ребенку также предлагают нарисовать недостающие объекты.

C:\Users\1\Pictures\1_html_m68307b0d.png

Задания для развития мыслительной операции сравнения

        1. Ребенку предъявляют картинку с изображениями разных  предметов. Логопед предлагает раскрасить одинаковые предметы одним цветом.

C:\Users\1\Pictures\Image2-2.gif

C:\Users\1\Pictures\50b9b667e00df.jpg

        2. Ребенка просят рассмотреть  картинку с изображением гномиков, одетых одинаково. Затем спрашивают, кто же из них оделся правильно.

C:\Users\1\Pictures\mysh57_005.jpg

        3. Логопед предъявляют ребенку картинку с изображением животного и теней. Нужно найти тень, принадлежащую этому животному.

        4. Ребенку выдается набор карточек с изображением разных узоров. У логопеда есть точно такой же набор. Педагог дает ребенку одну из карточек. Он ищет у себя точно такую же и закрывает ее выданной.

        5. Ребенку предлагают найти отколотый кусок тарелки.

C:\Users\1\Pictures\56704b43a588c.jpg

        6. Логопед  предлагает ребенку продолжить предложение.

        Например. Зимой холодно, а летом … (жарко). Бабушка старая, а внучка … (молодая). Снег мягкий, а лед … (твердый).

        7. Игра «Что общего?»

         Логопед называет ребенку пары слов и просит ответить, что между ними общего.

        Например: апельсин и мандарин, огурец и кабачок.

        8. Игра «Чем различаются?»

        Логопед предлагает ребенку пары слов и просит ответить, что между ними различного.

        Например: кастрюля и чайник, ласточка и сорока.

        9. Игра «Кто кем будет?»

        Ребенку предлагают ответить кто кем будет. Например: семечко - …(цветок), малек - … (рыба), головастик – … (лягушка)

Задания для развития мыслительных операций обобщения и абстрагирования

        1.  Ребенку предъявляется карточка с изображением птиц. Требуется разделить карточку линией так, чтобы на одной половине оказались домашние птицы, а на другой – дикие.

        2. Ребенку предъявляют набор картинок, изображающих различные предметы (пила, ручка, пенал, труба, гитара, молоток, диван, топор, балалайка). Требуется найти изображения предметов, относящиеся к группе «музыкальные инструменты».

        Вариант. Ребенку предлагают найти изображения предметов, входящие в одну группу с предложенным. Например, предложенный объект - труба. В одну группу с ней входят гитара и балалайка.

        3. Игра «Назови общим словом»

        Ребенка спрашивают, каким общим словом можно назвать перечисленные слова.

        Например: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, дневник, пенал (школьные принадлежности).

        Вариант. Ребенка просят продолжить ряд слов, а затем назвать общее слово.

        Например: щука, карп, сом, ……. (рыбы)

        4. Игра «Раздели на группы»

        Ребенку называют несколько слов и просят разделить их на две группы (василек, колокольчик, роза, одуванчик, лилия, астра). Затем назвать обобщающие слова.

        5. Ребенку предлагают узнать слово по названным словам-признакам.

        Например: пушистый, серый, маленький, трусливый (заяц)

        6. Ребенку называют пару слов и просят подобрать слова, подходящие по смыслу аналогично предложенной паре.

        Например: лес – животные, река – …. (рыбы), человек – строит, птица – …(вьет)

        7. Ребенку предъявляют два столбика слов, которые можно отнести к нескольким группам понятий. Требуется соединить слова, подходящие по смыслу. Затем назвать обобщающие слова.

звезда                                                                                пылесос

снег                                                                                   лыжи

телевизор                                                                          планета

коньки                                                                               дождь

        Звезда и планета – небесные тела. Снег и дождь – явления природы. Телевизор и пылесос – электротехника. Коньки и лыжи – спортивный инвентарь.

        8. Ребенку даются ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – пять слов на выбор. Предлагается из этих пяти выбрать два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.         

        Например. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля). Ответ: растение, земля.

        Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Ответ: берег, вода.

        9. Логопед называет ребенку словосочетание и просит подобрать более общие понятия. Например, моя новая красивая кукла. Ответ: моя кукла, моя игрушка, игрушка, вещь.

Задания для развития мыслительной операции классификации

        1. Ребенку предъявляют карточку с изображением разных геометрических фигур. Они делятся на закрашенные и не закрашенные, большие и маленькие. Закрашенные фигуры отличаются по цвету.   Требуется разделить их на группы.

C:\Users\1\Pictures\untitled.png

        2. Ребенку предъявляют картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Предлагается положить перед собой только те, которые можно употреблять в пищу.

        3. Ребенку предлагается  рассмотреть картинку с изображением цветных мячей. Затем логопед спрашивает, какой мячик не подходит к другим и почему.

C:\Users\1\Pictures\mysh57_003.jpg

        4. Ребенку предлагают рассмотреть карточку с изображением разных объектов: швейная машинка, компьютер, противень с пирожками, телевизор, ткань, ванна, плита, антенна, компьютерная мышь, мыло. Предлагается соединить линиями предметы, которые подходят друг к другу. (Швейная машинка – ткань, компьютер – компьютерная мышь, телевизор – антенна, ванна – мыло, плита – противень с пирожками).

        5. Ребенку предлагают рассмотреть картинку с разными объектами и спрашивают, что из них необходимо взять в полет космонавту.

        6. Ребенка спрашивают, что общего между словами.

        Например: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза (Это насекомые)

        Берет, кепка, шапка (Это головные уборы)

        Москва, Екатеринбург, Казань, Архангельск (Это города)

        7. Логопед называет ребенку три слова. Например, курица, индюк, орел. Задается вопрос: «Что объединяет курицу и индюка, а что отличает их от орла?

        8. Ребенку предъявляют картинки с изображением обуви. Предлагается положить перед собой ту обувь, в которой можно ходить зимой.

        9. Ребенку предлагают назвать три вещи, без которых он не может обойтись на пляже.

Задания для развития мыслительной операции конкретизации

        1. Ребенку предлагают рассмотреть картинку с изображением разных пирамидок и обвести ту, которая обладает следующими конкретными признаками: в пирамидке шесть колец, верхнее колечко красное, а нижнее – желтое.

C:\Users\1\Pictures\mysh57_006.jpg

        2. Логопед предлагает ребенку назвать слова, входящие в названную им группу.

        Например, группа - деревья. Ответ: деревья – ель, сосна, береза, тополь и т. д.

        3. Логопед называет ребенку слово и просит подобрать его конкретные признаки. Например, одежда.  Ответ: юбка, длинная юбка,  длинная  красная юбка,  моя длинная красная  юбка.

        4. Логопед предлагает ребенку как можно более полно ответить на вопросы, касающиеся его знаний, умения, понимания. Например. Каких перелетных птиц ты знаешь, чем они отличаются?

        Для развития мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения  используются синквейны.

Правила составления дидактического синквейна.

        В первой строке должна находиться сама тема синквейна. Обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное.

        Во второй строке находятся два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это прилагательные или причастия.

        В третьей строке содержатся уже 3 слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы.

        В четвертой строке автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из 4 слов, но это не так принципиально. Также это может быть просто известный афоризм.

        Пятая строка содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в синквейне. Как часть речи это также существительное.

Например.

Акула.

        Зубастая, свирепая.

        Плавает, выпрыгивает, пожирает.

        Акула - самый опасный хищник моря.

        Рыба.

Метеорит.

        Каменный, железный.

        Несется, приближается, сталкивается.

        Меня интересуют метеориты.

        Небесное тело.

Пчелы.

        Полосатые, медоносные.

        Жалят, опыляют, гудят.

        Пчелы - наши маленькие друзья.

        Насекомые.

Список литературы

        1. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов.- Ярославль:  Академия развития, Академия Холдинг, 2002

        2. Игнатьев Е. И., Лукин И. С. Громов М. Д. Психология. Пособие для педагогических училищ (школьных).- М.: Просвещение, 1965

        3. Логопедия/под ред. Волковой Л. С. – М.: Просвещение,1995

        4. Синицына Е. И. Умные занятия и игры. - М.: Лист, Вече, 2002

        5. Тараканова А. А. Специфические особенности мыслительных операций у младших школьников с нарушением письма. –Сибирский педагогический журнал, 2014

        6. Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1953

        7. Умница. Занимательные упражнения для детей. - Челябинск: Аркаим, 2005

        Иллюстративный материал для этой работы был взят из сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Развитие мыслительных операций у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях посредством комплекса компьютерных игр.

Данная программа направлена на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., её можно с успехом ...

«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»

Описание апробации методической разработки по математике, в рамках научно-исследовательской работы в школе....

Развитие мыслительных операций на уроках английского языка

В статье рассматриваются способы развития мыслительных операций на уроках английского языка....

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Развитие зрительной памяти у младших школьников с дисграфией.

Статья содержит упражнения и игры по развитию зрительной памяти младших школьников, которые можно применять не только на логопедических занятиях, но и на занятиях в группе продленного дня....

Развитие мыслительных операций на уроках биологии

Развитие мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы...

Занятие по развитию мыслительной деятельности у младших школьников.

На уроках ребенок пытается справиться с различными, порой достаточно сложными задачками. Именно в эти моменты появляется необходимость в логическом мышлении.    Ребёнку, который не влад...