Самомассаж – нетрадиционное оздоровительное средство речевого развития ребенка
консультация на тему

В статье раскрыты особенности проведения самомассажа в работе по профилактике и коррекции нарушений речи: условия организации, противопоказания. Представлены игровые приемы самомассажа мышц головы, шеи и лица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samomassazh_2016.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самомассаж –

нетрадиционное оздоровительное средство речевого развития ребенка
Эффект массажа –

 естественная восстанавливающая

сила организма, сила жизни.

Гиппократ 

Речь — одна из основных высших психических функций. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж и самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Цель логопедического самомассажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Условия организации самомассажа:

- Длительность одного сеанса самомассажа для дошкольников составляет 5-10 минут;

- Каждое движение выполняется 4- 6 раз;

- Перед выполнением самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу (сидеть на стульчиках или в положении лежа);

- На первом этапе взрослый показывает каждый прием на себе и комментирует его;

- Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него;

- Впоследствии возможно выполнение движений под стихотворный текст или тихую, спокойную музыку;

- Рекомендуемая схема самомассажа: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка;

- Во время выполнения движений не должно быть ощущений дискомфорта, все движения должны приносить удовольствие.

Противопоказания для проведения самомассажа:

- инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп);

- заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит;

- эписиндром (судороги);

- носовые кровотечения и склонность к ним.

Противопоказания к самомассажу носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший».

Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку».

Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки».

Движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки».

Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Душ».

Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

5. «Рисуем брови».

Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно.

6. «Наденем очки».

Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят».

Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3-5 секунд.

8. «Нарисуем усы».

Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

9. «Веселый клоун».

Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун».

Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти. 11. «Клювик». 

Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине. 12. «Погладим подбородок». 

Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа».

Поглаживание губ зубами.

14. «Молоточек».

Постукивание губ зубами.

18. «Нарисуем три дорожки».

Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки».

Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

20. «Погреем щечки».

Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

23. «Испечем блины».

Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико».

Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Использование приемов самомассажа эффективно по нескольким причинам:

- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;

- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты (после утренней гимнастики, занятия по релаксации, после дневного сна);

- можно включить как часть занятия воспитателя (физминутка, оргмомент).

Дошкольники познают мир через игру, поэтому самомассаж проводится в игровой форме.

Используемая литература:
1. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008.

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

3. Логопедический массаж: метод. пособие / А.А. Шафеева. - М.: БЕТА-ФРЕЙМ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей о речевом развитии ребенка

3-минутный опросник родителей, легко проводимый на родительском собрании (как эпизод выступления логопеда). Удобен тем, что сразу можно дать рекомендации и ответить на вопросы, возникшие у родителей....

Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.

Статья посвящена роли и значению игры в процессе обучения и воспитания детей.  Может быть использована в качестве консультативного материала для педагогов....

Влияние двигательной моторики в процессе трудового обучения на речевое развитие ребенка.

В данной статье говорится о том, как важно развивать тонкие движения пальцев рук. Хорошо развитые навыки мелкой моторики способствуют быстрому развитию самообслуживания детей, развитию речевой деятель...

Роль речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Язык - одно из наиболее сложных и гениальных изобретений человечества4 это инструмент, с помощью которого мы можем развиваться и коммуницировать в обществе. Насколько важно речевое развитие ребенка в ...

: «Использование нетрадиционных оздоровительных средств на уроке ЛФК».

Особое место в опти­мизации физкультурно-оздоровительного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста занимают такие нетрадиционные инновационные средства оздоровления как·...