Самомассаж – нетрадиционное оздоровительное средство речевого развития ребенка
консультация на тему
В статье раскрыты особенности проведения самомассажа в работе по профилактике и коррекции нарушений речи: условия организации, противопоказания. Представлены игровые приемы самомассажа мышц головы, шеи и лица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh_2016.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самомассаж –
нетрадиционное оздоровительное средство речевого развития ребенка
Эффект массажа –
естественная восстанавливающая
сила организма, сила жизни.
Гиппократ
Речь — одна из основных высших психических функций. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж и самомассаж.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.
Цель логопедического самомассажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Условия организации самомассажа:
- Длительность одного сеанса самомассажа для дошкольников составляет 5-10 минут;
- Каждое движение выполняется 4- 6 раз;
- Перед выполнением самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу (сидеть на стульчиках или в положении лежа);
- На первом этапе взрослый показывает каждый прием на себе и комментирует его;
- Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него;
- Впоследствии возможно выполнение движений под стихотворный текст или тихую, спокойную музыку;
- Рекомендуемая схема самомассажа: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка;
- Во время выполнения движений не должно быть ощущений дискомфорта, все движения должны приносить удовольствие.
Противопоказания для проведения самомассажа:
- инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп);
- заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит;
- эписиндром (судороги);
- носовые кровотечения и склонность к ним.
Противопоказания к самомассажу носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.
Самомассаж мышц головы и шеи
1. «Я хороший».
Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
2. «Наденем шапочку».
Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица
1. «Рисуем дорожки».
Движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки».
Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
3. «Душ».
Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
5. «Рисуем брови».
Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно.
6. «Наденем очки».
Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
7. «Глазки спят».
Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3-5 секунд.
8. «Нарисуем усы».
Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
9. «Веселый клоун».
Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
10. «Грустный клоун».
Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти. 11. «Клювик».
Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине. 12. «Погладим подбородок».
Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
13. «Расческа».
Поглаживание губ зубами.
14. «Молоточек».
Постукивание губ зубами.
18. «Нарисуем три дорожки».
Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам.
19. «Нарисуем кружочки».
Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
20. «Погреем щечки».
Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
23. «Испечем блины».
Похлопать ладошками по щекам.
24. «Умыли личико».
Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Использование приемов самомассажа эффективно по нескольким причинам:
- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты (после утренней гимнастики, занятия по релаксации, после дневного сна);
- можно включить как часть занятия воспитателя (физминутка, оргмомент).
Дошкольники познают мир через игру, поэтому самомассаж проводится в игровой форме.
Используемая литература:
1. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
3. Логопедический массаж: метод. пособие / А.А. Шафеева. - М.: БЕТА-ФРЕЙМ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей о речевом развитии ребенка
3-минутный опросник родителей, легко проводимый на родительском собрании (как эпизод выступления логопеда). Удобен тем, что сразу можно дать рекомендации и ответить на вопросы, возникшие у родителей....
Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.
Статья посвящена роли и значению игры в процессе обучения и воспитания детей. Может быть использована в качестве консультативного материала для педагогов....
Влияние двигательной моторики в процессе трудового обучения на речевое развитие ребенка.
В данной статье говорится о том, как важно развивать тонкие движения пальцев рук. Хорошо развитые навыки мелкой моторики способствуют быстрому развитию самообслуживания детей, развитию речевой деятель...
Роль речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
Язык - одно из наиболее сложных и гениальных изобретений человечества4 это инструмент, с помощью которого мы можем развиваться и коммуницировать в обществе. Насколько важно речевое развитие ребенка в ...
Роль детской книги в речевом развитии ребенка
консультация...
: «Использование нетрадиционных оздоровительных средств на уроке ЛФК».
Особое место в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста занимают такие нетрадиционные инновационные средства оздоровления как·...