Пояснительная записка
методическая разработка на тему

Куманикина Галина Викторовна

Пояснительная записка к рабочей программе по швейному делу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Пояснительная записка

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей. Кроме того, выполнение различных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Рабочая программа по швейному делу разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ» на основе авторской программы по «Швейному делу» Л.С. Иноземцевой, под ред. В.В. Воронковой.

Программа предусматривает подготовку воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией швея-мотористка женской и детской одежды. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта направлено на изучение школьникам теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения воспитанников в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры.                                                                                                                                                                                                                                    – овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической   информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовлениями объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;              

  - развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;                                                                                                                     - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой  культуры, ее роли в общественном развитии;                - получение опыта применения технологических знаний и умений самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

Рабочая  программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальные нарушения), на основе школьной адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, программы профессиональной подготовки «Швея»,  разработанной заместителем директора по УВР Л.А. Челнаковой, учителем технологии Куманикиной Г.В.

Целью профессионально – трудового обучения является подготовка обучающихся (воспитанников) к самостоятельному выполнению различных видов работ по изготовлению швейных изделий, которые предполагают  овладение  профессиональными навыками,  а также формирование социально – нормативного поведения в трудовой ситуации.

Для достижения этой цели в программе содержится материал по организации рабочего места при соблюдении безопасных приемов труда в швейных мастерских и на производстве, организации производственных отношений, сведения по трудовому законодательству, основы моделирования и конструирования, технология изготовления швейных изделий детского и женского ассортимента, материаловедение и машиноведение.

Программа предусматривает взаимосвязь производственно – технологических и экономических знаний учащихся: получение представлений о таких понятиях как себестоимость, хозрасчет, эффективность производства, бригадные формы организации труда.

Изучение всех этих вопросов способствует экономическому воспитанию, профессиональной и социальной адаптации школьников в современной жизни.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

  1. Обучение обучающихся (воспитанников) профессиональным приемам труда  по специальности «Швея» и привитие им соответствующих трудовых навыков.
  2. Развитие у обучающихся (воспитанников) умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы.
  3. Формирование у обучающихся (воспитанников)  необходимых в производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, бережного отношения к оборудованию и материалам.
  4. Совершенствование умения рационально организовать рабочее место швеи, заправлять различного класса универсальные машины, краеобметочные машины, проводить простейшие регулировки, работать в темпе, приближенном к уставленным нормам квалифицированных рабочих.

Актуальность разработки, принятия и реализации Программы обусловлены

Необходимостью эффективного использования всех имеющихся в школе-интернате сил, человеческих и иных ресурсов, для подготовки выпускника, способного постоянно совершенствовать свои знания, уметь и желать учиться и переучиваться.

                Цели и задачи профессионального обучения

Программа предусматривает подготовку воспитанников, обучающихся по основным адаптированным программа для умственно  отсталых детей  к самостоятельному выполнению заданий на уровне 1и 2,3  разрядов квалификационной  характеристики швея  и возможность дальнейшей специальности по другим швейным  специальностям, связанным с выполнением  швейных операций(портной, закройщик)

Переход к профессиональному обучению преследует следующие основные цели:

  • Создание и обеспечение необходимых условий для обучения обучающихся профессии, их воспитания и обучения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;

-        обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы;

-        создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьникам программ  VIIIвида;

- способствовать установлению равного доступа к профильному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

-         расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы-интерната к освоению программ профессионального образования».

Для достижения данных целей необходима реализация следующего круга главных инвариантных задач (направлений) перехода на профессиональное обучение:

1.Собственно образовательные задачи - осуществление изменений в образовательной системе школы-интерната:

  • целях и задачах обучения на старшей ступени, ориентирующих на обеспечение углубленного изучения отдельных дисциплин программ профессионального образования; создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; социально-профессиональное самоопределение; развитие творческой самостоятельности; интеграцию содержания школьных учебных предметов и актуальных знаний, необходимых для эффективной трудовой деятельности;
  • принципах обучения, обусловленных личностно-ориентированной направленностью; направленности обучения  на развитие школьников; формирование их профессиональных устремлений; интеграцию образовательного процесса с социальным окружением; индивидуализацию и дифференциацию образования; потребностью личности, рынка труда и нужд региона в специалистах определенных профессий;
  • требованиях, предъявляемых к учителю профильной школы, обеспечивающих четкое представление педагогом изменений в содержании образования, в педагогических технологиях, нормативном обеспечении обучения, критериях оценки учащихся и т.д.;
  • траекториях образования, предполагающих реализацию не только индивидуального подхода, но и дифференциацию изучаемого учеником материала по степени сложности, направленности и другим параметрам, а также предоставление возможности каждому ученику создания персональных моделей образования, по  всем  учебным дисциплинам, определяемого как целенаправленный процесс коррекции недостатков развития в реализации образовательной траектории, при педагогической поддержке учителя;
  • содержании образования, его структуре, включающей системы: знаний,  практических умений и навыков, основных видов деятельности, норм отношений  людей к миру и  друг к другу,  личностный компонент,  обеспечивающий самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение осознанными способами саморегуляции, самосовершенствования;
  • методах, внедрения технологий профессионального обучения:диалоговые, развивающего обучения, критического мышления и т.д.;
  • формах организации обучения, рекомендующих более широкое использование в учебном процессе такой организации деятельности, как индивидуальные, групповые, коллективные, обучение в сотрудничестве и т.д.
  • методах и формах диагностики обучающихся, предполагающих использование:

- диагностик успешности овладения учащимся учебным материалом (освоение базового и профильногостандартов):

-диагностик успешности образовательной деятельности учащегося, интересов, склонностей и других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем могут повлиять на социально-профессиональное самоопределение;

-анализ образовательных ситуаций, способствующих формулированию учащимися суждений о своих затруднениях, проблемах в ходе учебной и внеучебной деятельности и т.д.;

. осуществлении различных исследований для выяснения  отношения, предрасположенности, способностей и желаний заниматься (или не заниматься) тем или иным видом деятельности.

  • процессах обучения, вразличных системах взаимодействия, предполагающих:

- выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью образовательного процесса;

- развитие индивидуальных способностей ученика — основная цель образования;

- изменение типа отношений учитель-ученик, переход к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи;

- построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика;

- образовательной среде, укладе жизни, организационной культуре школы-интерната;

- внеучебной работе, проведение учебных практик (социальные, производственные), представляющие собой процесс овладения различными видами профессиональной деятельности.

2.        Задачи ресурсного обеспечения перехода на профссиональноее обучение, в том числе:

  1. Разработка и освоение нормативно-правовых и иных документов:
  • разработка программ развития школы-интерната,  по переходу на профессиональное обучение;
  • апробация, опытная проверка и доработка нормативной документации.
  1. Использование имеющейся инфраструктуры, которую можно использовать для организации профильного обучения:
  • проведение инвентаризации и проверки готовности имеющегося кабинетного фонда для организации профессионального обучения.
  1. Создание и использование концептуальных ресурсов – идей и опыта организации профессионального обучения, посредством разработки:
  • концептуальных  основ перехода на профессиональное обучение,
  • методических рекомендаций по переходу и организации  профессионального обучения;
  • примерных школьных программ перехода напрофессиональное обучение и программы развития школы-интерната;
  • обобщения и представления накопленных идей и опыта организациипрофессионального обучения на тематических конференциях, семинарах;
  • формирования информационного банка организации профессионального обучения.
  1. Разработка и использование программно-методического обеспечения: программ, дидактических материалов, методических пособий по профессиональному обучению:
  • организация разработки, апробации и использования пособий, и рекомендаций для учителей.
  1. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональное развитие кадров, призванных организовывать, осуществлять, обеспечивать, сопровождать переход напрофессиональное обучение; расстановка этих кадров и использование их потенциала в процессе перехода напрофессиональное обучение:
  • разработка и реализация учебных программ подготовки педагогов и специалистов для управления и сопровожденияпрофессионального обучения;
  • разработка и реализация дополнительных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, привлекаемых к ведению обучения;
  • организация на внутришкольном уровне профессионального развития кадров, призванных организовывать и сопровождать профессиональное обучение.
  1. Информационное, сопровождение перехода на профессиональное обучение:
  • информирование образовательного сообщества и общественности о целях, задачах, направлениях, теоретических и нормативно-правовых основаниях, результатах, последствияхпрофессионального обучения.
  1. Расширение и укрепление материально-технической базы, привлечение и использование оборудования, средств обучения, транспортных средств и т.д. для перехода на профессиональное обучение:
  • проведение инвентаризации, обеспечение поставки и использования в системе профессионального обучения необходимых материально-технических ресурсов и оборудования.
  1. Расширение и использование полезных связей и контактов внутри системы образования и за ее пределами:

3.        Задачи управления реализацией Программы и переходом на профессиональное  обучение, включая:

- контроль хода и результатов реализации Программы профессионального обучения в целом осуществляется администрацией,   согласно годичным планам работы. Мониторинг сопровождения профессионального обучения ведет заместитель директора по научно-воспитательной работе, проводит анализ хода и результатов на каждом этапе Программы (в том числе на основе ежегодных анализов деятельности), и предоставляет аналитическую справку.

Программа как документ предназначена для того, чтобы

1.        Зафиксировать существующее на момент начала работы состояние профессиональной подготовки  и степень готовности  образовательной системы школы-интерната, выявить достижения, а также проблемы, дефициты и недостатки.

2.        Определить и описать цели (желаемые результаты) и стратегию перехода на профессиональное обучение, образ желаемого будущего состояния образования в итоге массового введения профессионального обучения воспитанников  10-11 классов, обучающихся по основным адаптированным программам  для умственно  отсталых детей.

3.        Определить и описать тактику, конкретный план и план-график мер, действий и мероприятий, обеспечивающих переход на профессиональное обучение и достижение спланированных желаемых результатов в установленные сроки и при имеющихся ресурсах.

   Цели (ожидаемые результаты) Программы

Общей миссией и главной целью Программы является содействие:

  • формированию у воспитанников 10-11 классов, обучающихся по основным адаптированным программам  для умственно  отсталых детей, важных компетентностей, опыта выбора и самореализации,  продуктивной социализации и подготовки к осмысленному выбору жизненного и профессионального  пути;
  • развитию образовательной системы школы-интерната, повышению ее потенциала путем создания новых возможностей и свойств – гибкости, мобильности, быстроте реакции на изменение социальных условий и потребностей, многообразии спектра  и повышения качества образовательных услуг.

Конкретной целью Программы является переход на профессиональное обучение  при обеспечении требуемого уровня качества образования и рациональном использовании имеющихся ресурсов.

Для достижения этих стратегических целей Программы необходимо обеспечить достижение ряда частных и промежуточных целей (результатов) в образовательной, ресурсообеспечивающей и поддерживающей, организационно-управленческой и иной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами  расширением по русскомй языку...