Пояснительная записка
методическая разработка на тему
Пояснительная записка к рабочей программе по швейному делу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей. Кроме того, выполнение различных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Рабочая программа по швейному делу разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ» на основе авторской программы по «Швейному делу» Л.С. Иноземцевой, под ред. В.В. Воронковой.
Программа предусматривает подготовку воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией швея-мотористка женской и детской одежды. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта направлено на изучение школьникам теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения воспитанников в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры. – овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовлениями объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии; - получение опыта применения технологических знаний и умений самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), на основе школьной адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, программы профессиональной подготовки «Швея», разработанной заместителем директора по УВР Л.А. Челнаковой, учителем технологии Куманикиной Г.В.
Целью профессионально – трудового обучения является подготовка обучающихся (воспитанников) к самостоятельному выполнению различных видов работ по изготовлению швейных изделий, которые предполагают овладение профессиональными навыками, а также формирование социально – нормативного поведения в трудовой ситуации.
Для достижения этой цели в программе содержится материал по организации рабочего места при соблюдении безопасных приемов труда в швейных мастерских и на производстве, организации производственных отношений, сведения по трудовому законодательству, основы моделирования и конструирования, технология изготовления швейных изделий детского и женского ассортимента, материаловедение и машиноведение.
Программа предусматривает взаимосвязь производственно – технологических и экономических знаний учащихся: получение представлений о таких понятиях как себестоимость, хозрасчет, эффективность производства, бригадные формы организации труда.
Изучение всех этих вопросов способствует экономическому воспитанию, профессиональной и социальной адаптации школьников в современной жизни.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
- Обучение обучающихся (воспитанников) профессиональным приемам труда по специальности «Швея» и привитие им соответствующих трудовых навыков.
- Развитие у обучающихся (воспитанников) умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы.
- Формирование у обучающихся (воспитанников) необходимых в производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, бережного отношения к оборудованию и материалам.
- Совершенствование умения рационально организовать рабочее место швеи, заправлять различного класса универсальные машины, краеобметочные машины, проводить простейшие регулировки, работать в темпе, приближенном к уставленным нормам квалифицированных рабочих.
Актуальность разработки, принятия и реализации Программы обусловлены
Необходимостью эффективного использования всех имеющихся в школе-интернате сил, человеческих и иных ресурсов, для подготовки выпускника, способного постоянно совершенствовать свои знания, уметь и желать учиться и переучиваться.
Цели и задачи профессионального обучения
Программа предусматривает подготовку воспитанников, обучающихся по основным адаптированным программа для умственно отсталых детей к самостоятельному выполнению заданий на уровне 1и 2,3 разрядов квалификационной характеристики швея и возможность дальнейшей специальности по другим швейным специальностям, связанным с выполнением швейных операций(портной, закройщик)
Переход к профессиональному обучению преследует следующие основные цели:
- Создание и обеспечение необходимых условий для обучения обучающихся профессии, их воспитания и обучения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьникам программ VIIIвида;
- способствовать установлению равного доступа к профильному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы-интерната к освоению программ профессионального образования».
Для достижения данных целей необходима реализация следующего круга главных инвариантных задач (направлений) перехода на профессиональное обучение:
1.Собственно образовательные задачи - осуществление изменений в образовательной системе школы-интерната:
- целях и задачах обучения на старшей ступени, ориентирующих на обеспечение углубленного изучения отдельных дисциплин программ профессионального образования; создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; социально-профессиональное самоопределение; развитие творческой самостоятельности; интеграцию содержания школьных учебных предметов и актуальных знаний, необходимых для эффективной трудовой деятельности;
- принципах обучения, обусловленных личностно-ориентированной направленностью; направленности обучения на развитие школьников; формирование их профессиональных устремлений; интеграцию образовательного процесса с социальным окружением; индивидуализацию и дифференциацию образования; потребностью личности, рынка труда и нужд региона в специалистах определенных профессий;
- требованиях, предъявляемых к учителю профильной школы, обеспечивающих четкое представление педагогом изменений в содержании образования, в педагогических технологиях, нормативном обеспечении обучения, критериях оценки учащихся и т.д.;
- траекториях образования, предполагающих реализацию не только индивидуального подхода, но и дифференциацию изучаемого учеником материала по степени сложности, направленности и другим параметрам, а также предоставление возможности каждому ученику создания персональных моделей образования, по всем учебным дисциплинам, определяемого как целенаправленный процесс коррекции недостатков развития в реализации образовательной траектории, при педагогической поддержке учителя;
- содержании образования, его структуре, включающей системы: знаний, практических умений и навыков, основных видов деятельности, норм отношений людей к миру и друг к другу, личностный компонент, обеспечивающий самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение осознанными способами саморегуляции, самосовершенствования;
- методах, внедрения технологий профессионального обучения:диалоговые, развивающего обучения, критического мышления и т.д.;
- формах организации обучения, рекомендующих более широкое использование в учебном процессе такой организации деятельности, как индивидуальные, групповые, коллективные, обучение в сотрудничестве и т.д.
- методах и формах диагностики обучающихся, предполагающих использование:
- диагностик успешности овладения учащимся учебным материалом (освоение базового и профильногостандартов):
-диагностик успешности образовательной деятельности учащегося, интересов, склонностей и других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем могут повлиять на социально-профессиональное самоопределение;
-анализ образовательных ситуаций, способствующих формулированию учащимися суждений о своих затруднениях, проблемах в ходе учебной и внеучебной деятельности и т.д.;
. осуществлении различных исследований для выяснения отношения, предрасположенности, способностей и желаний заниматься (или не заниматься) тем или иным видом деятельности.
- процессах обучения, вразличных системах взаимодействия, предполагающих:
- выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью образовательного процесса;
- развитие индивидуальных способностей ученика — основная цель образования;
- изменение типа отношений учитель-ученик, переход к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи;
- построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика;
- образовательной среде, укладе жизни, организационной культуре школы-интерната;
- внеучебной работе, проведение учебных практик (социальные, производственные), представляющие собой процесс овладения различными видами профессиональной деятельности.
2. Задачи ресурсного обеспечения перехода на профссиональноее обучение, в том числе:
- Разработка и освоение нормативно-правовых и иных документов:
- разработка программ развития школы-интерната, по переходу на профессиональное обучение;
- апробация, опытная проверка и доработка нормативной документации.
- Использование имеющейся инфраструктуры, которую можно использовать для организации профильного обучения:
- проведение инвентаризации и проверки готовности имеющегося кабинетного фонда для организации профессионального обучения.
- Создание и использование концептуальных ресурсов – идей и опыта организации профессионального обучения, посредством разработки:
- концептуальных основ перехода на профессиональное обучение,
- методических рекомендаций по переходу и организации профессионального обучения;
- примерных школьных программ перехода напрофессиональное обучение и программы развития школы-интерната;
- обобщения и представления накопленных идей и опыта организациипрофессионального обучения на тематических конференциях, семинарах;
- формирования информационного банка организации профессионального обучения.
- Разработка и использование программно-методического обеспечения: программ, дидактических материалов, методических пособий по профессиональному обучению:
- организация разработки, апробации и использования пособий, и рекомендаций для учителей.
- Подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональное развитие кадров, призванных организовывать, осуществлять, обеспечивать, сопровождать переход напрофессиональное обучение; расстановка этих кадров и использование их потенциала в процессе перехода напрофессиональное обучение:
- разработка и реализация учебных программ подготовки педагогов и специалистов для управления и сопровожденияпрофессионального обучения;
- разработка и реализация дополнительных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, привлекаемых к ведению обучения;
- организация на внутришкольном уровне профессионального развития кадров, призванных организовывать и сопровождать профессиональное обучение.
- Информационное, сопровождение перехода на профессиональное обучение:
- информирование образовательного сообщества и общественности о целях, задачах, направлениях, теоретических и нормативно-правовых основаниях, результатах, последствияхпрофессионального обучения.
- Расширение и укрепление материально-технической базы, привлечение и использование оборудования, средств обучения, транспортных средств и т.д. для перехода на профессиональное обучение:
- проведение инвентаризации, обеспечение поставки и использования в системе профессионального обучения необходимых материально-технических ресурсов и оборудования.
- Расширение и использование полезных связей и контактов внутри системы образования и за ее пределами:
3. Задачи управления реализацией Программы и переходом на профессиональное обучение, включая:
- контроль хода и результатов реализации Программы профессионального обучения в целом осуществляется администрацией, согласно годичным планам работы. Мониторинг сопровождения профессионального обучения ведет заместитель директора по научно-воспитательной работе, проводит анализ хода и результатов на каждом этапе Программы (в том числе на основе ежегодных анализов деятельности), и предоставляет аналитическую справку.
Программа как документ предназначена для того, чтобы
1. Зафиксировать существующее на момент начала работы состояние профессиональной подготовки и степень готовности образовательной системы школы-интерната, выявить достижения, а также проблемы, дефициты и недостатки.
2. Определить и описать цели (желаемые результаты) и стратегию перехода на профессиональное обучение, образ желаемого будущего состояния образования в итоге массового введения профессионального обучения воспитанников 10-11 классов, обучающихся по основным адаптированным программам для умственно отсталых детей.
3. Определить и описать тактику, конкретный план и план-график мер, действий и мероприятий, обеспечивающих переход на профессиональное обучение и достижение спланированных желаемых результатов в установленные сроки и при имеющихся ресурсах.
Цели (ожидаемые результаты) Программы
Общей миссией и главной целью Программы является содействие:
- формированию у воспитанников 10-11 классов, обучающихся по основным адаптированным программам для умственно отсталых детей, важных компетентностей, опыта выбора и самореализации, продуктивной социализации и подготовки к осмысленному выбору жизненного и профессионального пути;
- развитию образовательной системы школы-интерната, повышению ее потенциала путем создания новых возможностей и свойств – гибкости, мобильности, быстроте реакции на изменение социальных условий и потребностей, многообразии спектра и повышения качества образовательных услуг.
Конкретной целью Программы является переход на профессиональное обучение при обеспечении требуемого уровня качества образования и рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Для достижения этих стратегических целей Программы необходимо обеспечить достижение ряда частных и промежуточных целей (результатов) в образовательной, ресурсообеспечивающей и поддерживающей, организационно-управленческой и иной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами расширением по русскомй языку...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....