Проект "Изучаем осень"
проект на тему

Павлова Татьяна Олеговна

У учащихся со сложной структурой нарушений  недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.

Осень - это не только удивительная пора. Поэтому необходимо предоставить учащимся возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы воспитания бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе.  Когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, тогда они и научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Изучаем осень»

 2 «Д» класс

 (для учащихся со сложной структурой дефекта с ТМНР)

ГКОУ «Школа  № 2124 «Центр развития и коррекции»

Учитель: Павлова Т.О.

Актуальность:

У учащихся со сложной структурой нарушений  недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.

Осень - это не только удивительная пора. Поэтому необходимо предоставить учащимся возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы воспитания бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе.  Когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, тогда они и научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность  и время реализации:  01.09 2017 по 30.11.2017 г.

Участники: учащиеся, учитель, родители класса.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская.

Цель проекта: создание условий для  развития познавательных и творческих способностей, расширения и систематизации знания учащихся по теме «Осень»

Задачи проекта:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • учить видеть красоту природы в осеннее времена года, наблюдать за явления живой и неживой природы;
  • формировать представления об осенних изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;

Развивающие:

  • развивать творческие способности и навыки коммуникации в ходе внеклассного мероприятия;
  • развивать речь, мышление, память;

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
  • привить любовь и бережное отношение к природе.

Пояснительная записка:

Реализация проекта в школе для детей с умственной отсталостью и ТМНР отличается от аналогичной деятельности в коррекционной школе. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся  со сложной структурой дефекта, практически не возможна, ведущая роль в данном виде деятельности отводиться учителю, но всё-таки не стоит учителю исключать данный вид деятельности из своей работы. Поэтому мной был выбран проект максимально близкий учащимся по их интересам и возможностям. Форма представления проекта была выбрана игровая.

Класс обучается по АООП (Вариант 2). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР.

Обучение с использованием новых технологий данной категории детей осложняется в силу их интеллектуальных особенностей и возможностей и  требует более длительного подготовительного этапа. В данном случае, эта деятельность была связана с продолжительной систематической работой по теме на протяжении ряда уроков по следующим предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Изобразительная деятельность», «Я познаю мир».

Так как часть детей, принимающих участие в проекте, не владеет речью, а часть имеет только зачатки речи, что очень затрудняет ведение какой-либо продуктивной деятельности, то реализация проекта была направлена на развитие речевой активности как вербальной, так и не вербальной.

Содержание проекта было направлено на общее и речевое развитие ребёнка в процессе целенаправленного ознакомления с окружающей жизнью.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный материал по данному проекту рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Данный проект проходил в течение трёх месяцев. За это время  реализация проекта позволила учащимся более прочно изучить материал, систематизировать его с помощью учителя, повысить мотивацию к изучению предмета, что крайне важно для детей данной категории. Так же  данный проект помог преодолеть трудности интеллектуального развития и коммуникации.

Предполагаемый результат:        

•        закрепление знаний и представлений об осени, её признаках;

•        расширение и активизация речевого запаса учащихся на основе углубления и обобщения представлений об окружающем;

•        отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

•        заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

План работы с учащимися по осуществлению проекта

«Изучаем осень!»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим.

Серия уроков направленных на изучение признаков осени по предметам «Окружающий природный мир» и «Изобразительная деятельность»

  • «Приметы осени»
  • «В гости к осени»
  • «Краски осени»
  • «В осеннем лесу»
  • «Деревья осенью»

Открытый урок по теме «До свидания, осень!» с использованием  красочной презентации.

Беседы:

«Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

-за красотой и богатством осенних красок

- за цветником около школы

- за перелетными птицами

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории школы

Целевые прогулки: 

«Деревья и кустарники нашего школьного двора»,

«Ищем приметы осени»

Социально – коммуникативное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры: 

«Собираем урожай овощей»,

«Собираем урожай фруктов»,

«Листопад»,

«Моя семья. Семейная прогулка в парке»

Дидактические игры:

 «Времена года»,  «Чудесный мешочек»,

Игры – драматизации: «Репка»,

Трудовая деятельность:

  • сбор природного материала на прогулке;

 Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

 Беседа по ОБЖ: «Азбука осенней безопасности на дорогах»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликации:

  • «В осеннем лесу»
  • «Яблоня»
  • «Дерево осенью» (аппликация из сухих листьев)
  • «Краски осени» (отрывная аппликация)

Рисование:

  • «Золотая осень» (рисунок красками)

Лепка

  • «Ветка рябины»

Слушание музыкальных произведений:

 «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Самостоятельная музыкальная деятельность:

 «Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

Выставка работ «Подарки осени»
Участие в  школьном празднике «Золотая осень».

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

 «Осенние листочки»

 «Перелёт птиц»

Игры – соревнования: 

«Прыг-скок через лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Мероприятия по работе с родителями:

  • Консультация для родителей «Учимся наблюдать за осенней природой»;
  • Изготовление тематической  папки на каждого учащегося «Изучаем осень»
  • Организация выставок детских работ;
  • Совместное творчество детей и родителей;
  • Привлечение родителей к участию в общешкольном празднике «Золотая осень».

Продукт проектной деятельности:

Выставка работ «Подарки осени»

Участие в  школьном празднике  «Золотая осень».

Выставка детских рисунков «Осенние фантазии»

Презентация проекта:

  • «До свидания, осень!» (открытый урок и презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Мисс Осень 2011г!

Данное мероприятие ежегодно проводится в нашей школе. Претендентки на звание "Мисс Осень" демонстрируют свою смекалку и творческие способности в конкурсно - развлекательной програме....

Сценарий праздника "Осень, Осень, в гости просим!"

Методическая разработка массового мероприятия экологической направленности для ребят младшего  школьного возраста. Цель данного сценария: в доступной форме с использованием сказочных персонажей (...

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Лексический материал по теме "Осень. Прогулка в осеннем парке", игры и задания. Обращаем внимание ребёнка на признаки осени, проговариваем, показываем, побуждаем к диалогу.

Методические рекомендации содержат игры и упражнения, которые направлены:- на формирование и расширение словаря;- формирование фраз разной структуры;- формирование навыков связной речи;- обогащение пр...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ.Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задачи:1. Закреплять знания и представления детей о...

ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...