Речевые пятиминутки
методическая разработка на тему
Практический речевой материал для формирования правильной, красивой речи у детей 5-7 лет. Материал подобран с учетом реализации ФГОС ДО.
Адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп. Кроме того, предложенные задания могут использовать воспитатели массовых групп детского сада и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_pyatiminutki.docx | 52.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые пятиминутки
Речевая пятиминутка по лексической теме «Овощи»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Речевые пятиминутки»
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Разговоры овощей. Помидор (хвастливо), Огурец (обиженно)
Помидор хвастается перед Огурцом: «Па-пу,пы-по!»
Огурец: «Пы-бы, по-бо».
Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разнога салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять
Поможем урожай собрать.
(поочередно сгибать пальцы)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Речевое развитие, Познавательное развитие)
Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок,
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем, есть мы до весны.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Фрукты»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Пришли девочки в сад, увидели много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Услышали разговоры фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты". Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Дидактическая игра «Что где растет» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Так бывает каждый год:
Весною ранней он цветёт,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож
И на солнышко похож.
Привлекает пчёл и ос
Мой любимый абрикос
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
- Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали.
Дети оборвали.
Дети идут по кругу, взявшись за руки,
в центре круга стоит ведущий.
Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику,
водящий отрицательно качает головой.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Осень»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
«Осень»
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
(загибать пальчики, начиная с большого)
Дидактическая игра «Подбери слова» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.
Моросит (дождь).
Дует (ветер).
Вянет (трава).
Желтеют (листья).
Опадают (листья).
Льет (дождь).
Улетают (птицы).
Созревают (овощи, фрукты).
Собирают (урожай).
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Любит осень жёлтый цвет:
С жёлтым дождиком рассвет,
Пожелтевшую траву
И опавшую листву,
Листьев жёлтые страницы,
Улетают когда птицы.
Погрустить любит с утра
Осень - жёлтая пора.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
Речевая пятиминутка по лексической теме «Грибы»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Мы положим в кузовок
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик конечно,
А красавец мухомор
Пусть украсит косогор!
(поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)
Дидактическая игра «Грибная корзинка» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Дети сидят в кругу, передают корзинку с картинками грибов. По очереди достают гриб, называют его и говорят, съедобный он или несъедобный. Например: «Это мухомор — он несъедобный».
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Есть семейные грибы,
Лишь семьей живут они
На пеньках и на корнях,
И в траве на вырубках.
Это дружные ребята
Называются опята.
Координация с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Гриша шел – шел – шел,
(шагаем на месте)
Белый гриб нашел.
(хлопки в ладоши)
Раз – грибок,
(наклоны вперед)
Два – грибок,
(наклоны вперед)
Три – грибок,
(наклоны вперед)
Положил их в кузовок.
(шагаем на месте)
Речевая пятиминутка по лексической теме «Семья»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»
Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту»
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Папа, мама, брат и я –
Правой рукой загибают по одному пальчику на левой ладошке.
Вместе дружная семья.
Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.
Раз, два, три, четыре,
Левой рукой загибают по одному пальчику на правой ладошке.
Все живем в одной квартире.
Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.
Дидактическая игра "Кто моложе или старше?" (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Педагог предлагает послушать детям два слова и определить, кто старше, а кто моложе. Составить предложение с этими словами.
Пример: Папа старше сына, а сын моложе папы.
Пример: Папа - сын. Папа старше сына, а сын моложе папы.
Лексический материал: мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внук - бабушка.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Ну, давай моя бабуля,
Мы с тобою порисуем.
Я рисую зайчиков,
Ты рисуй трамвайчики.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Сначала буду маленьким,
(присесть)
К коленочкам прижмусь.
(обнять колени руками)
Потом я вырасту большим,
(встать)
До неба дотянусь.
(поднять руки вверх, встать на носочки)
Речевая пятиминутка по лексической теме «Части тела и лица»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
«Подуй на пальцы».
Сложить пальцы в щепоть, и сделав энергичный вдох носом, дуть на пальцы короткими выдохами, работая мышцами живота.
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Эти пальчики щипают,
(большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют,
(указательный и средний "идут" по другой руке)
Эти - любят поболтать,
(средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга)
Эти - тихо подремать,
(безымянный и мизинец прижимаем к ладони).
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Дидактическая игра «Назови, что покажу» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Логопед показывает части тела у куклы, дети называют указанное логопедом.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Это глазки. Вот. Вот.
Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.
Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.
Это нос. Это рот.
Левой рукой показывают рот, правой – нос.
Там спинка. Тут живот.
Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Протягивают обе руки, два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ.
Кладут ладони на бедра, два раза топают.
Ой устали. Вытрем лоб.
Правой ладонью проводят по лбу.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Продукты питания»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Раз, два, три, Горшочек, вари!
Каша варится. "Ш-Ш-Ш"
Огонь прибавляют. "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Мы для милого Ванюшки
Испекли бы три ватрушки.
(кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно.
Только нет у нас пока
Начиная со слов «Только нет у нас пока…» поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.)
Не дрожжей, не молока,
Не яиц, не соли,
Нет муки и нет песка.
Дидактическая игра: «Что лишнее? » (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Дается задание: перевернуть то изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему (например: хлеб, колбаса, сыр, тарелка, лишнее тарелка, потому что это посуда, хлеб, колбаса, сыр – продукты питания).
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Суп сварили из фасоли.
Положить забыли соли.
Несоленый суп с фасолью
Мы потом солили солью.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Это каша для Любаши,
Держат перед собой ладошки, сложенные «ковшиком».
Пар над кашей поднялся.
Тянутся руками вверх.
Где же каша?
Пожимают плечами.
Нету! Вся!
Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Мебель»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Приколачиваем дверку к шкафу.
Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук»
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Это стул. Сиденье, спинка.
К прямой правой ладони присоединяют левую, получился «стульчик».
А на спинке две картинки,
Показывают два пальчика на правой руке.
А еще четыре ножки,
Показывают по два пальчика на обеих руках.
Чтоб сидеть под стулом кошке
Приседают, делают из ладошек «ушки»
Дидактическая игра «Назови ласково» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Ребята называют ласково (стол-столик, стул-стульчик, диван-диванчик, полка-полочка, кровать-кроватка, скамейка-скамеечка).
Одновременно на доску выставляются соответствующие картинки.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Стул взглянул на табурет:
«Ну, буквально, мой портрет!
Мы, как половинки,
Только он без спинки»
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Вот Кирюшкина кроватка,
Разводят руки в стороны.
Чтобы спал Кирюшка сладко,
Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.
Чтоб во сне он подрастал,
Медленно поднимаются.
Чтоб большим скорее стал.
Встают на носочки, тянутся руками вверх.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Игрушки»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Есть игрушки у меня -
попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран –
Настоящий великан.
загибать пальчики на обеих руках
Дидактическая игра «Чего не стало» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
По дорожкам сада, вскачь,
Побежал упрямый мяч,
И весёлою гурьбой
Позвал ребят всех за собой.
Сине-красные бока,
К нему притронешься слегка,-
Он земли коснётся,
А в руки не даётся.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Этот мяч, круглый мяч,
Красный мяч, гладкий мяч.
Любит мячик прыгать вскачь.
Вот так мяч, круглый мяч.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Домашние животные»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.
Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (громко, низким голосом)
Теленок: «Му-у-у-у» (тихо, высоким голосом)
Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)
Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.
Дидактическая игра «Путаница» («Кто где живет?») (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Воспитатель предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку. Например:
Кошка живет в конуре. — Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. — Лошадь живет в конюшне
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
В доме на окошке,
Встретились две кошки.
Шерсть их дыбом, хвост трубой,
Не хотят идти домой.
Ссорились соседки,
На яблоневой ветке.
Вдруг ветки закачались,
И кошки разбежались.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Дикие животные»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо и громко)
Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
«Мишка»
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
По весне проснулся,
Зевнул и потянулся:
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
“- Здравствуй, рыжая лисичка,
- Здравствуй, белочка - сестричка!
- Здравствуй серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!”
Проделать то же самое левой рукой
Дидактическая игра «О ком я говорю» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Педагог составляет загадку-описание. Дети узнают по признакам, о каком животном в ней говорится, находят картинку и помещают ее на доску.
Трусливый, длинноухий, серый или белый (О зайце)
Бурый, косолапый, голодный, неуклюжий, (О медведе)
Серый, злой, голодный (О волке)
Хитрая, рыжая, ловкая (О лисе)
Пушистая, прыгучая, рыжая (О белке)
Маленький, колючий, круглый (О еже)
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Медвежонок Жак простужен,
Мед ему сегодня нужен.
Мед дадим ему на ужин,
Потому что мы с ним дружим.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Зайка в травке скок-скок.
Зайка прыг за кусток.
Смелый зайка не боится,
Не поймать его лисице.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Снегирь: «Фью-фью-фью»
Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
Синица: «Кик-кик-кик»
Воробей: «Чик-чи-рик»
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
- Где обедал воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у синицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного…
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Дидактическая игра «Назвать птицу» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают, согласны они или нет.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Алой кисточкой заря,
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу,
Не замерз он на снегу.
Координация с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Скачет шустрая синица,
Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
Ей на месте не сидится,
кружатся
Прыг-скок, прыг-скок,
приседают
Завертелась, как волчок.
кружатся
Вот присела на минутку,
приседают
Почесала клювом грудку,
почесывают пальчиками грудь
И с дорожки — на плетень,
убегают на места
Тири-тири, тень-тень-тень.
Сидя, взмахивают кистями рук
Речевая пятиминутка по лексической теме «Транспорт»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
«Птенчики»- открывание и закрывание рта
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Прокололась шина у машины: ш-ш-ш.
Накачаем шину: с-с-с.
Машины едут по дороге: ша-шу-ши.
Сигналит машина: би-би-би-би.
Гудит поезд: ту-ту-ту-ту.
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Мы с первым пальцем-малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим — поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С третьим — сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
(по ходу чтения стихотворения
по очереди загибайте пальчики.)
Дидактическая игра «Дай, что скажу» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2м от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если ребенок затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают части автобуса. Игра повторяется.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
По улице нашей машины спешат,
Детишек машины везут в детский сад,
Везут в магазины различные грузы.
У каждой машины кабина и кузов,
Колеса и фары у каждой машины,
И бак у машины наполнен бензином.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Грузовик песок везет.
Удивляется народ:
«Вот так чудо-чудеса,
В нем песок под небеса!»
Речевая пятиминутка по лексической теме «Новый год. Елка. Зимние забавы»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
«Птенчики»- открывание и закрывание рта
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Вьюга воет: «З-з-з-з-з» (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м» (громко, низким голосом)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш»
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп, и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
Дидактическая игра «Что прячется за сугробом»
(Речевое развитие, Познавательное развитие)
Из картона вырезан сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинка, дерево, шапка, шарф, рукавичка и т.п.), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Разноцветные игрушки,
Шум, весёлые хлопушки.
Вот блестящие шары
И гирлянды мишуры.
Как зелёная принцесса,
К нам она пришла из леса,
Чтоб на праздник пригласить,
Смех и радость подарить.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Наша елочка-краса
Идут по кругу, взявшись за руки.
Поднялась под небеса.
Останавливаются, тянутся руками вверх.
Стройная красавица
Опять идут по кругу, взявшись за руки.
Всем ребятам нравится.
Останавливаются.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Одежда»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
«Птенчики»- открывание и закрывание рта
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
«Шитье одежды»
Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
В понедельник я кроила,
А во вторник - платье шила.
В среду - фартук вышивала,
А в четверг - белье стирала:
Все свои платочки.
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу.
Отдыхала от работы.
Дидактическая игра «Слушаем внимательно, думаем старательно»
(Речевое развитие, Познавательное развитие)
Педагог называет слова, просит детей найти лишнее слово в этой группе слов и объяснить свой выбор. Далее дети еще раз перечисляют предметы, которые объединили в группу.
Слова:
• Кофта, рубашка, свитер, брюки.
• Плащ, пальто, куртка, сарафан.
• Сарафан, шорты, шуба, футболка.
• Платье, сапоги, туфли, тапочки.
• Шуба, валенки, шарф, туфли.
• Ботинки, колготки, сапоги, валенки.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
У Романа, у Ромашки
С карманами рубашка.
Бабушка шила Ромашке рубашку.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Это платье для Наташки –
Четыре ритмичных поворота влево-вправо, руки на поясе.
Красные горошки.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
А на платье два кармашка,
«Рисуют» на животике два кармашка.
Спрячем в них ладошки.
Прикладывают обе ладошки к животику.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Обувь»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
«Птенчики»- открывание и закрывание рта
«Трубочка»- свернуть язычок трубочкой
«Часики»- движение язычком вправо-влево
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Дидактическая гра «Из чего сделано?» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
Ботинки и туфли из кожи – кожаные, валенки и тапки из войлока –…, сапоги из резины –…, домашние тапочки из меха – …, тапки из вельвета –…, ботинки из замши –… .
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Растерялся сапожок,
Оторвался ремешок,
Зацепился по дороге
За упрямый корешок.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Вот ботинки для Маринки,
По два раза ритмично топают каждой ногой.
Не ботинки, а картинки.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
Чтобы в них гулять ходить,
Ходьба по кругу друг за другом.
Бегать прыгать и шалить.
Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами.
Речевая пятиминутка по лексической теме «23 февраля. Защитники отечества»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох спокойный, равномерный.
Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный выдох.
Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а...
Рябиновый - и-и-и...
Березовый - о-о-о...
Дубовый - у-у-у...
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Командир позвал солдат:
“Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!”
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
(поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
Встали пальчики – “ Ура!”
На парад идти пора.
(кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)
Дидактическая игра «Сосчитай» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
(счет различных предметов - согласование числительных с существительными): один танк, два танка ... пять танков
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Защитники обители.
Отважные бойцы.
И доблестные рыцари.
Лихие храбрецы.
Координация с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Левой, правой
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд.
Левой,
правой,
Левой,
правой,
Барабан... уже дырявый!
Речевая пятиминутка по лексической теме «Посуда»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
«Трубочка»- свернуть язычок трубочкой
«Чашка»- поднять края широкого язычка
Развитие речевого дыхания и силы голос (Речевое развитие, Физическое развитие)
Дуем на горячий чай, губы трубочкой.
Пыхтящий чайник.
Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих! ».
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
У пушистой белочки
Круглая тарелочка,
У полосатой кошки
Маленькая плошка!
Дидактическая игра «Что где лежит?»
(Речевое развитие, Познавательное развитие)
Соль лежит в солонке, сухари – в сухарнице, селедка – в селедочнице, хлеб – в хлебнице, масло – в масленке, сливки – в сливочнике, суп – в супнице, конфеты – в конфетнице…
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Чашка синяя для Мити,
Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.
Чтобы чаю мог попить он,
Соку сливок, лимонаду.
Встали, загибают пальчики на правой ладошке левой рукой на каждое название.
Нам украсить чашку надо
Показывают, как украшают чашку точками.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Весна. Мамин праздник»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да! Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Ты весною видел чудо?
Как из маленькой почки
Появляются листочки.
(сложить ручки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их растопырив пальчики)
Дидактическая игра «Подбери признак»
(Речевое развитие, Познавательное развитие)
мама (какая?) - добрая, ласковая, заботливая…
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Весной на березке.
Распустились сережки.
Зеленые сережки
Висят на березке.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Мамочка, мамуля,
Идут по кругу, взявшись за руки.
Так тебя люблю я!
Останавливаются, прижимают руки к груди.
Я платок тебе дарю,
Протягивают руки вперед.
Вот как я тебя люблю.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Инструменты»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
«Насос»
- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Чтобы печку истопить,
Надо дров нам нарубить.
Рубим, рубим мы дровишки –
Пусть тепло будет детишкам.
(имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее)
Дидактическая игра «Найди правильно»
(Речевое развитие, Познавательное развитие)
На столе набор карточек с изображением девочки, мальчика и предметов труда (лопата, кирпич, пила, нож, молоток, пяльцы, посуда для сервировки стола, продукты и посуда для приготовления пищи, выкройки одежды и пр.).
Детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Папа дал мне молоток,
И сказал: "Давай, сынок,
Вместе сделаем забор,
Приведем в порядок двор.
Буду я пилить, строгать,
Ты – дощечки прибивать".
Дружно взялись мы за дело,
И работа закипела.
Координация с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Пилим, пилим, пилим, пилим,
Вместе мы бревно осилим.
Рубим, рубим мы дрова,
Закатали рукава
(имитируют движения: «пилят бревно», затем «рубят дрова»).
Хорошо мы потрудились,
На лошадке прокатились
Привезли дрова домой,
Будет нам тепло зимой.
(скачут, как лошадки).
Речевая пятиминутка по лексической теме «Профессии»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Качели»- поднимать поочередно язычок к верхним и нижним зубам
«Трубочка»- свернуть язычок трубочкой
«Часики»- двигать язычком вправо - влево
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Трубач.
Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Целый день тук да тук –
Раздается звонкий звук.
(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят
(пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем.
(вращать кисти рук)
Дидактическая игра с мячом “Кто, где работает?”
(Речевое развитие, Познавательное развитие)
Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
Координация речи с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
«Строители»
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькие стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идем,
Высоко его прибьем.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Рыбы»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить язычок на нижнюю губу
«Качели»- движение язычком вправо-влево
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
Лежало большое
Бревно на песке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).
Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (Речевое развитие, Познавательное развитие)
(согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Сом на дне ночует в яме,
Шевелит во сне усами,
А река бежит с высот,
В яму соне корм несет.
Координация с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
У меня в аквариуме
Золотая рыбка,
Я смотрю на рыбку,
Говорю с улыбкой:
«Может, ты – волшебная,
Может, не простая,
Раз зовут тебя все люди
Рыбка золотая?» Хвостиком колышет,
Смотрит не мигая,
Ничего не отвечает
Рыбка золотая.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Насекомые»
Артикуляционная гимнастика (Физическое развитие)
«Заборчик»- обнажить сомкнутые зубы
«Улыбочка»- улыбнуться без напряжения
«Лопаточка»- положить язычок на нижнюю губу
«Качели»- движение язычком вправо-влево
Развитие речевого дыхания и силы голоса (Речевое развитие, Физическое развитие)
Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».
Пчелка, гуди, в поле лети.
С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...
Развитие мелкой моторики (Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Жук сидит на веточке
Вы не бойтесь, деточки.
Попробуйте-ка сами
Пошевелить усами!
(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.)
Дидактическая игра «Кто что умеет делать»
(Речевое развитие, Познавательное развитие)
На наборное полотно выставляют картинки с изображением насекомых. Логопед рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).
Например:
Бабочка, что делает?... (Летает, порхает)
Гусеница, что делает?... (Ползает, ест, прячется)
Речевая зарядка (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Все собрав свои дела,
Жужжит и кружится пчела.
Вот важно села на цветок,
Она ведь знает в этом толк,
Суть её земных забот -
Сладкий и душистый мёд.
Координация с движением (Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие)
Спал цветок
(присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)
Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки)
Список литературы
Анищенкова Е.С. - Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов /– М.:АСТ: Астрель. 2006.
Нищева Н.В. – Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб. «Издательство «Детство – Пресс», 2009.
Нищева Н.В. – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада. – СПб «Детство - Пресс», 2006.
Рыбина А.Ф. – Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал. – Волгоград: Учитель, 2010.
Крупенчук О.И. – Научите меня говорить правильно. СПб. «Литер», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты -пятиминутки по русскому языку, 9 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Представлены разработки тестов-пятиминуток по русскому языку. Тесты разработаны на основе материала, повторенного или пройденного на уроке. На проведение теста отводится 5-7 минут в конце урока. Тесты...
Тесты -пятиминутки по русскому языку, 5класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Тесты-пятиминутки по русскому языку для 5 класса. Каждый тест представлен в 3-х вариантах. Тесты состоят из 4-6 заданий, различных по типу формулировки и степени сложности. Проводятся тесты в конце ур...
Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"
Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку...
Экологическая пятиминутка.
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА» пять минут классного часа посвященные нашей планете Доклад подг...
ПРАВОВАЯ ПЯТИМИНУТКА тема: «10 ДЕКАБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»
Данное мероприятие проводится в течении 10 минут как информационный блок ко Дню Прав человека. Это вводное мероприятие в правовом блоке к данному праздник, которое. знакомит учащихся с ист...
пятиминутки по развитию речевого мышления
в пятиминутках использованы приемы, способствующие развитию умений сжимать и сворачивать предложения, что поспособствует в дальнейшем умению "сжимать" текст...
Логопед-воспитателю "Речевые пятиминутки"
Речевые пятиминутки в детском саду...