Логопедическое занятие на автоматизацию звука Ш в речи
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по ЗКР
“Путешествие в дальние страны”.
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад п.Новопушкинское”.
Гоголева Г.С.
Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Виды детской деятельности:
- Игровая,
- Двигательная,
- Коммуникативная.
Материально-техническое оснащение.
Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.
Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).
Ход
I Орг.момент
Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)
II Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.
1,2,3,4,5
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,,,) Зубки?(,,,) Язычок? (,,,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)
Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?
А как туда можно попасть? (,,,,,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.
Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
На летучем большом корабле
Или с Бабой-Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке - Горбунке,
Можно в сказку влететь на жар-птице,
Можно на колобке закатиться,
Можно въехать как Слон на Еже.
Ой! Мы, кажется в сказке уже...
1 а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)
Картинки на доске: ромашка, букашка,
шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
спелая шишка, серая мышка,
скользкая лягушка, звонкая кукушка,
на болоте камыши, возле речки шалаши.
День пришёл - сразу всё нашёл:
Ночь настала – и опять не стало:
День придёт – красоту вернёт... (чему?)
2 идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе
ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”
игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)
3 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша
Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)
4 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу
Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём
5 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши
Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?
Покажем кошке: (Психогимнастика).
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Сердимся мы иногда.
Не кричим мы никогда!
Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.
6 Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)
Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.
Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.
Самоанализ фронтального занятия по ЗКР
“Путешествие в дальние страны”.
На занятии присутствовали дети старшеё группы (6), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.
На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы с диагнозом ФФНР
Тема: «Путешествие на болото».
Автоматизация «Л» в слогах, словах и предложениях с ИКТ.
Цель: закрепление умения четко произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях, знакомство с компьютером. ИКТ в коррекционной работе.
Задачи:
- учить подбирать слова-антонимы;
- закреплять умение выделять позицию звука в слове;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать умение работать в паре.
Оборудование. Демонстрационные картинки (болото, море, река); рисунки четырех лягушек с разными артикуляционными укладами (губы овалом, губы кружочком, губы трубочкой, губы в улыбке); аудиозапись «Звуки природы» (болото), шапочки лягушек по количеству детей, предметные картинки к игре «Разложи по полочкам» со звуком [Л] в трех позициях (начало, середина, конец слова); «чудесный мешочек» с атрибутами (яблоко, ложка, клубок, кукла, лак, слоник); мяч, изображения лягушек без губ, вырезанные из самоклеющейся пленки, маркеры.
Ход занятия.
Логопед. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости и они улыбаются нам. И вы улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Я предлагаю отправиться в путешествие, а куда вы узнаете, если найдете слово со звуком [Л]. (обращаю внимание на картинки (море, река, болото)) Да, правильно, на болото. И во время путешествия мы будем правильно и четко произносить звук [Л].
Для того, чтобы попасть на болото нужно закрыть глаза и повернуться вокруг себя. Глазки закрывайте, 1-2-3 — повернись, на болоте очутись (включается запись звуков природы).
Ребята, глазки открывайте и посмотрите, нас встречают лягушки. Эта лягушка, у которой губки «кружочком» поет «ла-ла-ла».
Эта лягушка, у которой губки «трубочкой» поет «лу-лу-лу».
Эта лягушка, у которой губки «овалом» поет «ло-ло-ло».
Эта лягушка, у которой губки «в улыбке» поет «лы-лы-лы».
Ребята, давайте вспомним, какие песенки пели лягушки. А теперь вместе повторим эти песенки тихо, громко, шепотом, радостно, удивленно.
А сейчас вы сами превратитесь в лягушек.
Глазки закрывайте. 1-2-3 — повернись и в лягушек превратись (одеть шапочки).
Лягушки очень любят прыгать. Если услышите слог пла в словах, подпрыгните, если нет, покачайте головой.
Плакат, плавать, плут, пластилин, оплата.
Если услышите слог сла в словах, подпрыгните, если нет покачайте головой.
Слава, весла, случай, сладость.
Посмотрите, лягушки, а что это лежит в камышах? Мяч. Ребята, а давайте поиграем с мячом в игру «Один-много» я буду называть слова в ед.ч а вы мне во мн.ч.Например лапа- много лап и т.д
Попрыгали лягушата и очень проголодались. Посмотрите, кто прилетел к нам на поляну, комарики. Комарики приготовили нам задание 1. «Угадай где находится звук Л в начале, середине или в конце»
2. «Услышь звук Л» (игры с ИКТ)
Лягушки очень любят играть в игру «Скажи наоборот» Поиграем? (с мячом) Я буду начинать предложение, а вы заканчивать подходящим по смыслу словом.
Чай горячий, а мороженое …
Перышко легкое, а гиря …
Тетрадь тонкая, а книга …
Великан сильный, а Дюймовочка …
Собака сытая, а волк …
Заяц трусливый, а лев …
Комарики приготовили для нас скороговорки и чистоговорки на звук Л попробуем справиться с этим заданием. (ИКТ)
Ой, ребята, посмотрите, что это? (находим мешочек) Посмотрим что там? Доставайте предметы по одному, называйте их, четко произнося звук [Л], и кладите на стол.
Выберите какой-либо предмет и придумайте с ним предложение.
Наше путешествие подходит к концу. Глазки закрывайте, 1-2-3- повернись и в ребят превратись. (Обращаю внимание на лягушат, у которых нет губ). Если вам понравилось путешествие, нарисуйте веселую лягушку, если нет, то грустную.
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Вы были внимательны, активны, старались четко и правильно произносить звук [Л]. И на память об этом путешествии можете взять себе ваши наклейки с лягушатами.
Учитель-логопед: Гоголева Г.С
Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ФФНР
Тема: «Путешествие на болото».
Автоматизация «Л» в слогах, словах и предложениях с ИКТ.
Логопаты: Голубцова Юля, Липатов Максим
Учитель-логопед: Гоголева Г.С
2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.
Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи: - воспитание самоконтроля во время произношения звука...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».
Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Л».
Аннотация:Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука Л » составлено учителем – логопедом Тукаевой Г.Г.для детей подготовительной к школе группы и направлено на автоматизацию поставленн...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л]
Коспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] будет полезен учителя-логопедам дошкольных образовательных учреждений, может быть интересен родителям детей с нарушениями речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р
Цель: Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Коррекционно-образовательные:- Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.- Уточн...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словосочетаниях, предложениях и связной речи. Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе с...