Конспект логопедического занятия в 6 классе (для обучающихся с ОВЗ) "Прилагательные-антонимы"
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Конспект логопедического занятия в 6 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прилагательные - антонимы.
Цель: формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи.
Задачи: 1. Познакомить с новыми понятиями русского языка «антонимы».
2. Развивать умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи.
3. Развивать монологическую речь учащихся, умение характеризовать предметы с разных сторон; развивать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
4. Расширять активный словарный запас прилагательных.
5. Воспитывать положительные качества личности; развивать умение работать самостоятельно.
Оборудование: проектор, компьютер, демонстрационный экран, презентационное сопровождение занятия, созданное в программе PowerPoint, предметные картинки, карточки, тетради, ручки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Поприветствуйте их улыбкой.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии: игра – пожелание «Удачи тебе!»
Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всём (безымянными)
- и везде (мизинцами),
- удачи тебе! (прикосновение всей ладонью руки).
- Основная часть.
1. Актуализация знаний. (Слайд 2)
- Послушайте стихотворение.
- Какая часть речи о себе так говорит?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
- О какой части речи говорится в загадке? Как вы догадались?
(Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной)
- В народе говорят:
Маленькое дело лучше большого безделья. (Слайд 3)
- Как вы её понимаете?
(Лучше чем-то заниматься, сделать какое-то маленькое дело, выполнить незначительную работу, чем вообще ничего не делать.)
- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?
- Чем интересна эта пара слов?
(Эти прилагательные противоположные по значению)
2. Постановка цели.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с именами прилагательными противоположными по смыслу, узнаем, есть ли у них другое название.
И в конце занятия ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»
3. Работа с кроссвордом. (Слайд 4)
- Чтобы узнать, как называются слова противоположные по смыслу, разгадаем кроссворд.
- Я буду называть слова, а вы должны подбирать слова противоположные по смыслу.
высокий (низкий)
худой (толстый)
тупой (острый)
старая (новая)
скучный (интересный)
большой (маленький)
- Прочитайте слово сверху вниз, как называется такое слово? (чтение по слогам с чётким проговариванием)
- Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы. (Слайд 5)
- Упражнение « Сравни» (Слайд 6)
- Сравните тигра и котёнка, используя прилагательные-антонимы (слайд)
| ТИГР | КОТЁНОК |
-По размеру: | большой | маленький |
-По силе: | сильный | слабый |
-По характеру: | злой | добрый |
-В зависимости от того, где живёт: | дикий | домашний |
- Игра « Фея и колдунья» (Слайд 7)
- Я расскажу вам правила игры, а вы мне помогайте. Жили-были на свете две волшебницы Фея и Колдунья.
- Колдунья была… ЗЛАЯ, а Фея…ДОБРАЯ. Сейчас Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы помогите Фее справиться с Колдуньей и скажите, какими должны быть мальчики и девочки.
КОЛДУНЬЯ (говорит логопед) | ФЕЯ (говорят ученики) |
- Я хочу, чтобы все дети были: | - Я хочу, чтобы все дети были: |
злыми | добрыми |
больными | здоровыми |
слабыми | сильными |
грустными | веселыми |
жадными | щедрыми |
грязными | чистыми |
глупыми | умными |
трусливыми | смелыми |
- Молодцы, ребята. С кем из волшебниц вы бы хотели дружить? Всегда помните о хороших качествах и старайтесь их всегда в себе воспитывать.
6. «Составь предложение» (Слайд 8,9)
- Ребята, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений.
- Рассмотрите картинки, составьте предложения, используя прилагательные-антонимы.
Дерево высокое, а куст низкий.
Шарик лёгкий, а арбуз тяжёлый.
Грач чёрный, а мел белый.
Чай горячий, а мороженое холодное.
Слон большой, а мышонок маленький.
Сахар сладкий, а лимон кислый.
- Физкультминутка.
- Так как мы сегодня на занятии проходим прилагательные, то давайте и в физминутку проведем на основе антонимов. Я буду называть антонимы, показывать соответствующие движения, а вы, ребята, будете повторять.
Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху,
Низкий - приседаем, руки обхватывают колени,
Узкий – стоим прямо, руки по швам,
Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,
Крылатый – имитируем как летают птицы,
Плавательный – имитируем как плаваем в бассейне,
Сухопутный – шагаем на месте,
Морской - кисти рук в замок, делаем волну,
Шумный – хлопаем в ладоши,
Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсссс”
8. Дифференцированная работа
- В устном народном творчестве часто встречаются прилагательные – антонимы. Я предлагаю вам работу с пословицами и поговорками.
- Подчеркни прилагательные-антонимы.
Веревка хороша длинная, а речь - короткая.
Осенью дни ненастные, а весной ясные.
Буквы кривые, да смысл прямой.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.
- Вставьте в пословицы прилагательные – антонимы нужные по смыслу
Старый друг, лучше новых двух.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Горькая правда лучше сладкой лжи.
От умного научишься, от глупого разучишься.
9. Гимнастика для глаз. (Слайд 10)
10. Работа с текстом. (Слайд 11, 12)
Пасмурный день.
Осенний пасмурный день. Небо облачное, хмурое. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев.
- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.
- Какую смысловую роль они играют?
(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном)
- Какое настроение создают прилагательные в тексте?
- Замените в названии слово «пасмурный» на прилагательное-антоним.
- Что получилось? (Ясный день)
- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?
- Что для этого нужно сделать? (Заменить прилагательные антонимами)
- Подберите слова антонимы.
- Запишите новый вариант текста.
Ясный день.
Весенний ясный день. Небо чистое, ясное. Лёгкие облака скользят по этой бездонной синеве. Теплый ветер чуть колышет ветви деревьев.
- Итог занятия
- Что такое антонимы?
- Чему вы учились на уроке?
- Где мы с ними встречаемся?
- Ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?» (Употребление антонимов делает речь более выразительной, эмоциональной)
IV. Рефлексия.
- Я предлагаю украсить кабинет цветами. Они лежат у вас на столе. Если урок вам понравился, было интересно - выберите красный цветок, если вам было что-то непонятно - возьмите зелёный цветок, а если урок не понравился - синий цветок и прикрепите на солнечную полянку при выходе с урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия 2 класс
Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»
Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...
Конспект логопедического занятия в классах НОДА
Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....
Конспект логопедического занятия с обучающимися 2 класса по коррекции смешанной формы дисграфии
Цель: Коррекция смешанной формы дисграфии...
Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с умеренной умственной отсталостью
Конспект разработан для обучающихся 1 года обучения, имеющими тяжелые и множественные нарушния развития....
Конспект логопедического занятия (2 класс)
Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...
Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.
Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...