Статья. "Развитие графической культуры и её влияние на коррекцию и развитие детей с ОВЗ".
статья по теме

Оненко Лариса Алексеевна

Статья. "Развитие графической культуры и её влияние на коррекцию и развитие детей с ОВЗ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_graficheskoy_kultury.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Учитель высшей категории:  Оненко Лариса Алексеевна

Развитие графической культуры  и её влияние на коррекцию и развитие  детей с ограниченными возможностями.

 Наша школа коррекционная, в ней обучаются дети с проблемами в развитии, и вся работа педагогического коллектива и моя, в том числе направлена на коррекцию развития детей. Педагоги помогают учащимся подготовиться к трудовой деятельности, сохранить своё здоровье, помогают понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя в жизни и занять собственное место в обществе.

Особое место в общеобразовательном цикле занимает ИЗО и черчение. Успешные занятия по этим предметам позволяют учащимся лучше усваивать предметы общеобразовательного цикла, особенно большое влияние эти знания оказывают на формирование трудовых навыков.

Занятия  изобразительным искусством (ИЗО) и черчением -  важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Курс черчения и ИЗО  предполагает постепенное усложнение материала, что способствует развитию пространственных, объёмных представлений, вниманию, памяти, абстрактного мышления, формированию моторных функций – двигательных умений, координации движений, мелкой моторики.  

В изобразительном процессе большое значение имеет развитый глазомер, т. е. способность на глаз (без применения специальных и подсобных инструментов) определять пространственные свойства и прежде всего пространственные отношения объектов. Постоянные, систематические занятия рисунком развивают и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным и точным движениям, придают гибкость и твердость руке, развивают координированные движения. В результате создаются условия и для развития навыков письма.

     Познание предметов и их свойств, приобретаемое на уроках рисования  действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей, что способствует также и развитию речи учащихся.

Особое внимание, я уделяю самостоятельной деятельности учащихся в ходе выполнения учебных заданий. Например, при работе над темой  натюрморт «Яблоко и стакан» все учащиеся выполняют эскиз с натуры самостоятельно, им разрешено изменить форму яблока и стакана. Когда ученик не может выполнить задание сам,  оказываю ему помощь  (даю  шаблоны стакана и яблока). Цвет стакана и яблока учащиеся выбирают сами. При выборе формы и цвета стакана и яблока, я советую нарисовать их такими, чтобы из стакана хотелось выпить  вкусный сок, а яблоком угостить друга. Такая помощь позволяет обеспечить успех каждого ребёнка на уроке, что само по себе является источником желания учиться.

В кружковой работе часто приходится сталкиваться с необходимостью изменения сюжета для тематического рисунка  или подбора цветовой окраски. Всё это заставляет совместно с учащимися искать выход в сложившейся  ситуации, а это в свою очередь развивает самостоятельность, активность, целеустремлённость – характерные черты личности. Проанализировав свой опыт работы, можно сделать вывод,  что все неожиданные изменения в процессе занятий способствуют лучшей реабилитации учащихся.  Ребята более уверенно  начинает новую работу и возможный неуспех не становится причиной отказа от работы.

Занятия по рисованию помогают привить учащимся любовь к изобразительной деятельности, к труду вообще, воспитать чувство ответственности за свою работу и тем самым повысить коррекционно – развивающее влияние уроков рисования.

Обучение по предмету «Черчение» в нашей школе проходит в два этапа с 5 по 7 класс и с 10 по 12-й класс. Основная цель уроков черчения в коррекционной школе помочь учащимся лучше усваивать программный материал на уроках профессионально-трудового обучения по предмету технология, способствовать развитию у них пространственной ориентировки, глазомера, развитию графической культуры, формированию умения читать и выполнять несложные чертежи.

Практика показала, что в начале изучения предмета учащиеся не могут правильно замерить и построить отрезок заданной длины (не сформировано  понятие нуля). У многих ребят нарушена мелкая моторика рук, поэтому работа с циркулем вызывает у них наибольшие трудности .

В 6 классе начинаем изучение  основной темы по предмету черчение «Прямоугольное проецирование». Чтобы облегчить учащимся усвоение этой темы я разработала пособие на основе трёх моделей параллелепипеда. С помощью моделей трёх проекций параллелепипеда  отрабатываю место расположения трёх видов детали (вид спереди, вид сверху, вид слева) и понятий размеров, определяющих эти виды (длина, высота, ширина). Это пособие применяю и в старших классах.

Учащиеся, которые в 5 классе на уроке черчения без помощи учителя не могут отложить заданный размер от нуля и построить элементарный чертёж, в последующих  классах более самостоятельно выполняют работу, руководствуясь речевой инструкцией и строят чертежи в трёх проекциях.  

Рисунок и чертёж служат эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и коррекции других психических процессов. С этой целью в  программу по черчению введена тема «Перспективное рисование», что даёт возможность расширить представления об окружающих предметах.

Здесь учащиеся сталкиваются с понятием «дальше – ближе», даётся  понятие горизонта. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет школьника подмечать в нем такие особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении.

Характер той или иной формы, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

В связи с этим немецкий педагог А. Дистервег говорил, что тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто десять часов только смотрит.      Под влиянием целенаправленного обучения рисованию и черчению учащиеся значительно лучше производят сравнение, легче устанавливают сходство и различие предметов. Занятия способствуют развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.

Благодаря комплексному подходу к обучению школьников решается задача формирования и укрепления здоровья учащихся.

В ходе урока я стараюсь осуществлять индивидуально-дифференцированный подход как основное средство оздоровительного – развивающей  работы с учащимися. Для дополнительного объяснения материала приглашаю учеников к своему столу и доске. Все изменения позы при монотонной работе служат разрядкой, снимают напряжение.

С целью снижения утомления  использую пальчиковую гимнастику и игровые моменты (занимательные задания), которые снимают эмоциональное напряжение учащихся на уроке. Этот приём также позволяет решить одновременно несколько различных задач:

● обеспечить психологическую разгрузку учащихся;

● дать им сведения развивающего и воспитательного плана;

● показать практическую значимость изучаемой темы.

Примеры заданий:

1. Собери квадрат                                                  2. Танграмы

 

Такие занятия улучшают настроение и поведение учащихся, формируют положительные черты личности, формирует у ребят адекватную внутреннюю позицию, которая способствует росту обучаемости,  нормальному психическому развитию.

Необходимо отметить, что уроки рисования и черчения помогают мне изучить некоторые индивидуальные особенности учащихся. Знание этих особенностей позволяет правильно строить коррекционно – воспитательную работу и планировать всю мою деятельность как педагога.

Учащиеся нашей школы принимают участие в районных, городских конкурсах и олимпиадах по технологии не только среди коррекционных школ, но и среди общеобразовательных школ района и города, занимают призовые места. Знания, которые они получают в стенах нашей школы, позволяют им продолжить учиться в училищах начального профессионального обучения.

Уроки рисования и черчения — одни из основных предметов, которые способствуют умственному и нравственному воспитанию учащихся, развивают способность ориентироваться в жизненных ситуациях,  помогает достичь уровня знаний и умений, необходимых для социальной адаптации.

Благодаря урокам рисования и черчения у ребят формируется навык поведения в социуме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ранняя диагностика и коррекция в развитии детей"

Раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии:цели, принципы, содержание, ценность....

Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."

В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО НА ТЕМУ:ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста

 При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). ...

Статья "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ДЕФЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В статье представлена краткая характеристика разделов авторской программы по психомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями  на дополнительных  коррекционных занятиях. А...