Статья "Формирование коммуникативных навыков на уроках СБО в школе VIII вида".
статья по теме

Ирина Владимировна Пучкова

Статья "Формирование коммуникативных навыков на уроке СБО в школе VIII вида предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта. В ней рассматриваются способы и методы формирования навыков общения у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kommunikativnye_navyki.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ГКОУ школа №22 г. Армавира

                          учитель СБО Пучкова Ирина Владимировна

Формирование коммуникативных навыков на уроках СБО в школе VIII вида.

Современные изменения в организации и содержании специального образования , обусловленные внедрение ФГОС ОВЗ, предполагают использование в качестве основной методологической составляющей деятельностного подхода. В соответствии с этим подходом , развитие личности обучающегося с ОВЗ, а в частности обучающегося с умственной отсталостью, зависит от характера организации доступной ему деятельности. Одним из основных структурных компонентов деятельности при обучении детей с умственной отсталостью, являются коммуникативные базовые учебные действия. Формирование данных БУД является основополагающим для достижения основных целей специального образования и его направленности на максимальную социальную адаптацию обучающихся. Проблема общения данной категории детей со своими сверстниками и с взрослыми является важным звеном в общей схеме формирования социальной компетенции выпускников коррекционных школ. Система формирования базовых учебных действий во многом совпадает с системой коррекционно-развивающего обучения, и поэтому система формирования коммуникативных навыков остается важным компонентом любой деятельности педагогов специального образования.

Одной из задач изучения предмета социально-бытовой ориентировки в школе VIII вида является создание условий для всестороннего развития личности, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности. Для выполнения этой задачи необходимо в первую очередь научить детей общаться, формулировать свои мысли, уметь обращаться за помощью, так как жизнь в обществе – это постоянный, беспрерывный процесс общения.  Большим препятствием на пути формирования коммуникативных навыков является часто встречающееся недоразвитие речи обучающихся с умственной отсталостью. Соответственно таким детям очень сложно в дальнейшем принимать и воспроизводить получаемую и выдаваемую информацию. По причине недоразвития всех основных психических функций, развитие речи таких детей изначально носит патологический характер.

Для преодоления этих препятствий на уроках СБО применяются различные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые. Дети должны как можно больше времени проводить в здоровом общении. Поэтому свои уроки я стараюсь проводить таким образом, чтобы общение обучающихся со мной и друг с другом было максимальным. Общаться ребята будут только в том случае, если происходящее на уроке им будет интересно, это непререкаемая истина. В самом начале занятия учителю необходимо «включить» детей в процесс общения. Я делаю это при помощи «интересных минуток». Иногда, приходиться в самом начале урока несколько минут уделить теме, которая возможно не совсем совпадает с темой данного занятия, но этот метод положительно влияет на весь дальнейший ход урока.  Заинтересовав детей, вы получаете полностью в свое распоряжение их внимание, а это уже половина успеха.  Поэтому, при подготовке к уроку необходимо проанализировать состав класса, в котором будет проводиться урок и продумать, при помощи каких приемов можно завладеть вниманием детей в данном классе. Главное, общение должно происходить на легком уровне, не стоит сразу, в начале урока ставит сложных задач и проблем. Опытный педагог сначала возьмет за руку, и только потом поведет ученика за собой. А для того, что бы вам дали руку, необходимо создать атмосферу доверия между учителем и учеником.  Обучение общению происходит на каждом уроке, не зависимо от изучаемой темы и раздела.  Сложной  для умственно отсталых школьников является диалоговая речь. Ведь ребенку необходимо почти одновременно выполнить несколько операций: выслушать собеседника, понять его,  подумать над ответом, правильно сформулировать мысль, следить за развитием мысли второго участника диалога. Формирование диалоговой речи,  без которой невозможно общение, происходит при проведении игр. Игру на уроке СБО я стараюсь организовать практически на каждом занятии. Дети всегда с удовольствием принимают участие в играх, даже те, кто не всегда настроен позитивно на выполнение заданий, всегда оживляются при проведении игры. Игры-соревнования, деловые игры, сюжетно ролевые игры – это неполный перечень форм проведения этапов урока, во время которых успешно формируются коммуникативные навыки, развивается речь обучающихся. Приведем примеры.

При изучении раздела «Питание» проводиться много практических работ. Разнообразить данную деятельность можно с помощью создания положительного имиджа каждому ребенку в группе, например, раздать роли сотрудников кафе всем ребятам. Несмотря на то, что,  все хотят получит должность шеф повара, остальные тоже не остаются без внимания.  Для честного распределения ролей на данных уроках использую методические приемы, основанные на поведенческом подходе, что положительно влияет на учебную мотивацию обучающихся. Происходит формирование навыков культурного общения. Каждый участник игры должен кратко сформулировать свои обязанности, что помогает детям научиться последовательно и развернуто формулировать свои мысли.

С большим удовольствием дети участвуют в обсуждении воображаемых жизненно-важных ситуаций. Например, при изучении темы «Распределение обязанностей в семье», мы раздаем воображаемые роли ученикам, все они без исключения с удовольствием принимают эти роли, вступают друг с другом в диалог, отвечают на вопросы, делают выводы. Помимо развития коммуникативных навыков, данный способ общения создает благоприятный микроклимат в классе, часто такое общение приводит к тому, что дети выходят за рамки воображаемых ситуаций, задают вопросы, касающиеся своей реальной жизни, спрашивают совета. Это помогает им научиться не только обсуждать проблемы, поставленные в ходе проведения урока, но и уметь обращаться за помощью и советом к взрослым.

При изучении темы «Торговля» так же целесообразно использовать метод моделирования реальных ситуаций. Игры «Магазин», «Ярмарка» зарекомендовали себя как отличный способ формирования коммуникативных навыков. Во время проведения игры «Магазин» дети меняются ролями «продавца» и «покупателя». Каждому из них предоставляется возможность попробовать себя в той или иной роли. Развитие навыков культурного общения происходит при обыгрывании ситуаций покупки и продажи товара. Можно усложнить задачу, предложив детям не называть наименование товара, а попробовать угадать товар по его описанию. Этот прием помогает детям установить соответствие между словом, обозначающим предмет и конкретным его образом. Проведение игры «Ярмарка» проводится после подготовительной работы, в ходе которой школьникам предлагается найти в предлагаемых источниках необходимую информацию (стихи, песни, прибаутки), привлекаются к работе родители, в совместной деятельности с которыми также формируются навыки общения детей со взрослыми.

Использование ИКТ на уроках СБО позволяет научить детей проговаривать наблюдаемые ситуации, давать свою оценку событиям и их участникам. Для достижения этой цели одним из этапов урока провожу просмотр обучающих видеороликов и  мультфильмов в сети интернет.  Например, при изучении темы «Культура поведения»,  «Правила личной гигиены» и других тем, дети с удовольствием дают устную оценку поведению персонажам обучающих мультфильмов. Зрительное и слуховое восприятие информации одновременно создает более яркие образы, улучшает память, формирует мышление школьников.

Физминутки  так же благотворно влияют на формирование навыков общения обучающихся. Проведение тематических физминуток под речевое сопровождение позволяет исправлять недостаточную выразительность речи. Многократное повторение речевого сопровождения двигательных упражнений регулирует правильную интонацию, помогает детям следить за темпом речи, за ее выразительностью.

Распространенной формой проведения уроков СБО являются экскурсии. Экскурсии проводятся на предприятия бытового обслуживания, в магазины, на рынки, на ж/д и автовокзалы, в поликлиники, библиотеки и т.д. Экскурсия является практическим закрепление навыков общения, полученных на уроке в классе. В ходе проведения экскурсии школьникам приходиться общаться не только с хорошо знакомыми людьми, но и с незнакомыми. При проведении таких уроков обучающие приобретают  огромный опыт общения не только в ходе проведения самой экскурсии, но и в процессе оценки собственных достижений и обмена впечатлениями с учителем и друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательн...

Взаимосвязанное развитие речевых и коммуникативных способностей языковой личности учащегося коррекционной школы VIII вида

Доклад на педсовете Синьковой О.А.Взаимосвязанное развитие речевых и коммуникативных способностей языковой личности учащегося коррекционной школы VIII вида...

Об оценке знаний, умений, навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Оценка ЗУН учащихся специальной (коррекционной) школы   VIII вида по учебному предмету "Математика"...

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...