Отчёт по работе с детьми ОВЗ
материал на тему

Аналитический отчет с детьми с ООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_detyam_ovz_2016-17.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

за 2016-2017 учебный год

Процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя:

  1. Создание предметно-развивающей среды;
  2. Материально-техническое оснащение;
  3. Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
  4. Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу.  Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому соблюдаются основные требования:

  1. Диагностирование проводится в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
  2. Осуществляется  предельная  доброжелательность к ребенку, используется похвала, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
  3. Соблюдается объективность при диагностировании, не  оказывается помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
  4. Учитывается состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, ему даётся возможность отдохнуть, а затем продолжается обследование.
  5. Соблюдается этика общения с детьми и их родителями.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением ПМПК определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. 

Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Для реализации программ используются:

  • оборудованная сенсорная комната;
  • учебные пособия и дидактические материалы для детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ);
  • специальные технические средства обучения (интерактивная доска, планшеты, образовательный комплекс Multikid).

Занятия организованы  индивидуально и (или) в малых  группах. Определено и согласовано с родителями / законными представителями расписание. Проводится консультирование родителей по результатам работы.

В 2016-2017 учебном году спланирована и организована следующая работа:

  1. Изучение  нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  • ОГБУ «Региональный центр развития образования»

Семинар-стажировка по теме «Образовательные технологии и методики работы с обучающимися с ОВЗ, в том числе с детьми инвалидами. Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы начального общего образования    (АООП НОО) по модулю 7.17. Современные технологии коррекционно-развивающего образования сетевой ДПП «Инновации в образовании в условиях реализации ФГОС», 16 часов, очно.

  • Педагогический совет (школьный уровень) «Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР».
  1. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
  • Площадка на базе сенсорной комнаты для детей с ОВЗ в рамках районного фестиваля «Радуга».
  • Участие в работе Муниципальной педагогической лаборатории «Педагогические находки в работе учителя».
  1. Работа со специалистами школы.
  2. Изучение обновленного списка детей с ОВЗ после ежегодного ПМПК, составленного социальным педагогом школы.
  3. Планирование совместной работы с логопедом школы.
  4. Составление программ и плана работы с детьми ОВЗ.

(охвачено 7 детей находящихся на индивидуальном обучении – 15 часов в неделю, 8 обучающихся в классах – 4 часа в неделю)

  1. Индивидуальная программа с использованием сенсорного оборудования  для Д4ВД

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Результат: постоянный интерес к занятиям; совершенствование мелкой и общей моторики; сохранение  психоматического здоровья.

Проведено – 14 индивидуальных занятий.

  1. Кинезиологическая программа  для учащихся 2 класса (совместно с логопедом) для М2РА, Д2ПВ, М2ЯА, Д1ЗА.

Цель: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Результат: повышение концентрации внимания; овладения комплексом кинезиологических упражнений; у каждого ребенка несколько работ по ниткописи.

Проведено – 22 групповых занятий.

  1. Программа для коррекции ЭВС «Ладонь в ладонь» для М2РА, Д2МВ, М2ЯА, Д4МС, М3МА, Д3ПА, Д3ПЯ

Цель: коррекция эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия.

Результаты: принятие правил работы в группе; овладение навыками саморегуляции.

Проведено – 8 групповых занятий.

  1. Программа для коррекции ЭЛС

Цель: формирование навыков самопознания, самоопределения для успешной социализации личности.

Результаты: расширение представлений о внутреннем мире людей; расширение знаний о профессиональной деятельности.

Проведено – 18 групповых занятий.

  1. Программа для коррекции когнитивной сферы для М2ОВ.

Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Результат: сохранение интереса к психологическим занятиям;  коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.

Проведено – 30 индивидуальных занятий.

  1. Индивидуальная программа с использованием элементов арт-терапии для Д1КЕ.

Цель: подготовка руки к письму.

Результат: принятие требований поведения на занятии; улучшение мелкой моторики; отсутствие тревожности при общении с психологом; появление интереса к методическим пособиям, используемых на занятиях.

Проведено – 39 индивидуальных занятий.

  1. Индивидуальная программа для развития когнитивной сферы для Д5СС.

Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Результат: сохранение интереса к психологическим занятиям; увеличение объема памяти и внимания, коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.

Проведено – 39 занятий.

  1. Индивидуальная программа для развития когнитивной сферы для М7ВД.

Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Результат: коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.

Проведено – 20 индивидуальных занятий.

  1. Индивидуальные релаксационные упражнения для снятия псиоэмоционального напряжения для Д4ГА.

Проведено – 13 индивидуальных занятий.

  1. Индивидуальные релаксационные упражнения для снятия псиоэмоционального напряжения для М5НО (по запросу родителя, ребенок с СДВГ).

Проведено – 3 занятия.

  1. Индивидуальные беседы о характере и чувствах для М3КА

Проведено – 5 бесед.

Вне плана  Верщинина Дарья, ученица 4 класса приняла участие в конкурсах и викторине:

  • Всероссийская викторина для детей с ОВЗ «Геометрия вокруг нас», 1 место, заочно;
  • Муниципальный ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» Конкурс «Новогодний калейдоскоп» Номинация «Новогодняя игрушка», грамота 3 степени, заочно;
  • Районный фестиваль «Радуга», 1 место, очно.

Подготовлены электронные папки с материалами по работе с детьми ОВЗ. В них собраны:

  • карточки по темам (транспорт, животные, посуда и т.д.),
  • электронные пособия для развития логики,
  • презентации для тренировки внимания, памяти, мышления.

Подготовлены раздаточные карточки, которые позволяют формировать умение ориентироваться на бумаге, способствуют развитию памяти, воображения, умений анализировать и сравнивать, концентрировать внимание и т.п.

В сети интернет используются страницы сайтов для организации работы с данной категорией обучающихся.

Отобраны методики для диагностики достижений детей с ОВЗ.

При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности школьников:

  • подвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.

Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование сенсорного оборудования, компьютерных методик, раздаточного материала.

Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанников навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.

 Задачи на 2017-2018 учебный год:

  1. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
  2. Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
  3. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватное отношение к проблемам лиц с особыми нуждами.
  4. Принимать участие в работе ПМП(к).

Педагог-психолог __________________________Смирнова Т.С.

                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о работе с трудными детьми 1 класс МКС КУо № 5 г. Аши

Отчёт о работе с трудными детьми 1 класса классного руководителя Устюговой Ю.С....

Творческий отчёт о работе клубов и студий художественно-эстетического направления (работа с одарёнными детьми)

В презентации дан материал о достижениях детей, о работе клубов и студий. Все они созданы для того, чтобы дети могли реализовать свой творческий потенциал....

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....

2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

в объединении «Алдын-Сай» учебных годах не обучались дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации...

Отчёт по работе с «трудными» детьми

Работа с «трудными» детьми ведётся планомерно и систематически. В своей работе значительное место отвожу профилактической деятельности с проблемными подростками «группы риска»....