из опыта работы в специальных классах
статья на тему

Ковалева Галина Никифоровна

Факт роста количества детей с задержкой психического развития неоспорим. Поэтому мы всё чаще обсуждаем вопросы обучения и воспитания таких детей.

Конечно, печально накапливать опыт работы при обучении детей в коррекционно – развивающих  классах, однако от этого мы никуда не денемся и относится к этому надо достаточно ответственно. Для учителя, работающего в таких классах, трудность заключается в том, во-первых, в моральном неудовлетворении, во-вторых, в отсутствии специальных учебников, конкретных программ и пособий. Поэтому учителям, работающих в этих классах, приходится самим заниматься разработкой методики обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_v_spetsialnyh_klassah.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы в специальных классах (дети с ОВЗ)

Факт роста количества детей с задержкой психического развития неоспорим. Поэтому мы всё чаще обсуждаем вопросы обучения и воспитания таких детей.

Конечно, печально накапливать опыт работы при обучении детей в коррекционно – развивающих  классах, однако от этого мы никуда не денемся и относится к этому надо достаточно ответственно. Для учителя, работающего в таких классах, трудность заключается в том, во-первых, в моральном неудовлетворении, во-вторых, в отсутствии специальных учебников, конкретных программ и пособий. Поэтому учителям, работающих в этих классах, приходится самим заниматься разработкой методики обучения.  

Прежде, чем идти в класс, я стараюсь конкретно ознакомиться с особенностями каждого ребёнка, их психологическими, социальными и медицинскими показателями. И конечно, надо хорошо знать, что представляют собой эти дети. Изучив литературу о детях с ОВЗ ( авторов Власовой, Лубовского, Цыпика) могу смело обратить ваше внимание на основные особенности познавательной деятельности таких детей.

  1. Весьма ограниченный объём восприятия;
  2. Нарушение функции поиска;
  3. Слитность, нерасчленённость восприятия;
  4. Очень низкая работоспособность: ( 1 урок – 100%; 2 урок – 50%, ….);
  5. Низко  развита непроизвольная память, плохо владеют приёмами запоминания.

схема типов памяти

Запоминание

Забывание

быстрое

медленное

быстрое

быстрое

медленное

медленное

медленное

быстрое

Если рассмотреть эту схему, то к детям с ОВЗ относятся с 1 и 4 типами. Вследствие этого: плохая память и неустойчивое  внимание. Поэтому содержание учебного материала, требования и результаты обучения оказываются, как правило, для них непосильными. Отсутствие минимального фонда знаний по математике, несформированность приёмов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс. У детей формируется негативное отношение к учёбе. Значит важно, чтобы обучение математике для такой категории школьников осуществлялось на доступном уровне. Дети хорошо понимают аналогию на жизненных примерах ( например на конфетах, деньгах). В качестве примера на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ( 6 класс) воспринимаются слова «дал в долг», «получил зарплату», «истратил на покупку» , а дольше переводим на знаки « - 6», «+5». Новый материал необходимо давать малыми порциями. Так, например, тему «Умножение дробей» я разбиваю на 2 урока. На первом уроке умножаем дроби, повторяем переместительный и сочетательный законы умножения, применяем их на конкретных примерах. На втором уроке умножаем уже смешанные и натуральные числа, повторив для этого правило записи смешанного и натурального чисел неправильной дробью, научились применять распределительный закон умножения для результативного счёта. В дальнейшем сделали вывод, что алгоритм умножения этих чисел такой же, что и алгоритм умножения правильных дробей. Очень хорошо на уроках помогает наглядный материал. Надо постоянно задавать программу действия. Например, таблица по алгоритму решения уравнений. Перед каждой основной темой курса необходимо повторение с целью интенсивной коррекции знаний учащихся.Чередовать учебную нагрузку с дидактическими и развивающимися играми.

Для подборки развивающих игр могу посоветовать книгу Айзека «Узнай свой собственный коэффициент интеллекта» и Никитина «Развивающие игры». Хороший эффект даёт игра, связанная с темой урока. Речь учителя должна быть в среднем тоне. Для физической разрядки желательно проводить физминутки во всех классах. В 5- 6 классах  прекрасно идёт физминутка, включающая устный счёт с использованием мяча, можно играть по цепочке – передай мяч другому с правильным ответом.

Объяснение нового материала провожу с опорой на практические задания. Например, при изучении обыкновенных дробей предлагаю учащимся своими руками отрезать половину полоски цветной бумаги, взять пол яблока, четверть яблока и т.д. для того , чтобы помочь учащимся осуществить переход от наглядно – образного мышления к отвлечённому использую на уроках разнообразные по форме и содержанию карточки – схемы, опорные таблицы, правила, схемы, инструкции для проговаривания учащимися основных этапов нового материала.

Много внимания уделяю формированию умения учащихся работы над учебником. Вариации самые разные, но надо помнить, что скорость чтения очень низкая, совершенно отсутствует умение выделять главное, нет произвольного внимания, поэтому для чтения учебника на уроке использую, в основном, краткие исторические сведения, наиболее доступный материал или задания следующего содержания: найти в учебнике правило деления обыкновенной дроби на обыкновенную и прочитать его; найти правило на которое допущена ошибка на доске. Например,  = , исправить ошибку и сделать правило применяя правило сокращения дробей.

Закрепление нового материала провожу, как правило, с ипользованием разного рода таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных (опорных) задач по темам урока или курса, позволяющих обучать учащихся этапам решения, чёткой работе по инструкциям, формировать навыки самоконтроля; карточек – опор, дающих возможность переносить способ решения основных задач в новые условия; моделей раздаточного материала: шаблонов, графиков и т.д. для организации индивидуальной работы на уроке и вне его.

Для оживления процесса обучения, воспитания интереса учащихся к предмету, тренировки внимания, памяти, использую специальные карточки с заданиями занимательного характера, игровой материал.

В заключении хочу сказать, чтобы работать с отдачей в этих классах, учителю необходимо обладать бесконечным терпением, состраданием и умением начать всё заново на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в 5 классе. Десятичные дроби.

Учащиеся часто затрудняются в замене обыкновенных дробей десятичными. Кроме основных теоретических сведений, касающихся перевода обыкновенных дробей в десятичные, я даю ряд устных упражнений....

из опыта работы в математических классах

Представлено выступление на городской конференции из опыта работы в математических классах....

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

Из опыта работы в профильных классах.

Концепция модернизации российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени школы. Целью профильного обучения является создание условий для образования старшеклассн...

РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...

Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...