Игровое занятие дефектолога "Какое растение пропало"
план-конспект на тему

Худякова Татьяна Владимировна

«Какое  растение  пропало

»

 

Цель:

 

ü  знакомство с различными лекарственными растениями, ареалом их обитания, применением;

ü  знакомство  со сказаниями, увлекательными легендами  о лекарственных растениях.

 

Образовательные задачи:

 

*     закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний.

*     вовлечение в словарный запас биологических и экологических  слов и выражений;

*      развитие коммуникативных навыков;

 

Коррекционные задачи:

 

*     развитие памяти, внимания;

*      развитие образного мышления;

*      развитие творческого воображения;

*      развитие восприятия;

 

Воспитательные задачи:

 

*     воспитание любви и уважения к  природе ;

*      развитие творческих способностей учащихся;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kakoe_rastenie_propalo.doc979.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно- развлекательная  игра

«Путешествие в мир лекарственных растений»

подготовила

учитель – дефектолог  Т. В.  Худякова

Г Егорьевск

2017г.

«Какое  растение  пропало

»

 

Цель: 

  • знакомство с различными лекарственными растениями, ареалом их обитания, применением;
  • знакомство  со сказаниями, увлекательными легендами  о лекарственных растениях.

Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний.
  • вовлечение в словарный запас биологических и экологических  слов и выражений;
  •  развитие коммуникативных навыков;

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;
  •  развитие образного мышления;
  •  развитие творческого воображения;
  •  развитие восприятия;

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к  природе ;
  •  развитие творческих способностей учащихся;

Ход мероприятия

Ведущий:  Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране лекарственных растений. Здесь вас ждут увлекательные легенды и предания, старинные праздники и обряды, народные приметы, а также исторические факты, связанные с лекарственными растениями. Малопривлекательные растения с мелкими невзрачными цветками, как крапива и полынь, нежные и трогательные, как незабудки и ландыши, красивоцветущие, как адонис и шиповник, они раскроют вам тайны о своем появлении на Земле, о происхождении их народных и научных названий. И, конечно, вы узнаете о целебных свойствах этих растений, издавна применявшихся не только в народной медицине. Растения - целители, которыми врачевали от недугов и хворости, исстари почитались особо. И “зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств, услугами ее и сейчас пользуется медицина.

Сегодня я хочу с вами поговорить об этих растениях.

Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось показать  растение, которое  я приготовила ….. (        Появляется злая  фея и крадет  растение) .  Ой  ребята, что  случилось, куда  делось  наше  растение.    Это  теперь  злая  фея  Плющ  утащила. Она  давно  за  ним  гоняется.   Но  я  знаю,  как  его  вернуть.  Если  мы  выполним  все  задания.,  получим  буквы , сумеем  собрать название  растения, то она  вернет  нам  его. Итак, начнём!

Конкурс 1.  «Загадочный цветок» 

Ведущий:  Есть много цветов. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает цветок, изображение которого нужно собрать из разрезанных частей.  Об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?” Если  мы  правильно  соберем  его , то  получим  первую букву.  ( Т)

.

Незабудка

  Легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.

 

 

Конкурс 2. «Шиворот - навыворот» 

Ведущий:  Мы  опять  получаем конверт. В этом  конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово  команда получает новую букву (А)

ЛАИАМН –   Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина обыкновенная)

 

Малина обыкновенная

) Существует легенда о том, почему ягоды малины имеют красный цвет. «…Юпитер в младенчестве своим криком вызывал эхо, от которого глохли обитатели гор. Тогда дочь царя Крита, нимфа Ида (по-гречески Idea), чтобы унять юного громовержца, сорвала для него ягоды малины. При этом она оцарапала себе грудь колючками побегов растения. Кровь нимфы окрасила ягоды белой малины в красный цвет…»

Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.

Конкурс 3.  «Загадки»

Ведущий:  Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки.  Если  мы  все  их отгадаем, то получим следующую букву. ( М)
1. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник.)

2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула.)

3. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник.)

4. «Кошачья травка» —
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валерьяна)

5. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик.)

6. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.
 (Подорожник.))

7. Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный ...  (Василёк)

8. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (Душица)

9. Листочки — парные,
Цветки — янтарные,
Плоды — коварные:
И лечат, и калечат. (Зверобой)

10. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (Крапива)

11. Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть? (Тысячелистник)

12. Горькая травка —
И животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. (Полынь)

Душица обыкновенная

  Научное название душицы переводится как "радость гор" (от греч.oros - "гора", ganymai - "радоваться"). Наиболее ароматный вид этого растения растет на горных склонах Средиземноморья, отчего весь род и получил такое название.
Согласно древнегреческим мифам женой бога Крона (Сатурна) была его сестра титанида Рея. Помня предсказание своей матери Геи о том, что один из его сыновей восстанет и лишит его власти, Крон глотал собственных детей. Шестого ребенка Рея родила в укромном гроте на острове Крит. Она назвала его Зевсом и оставила под присмотром двух нимф. Вместо ребенка мужу она дала запеленутый камень. Зевс остался в живых, но Рея не могла часто отлучаться из дома, поэтому кормилицей малышу стала коза Амалфея. Горные склоны Крита были покрыты душицей. Зевс подрастал и креп не по дням, а по часам, потому что козочка, кормящая его молоком, питалась этим чудесным растением.

Настой душицы оказывает желчегонное, мочегонное, отхаркивающее, успокаивающее воздействия. Траву душицы отдельно и в смеси с другими растениями в виде сборов, чаев или комплексных препаратов в фототерапии назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при холециститах, энтероколитах. Используют препараты душицы при острых и хронических бронхитах. Трава душицы входит в состав грудного и потогонного чаев и в сбор для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.

Подорожник большой

 ) Древние германцы называли его Wegewarte, или Сторож у дороги. Подорожник растёт так близко у дороги, что кажется, будто он стремится к человеку. История происхождения этого растения весьма печальна.
Однажды ночью одна молодая девушка отправилась в лес, чтобы встретиться со своим возлюбленным. Всю ночь девушка ждала и с надеждой прислушивалась к доносящимся звукам. Но только уханье сов и вздохи ветра среди деревьев доносились до её слуха. Возлюбленный так и не пришёл на свидание.
Горько плачущая девушка легла на краю дороги, и вскоре её сердце перестало биться.
Ранним утром, когда солнце только взошло, вокруг тела девушки выросли зелёные всходы. К полудню, сквозь темные пряди её волос пробились бледные цветки. Вечером, когда зашло солнце, тело девушки полностью исчезло, превратившись во множество мелких цветков.
До сих пор эти цветы растут вдоль дорог, словно ожидая прихода возлюбленного, который никогда уже не придёт.

 Настой листьев подорожника  в фототерапии рекомендуют при болезнях органов дыхания, туберкулезе легких, плеврите, коклюше, астме, а также острых желудочно-кишечных болезнях (гастрите, язвенной болезни, дизентерии), воспалении мочевого пузыря, самопроизвольном ночном мочевыделении, геморрое, кровохарканье и малярии; сок листьев подорожника большого — при укусах пчел, ос, шмелей и змей.

В народной медицине и фототерапии применяют компрессы из сока подорожника при лечении злокачественной опухоли.

Конкурс 4.  «Стоп – кадр»

Ведущий:  Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Мы будем  отвечать по очереди.

  1. Липа. 
  2. Клен остролистный.
  3. Дуб. 
  4. Ольха.                                        
  5. Сосна обыкновенная.
  6. Береза.

Сосна обыкновенная

  Древнегреческая же легенда утверждает, что растение получило название по имени нимфы Питие. Сильно любила Питие веселого и озорного бога Пана, покровителя рыбаков и охотников. И так же сильно ревновал ее Борей, бог холодного северного ветра. Из ревности он и превратил нимфу в красивое вечнозеленое дерево, получившее название Pinus. А Пана часто изображали с сосновым венком на голове.

В народной медицине и фототерапии настой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство. Он обладает также противомикробным свойством. Размятую хвою сосны используют для снятия болей при заболеваниях суставов. Специальным бальзамом из хвои лечат ревматизм.

Берёза  бородавчатая

 

 Русалкам не положено было в древние времена при свете дня показываться над озером. Как только первые лучи солнца пробивались над озером - русалка должна была уйти в свой прохладный дом.
  И год за годом так и жила себе одна юная русалка. Но однажды заигралась русалка и не успела уйти. Увидела она Бога всемогущего солнца Хорса и полюбила его. И ему полюбилась ее вдумчивая красота.
  Потянулся он к ней своими лучами. Сначала согревая, а затем обжигая.. Попыталась было уйти от него русалка, но не отпустил ее Хорс. И Русалка превратилась в дерево.. Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обоженными пятнами на ней от поцелуем-лучей бога Солнца.

В народной медицине и в фитотерапии широко используют молодые листья березы бородавчатой. Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство. С отвара листьев березы делают ванны при радикулитах. Березовый деготь применяют при чесотке, ожогах и гнойных ранах. Он является составной частью мазей Вишневского и Вилькинсона. Березовым углем лечат отравление.

   

Ведущий: Итак,  мы  получили  последнюю букву М .     Что  же  за  растение  украла  злая  фея Плющ    ( Мята) Но  непросто  мята,  а  лимонная  мята, а еще  ее называют :  мелисса,  «эликсир жизни», пчелиный бальзам. И  когда слышишь эти  названия,     то сразу хочется выпить чашечку ароматного горячего чая с лимоном, мёдом или мятой.
Почему именно мятой?   А потому, что  это  тоже  лекарственное  растение.

Возможно, утверждение, что растение лечит многое, если почти не всё, выглядит, как преувеличение, но факты-вещь упрямая, судите сами.

  • Настой и чай из мелиссы отлично успокаивают нервную систему, снимают спазмы в мышцах, желудке и кишечнике. Помогают они избавиться и от раздражительности, нервозности, стрессовых состояний и бессонницы.
  • Боли в сердце, одышка-уходят, нормализуется давление и кровообращение, дыхание при астме, сердечный ритм.
  • Значительно улучшается работа эндокринной системы, ускоряется обмен веществ.
  • Употребляя лечебный настой из мелиссы, вы заметите, что стали гораздо меньше болеть простудными заболеваниями, ОРЗ, благодаря жаропонижающим и потогонным свойствам полезной травы.
  • Также трава благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта, её используют для профилактики таких серьезных заболеваний, как гастрит, язва желудка. Трава избавит от неприятных недомоганий кишечника, таких как запор.
  • Положительно её влияние и на сосуды головного мозга: проходят головные боли, головокружения, обмороки.
  • Экстракт из мелиссы замечательно справляется с такой серьезной неприятностью, как запах изо рта и другими стоматологическими заболеваниями: воспалением десен и зубной боли.
  • Улучшается кроветворение, что очень важно при анемии.
  • Настой из мелиссы можно использовать, как замечательное мочегонное и желчегонное средство.
  • Снижается уровень сахара в крови, что важно для больных с сахарным диабетом.
  • Тонизирующее свойства мелиссы лимонной помогут повысить работоспособность, справиться с последствиями физического и умственного переутомления.
  • Даже такие серьезные кожные заболевания, как экзема, опоясывающий лишай, нейродермит, угревая сыпь, грибковое поражение кожи, а также последствия после укусов насекомых, значительно сдают свои позиции.

И это далеко не весь список полезных свойств мелиссы, но уже понятно, что трава обладает мощным целительным потенциалом.  И я  предлагаю  выпить чаю  с этой  прекрасной  травой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»

С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...

Конспект занятия "Комнатные растения"

Конспект занятия по теме "Комнатные растения" по дополнительной образовательной программе "Юный эколог"...

Конспект игрового занятия "Растения леса"

Интеллектуальная игра "Растения леса" для 6-7 классов...

Занятие "Приспособление растений к среде обитания"

Занятие комбинированного типа, направлено на изучение условий среды и приспособлений растений к ним. Ориентировано на обуающихся 5-6 класса....

воспитательное занятие "Комнатные растения и уход за ними"

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями...

Воспитательское занятие «Ядовитые растения, грибы и плоды»

Воспитательское занятие «Ядовитые растения,  грибы и плоды»...

Игровая викторина "Прекрасные растения Библии".

усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению. Основная форма проведения этого ...