Адаптированная коррекционно- развивающая программа "У тебя получится"
рабочая программа на тему
Адаптированная модифицированная программа « У тебя получится» (далее – Программа) учителя – дефектолога ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» составлена на основе
-Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;
- Конституции РФ.
- законодательства РФ,
- Конвенции ООН о правах ребенка;
-«Программе социального обучения и воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Л.К. Сидоровой. Москва., 2003 г.
- Устава ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
- разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с воспитанниками образовательного учреждения и построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения , Государственным стандартом общего образования и рассчитана на 1 год обучения: Программа разработана для детей дошкольного и школьного возраста:
- для детей задержкой речевого развития ( дошкольники) – 117часов;
- для детей со сложной структурой дефекта (надомное обучение)– 117 часов;
- для детей со сложной структурой дефекта (школьное обучение)-78 часов
- для детей со стойким нарушением познавательной деятельности – 39 часов ;
- для детей группы нормализации деятельности школьника, высших психических функций и ликвидации пробелов знаний -39 часов;
- группа по наблюдению за динамикой развития приглашается на фронтальные занятия;
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_2017-18.docx | 89.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
« Преображение»
_____________________________________________________________
Московская область г. Егорьевск ул. Лесная д. 45
Адаптированная модифицированная программа
« У тебя получится»
2017-2018 учебный год
Учитель-дефектолог: Т. В. Худякова
Пояснительная записка
Адаптированная модифицированная программа « У тебя получится» (далее – Программа) учителя – дефектолога ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» составлена на основе
-Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;
- Конституции РФ, РБ;
- законодательства РФ,
- Конвенции ООН о правах ребенка;
-«Программе социального обучения и воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Л.К. Сидоровой. Москва., 2003 г.
- Устава ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
- разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с воспитанниками образовательного учреждения и построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения , Государственным стандартом общего образования и рассчитана на 1 год обучения: Программа разработана для детей дошкольного и школьного возраста:
- для детей задержкой речевого развития ( дошкольники) – 117часов;
- для детей со сложной структурой дефекта (надомное обучение)– 117 часов;
- для детей со сложной структурой дефекта (школьное обучение)-78 часов
- для детей со стойким нарушением познавательной деятельности – 39 часов ;
- для детей группы нормализации деятельности школьника, высших психических функций и ликвидации пробелов знаний -39 часов;
- группа по наблюдению за динамикой развития приглашается на фронтальные занятия;
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- -способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка , коррекции недостатков познавательной деятельности ;
- -выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации к школьному обучению;
- -развивать и корректировать психические функции учащихся;
- -снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
- -корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- -изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- -способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;
Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Коррекционно-развивающее обучение учитель-дефектолог организует в соответствии с программой коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей в форме индивидуальных и групповых занятий.
Группы для занятий учитель-дефектолог формирует с учетом возраста и уровня развития детей в количестве 4 – 6 человек.
Количество групповых занятий соответствует требованиям программы, по которой учитель-дефектолог проводит обучение воспитанников. Продолжительность групповых занятий – 25-30 минут; индивидуальных – 15-20 минут. На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог реализует задачи индивидуальной программы обучения и воспитания, ликвидирует пробелы в усвоении программных умений и навыков у ребенка, ведет работу по развитию высших психических функций. В рабочем планировании учитель-дефектолог предусматривает время для изучения деятельности детей в процессе взаимодействия со сверстниками, при выполнении режимных моментов, в ходе проведения музыкальных, физкультурных занятий, на праздниках и утренниках.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Основным содержанием занятий по программе « У тебя получится » являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
- упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
- игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.
- игры и занятия по развитие речи и обогащении словаря.
- занятия по ликвидация пробелов знаний по различным школьным предметам
Структура программы коррекционных занятий « У тебя получится» включает в себя следующие разделы:
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов
- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
- Кинестетическое и кинетическое развитие
- Тактильно-двигательное восприятие
- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
- Восприятие пространства
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
- Восприятие времени
- Развитие мыслительных операций
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях дети должны научиться:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны;
- Узнавать предметы по заданным признакам;
- Сравнивать предметы по внешним признакам;
- Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
- Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- Давать полное описание объектов и явлений;
- Различать противоположно направленные действия и явления;
- Определять последовательность событий;
- Ориентироваться в пространстве;
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- Опосредовать свою деятельность речью.
- По возможности ликвидировать пробелы в знаниях
Своевременная психолого-педагогическая помощь воспитанникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Методы:
- Диагностика
- Ролевое проигрывание
- Анализ ситуаций
- Дидактическая игра
- Беседа
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
- Положительная динамика – 2-3 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
- - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
- Частично положительная динамика -1 балл.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- - частичное усвоение нового опыта;
- - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
- Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.
- - нечувствительность учащегося к новому опыту;
- - невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- - невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
Диагностические мониторинги проводятся 3 раза в год ( сентябрь, январь, май)
Описание разделов программы.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти ликвидация пробелов знаний).
1.Группа с задержкой речевого развития
( дошкольники) 117 часов
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий ( 5 часов)
Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (25 часов).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (26часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (7 часов).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (15 часов).
Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира предлагается определить на ощупь плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Раздел 6. Восприятие пространства (16часов).
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (11часов).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Восприятие времени (8 часов).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- составлять предмет из частей;
- определять на ощупь величину предмета;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
- выделять части суток и определять порядок дней недели.
2. Группа со сложной структурой дефекта ( надомное обучение)
117 часов
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (5ч)
Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (29 часов).
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур. Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (22часов).
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (6часов).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (7 часов).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 6. Восприятие пространства (13часов).
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (17часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Восприятие времени (12 часов).
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Учащиеся должны уметь:
- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
- различать основные цвета и их оттенки;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- узнавать предмет по части;
- определять на ощупь разные свойства предметов;
- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
- различать «наложенные» изображения предметов;
- различать вкусовые качества;
- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- соотносить времена года с названиями месяцев.
3. Группа со сложной структурой дефекта (школьное обучение)
78 часов
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (5 час).
Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (18часов).
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (22 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (8 часов).
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Раздел 6. Развитие восприятия пространства (6 часов).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Раздел 7. Восприятие времени (6 часов).
Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Раздел 8. Развитие мыслительных операций (11часов)
Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
4.Группа со стойким нарушением познавательной деятельности
39 часов
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа).
Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (5 часов).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (3 часа).
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Раздел 6. Восприятие пространства (5 часов).
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
Раздел 7. Восприятие времени (3 часа).
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Раздел 8. Развитие мыслительных операций (8часов)
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
- пользоваться элементами расслабления;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- смешивать цвета, называть их;
- конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
- находить нереальные элементы нелепых картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов;
- самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- определять возраст людей.
5.Группа нормализации деятельности школьника и ликвидации.пробелов знаний39 часов
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа).
Раздел 1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития( 3 часа):
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие навыков каллиграфии;
- Развитие артикуляционной моторики;
Раздел 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (5 часов):
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие зрительной памяти и внимания;
- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие представлений о времени;
- Развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Раздел 3. Развитие основных мыслительных операций (5 часов):
- Навыков соотнесенного анализа;
- Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Раздел4. Развитие различных видов мышления (5 часов):
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
Раздел 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям) ( 3 часа).
Раздел6 . Развитие речи, овладение техникой речи (3 часа) .
Раздел 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря (4часа).
Раздел 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (5 часов).
Тематическое планирование
1 группа – 117 часов в год, 3 занятия в неделю
№п/п | Тема занятия | Количество часов | |
1 | Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | 5 | |
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов 25 ч. | |||
1 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый) | 1 | |
2 | Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. Анализ цвета, сравнение Закрепление и применение полученных знаний. Работа в группах. | 3 | |
3 | Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету») Закрепление и применение полученных знаний. | 2 | |
4 | Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов. Закрепление и применение полученных знаний. | 2 | |
5 | Дидактическая игра «Назови цвет». Работа в группах. | 2 | |
6 | Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). Работа в группах и индивидуально. | 4 | |
7 | Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые. | 2 | |
8 | Восприятие: величины: большой -маленький; высоты: высокий – низкий;длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий;толщины: толстый – тонкий. Дидактическая игра «Четвертый лишний» | 2 | |
9 | Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.Закрепление знаний по восприятию величины и цвета. Дидакт. игра «Подбери двум куклам одежду»Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе) | 2 | |
10 | Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета. Анализ предмета, используя тактильный анализатор. | 1 | |
11 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» Узнавание предметов и изображений. Анализ по заданному признаку | 2 | |
12 | Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале Конструирование предметов и изображений. Развитие целостности восприятия | 2 | |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 26ч. | |||
13 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) Развитие крупной моторики Работа в группах | 2 | |
14 | Формирование чувства равновесия («дорожка следов») Развитие крупной моторики Индивидуальная работа | 2 | |
15 | Развитие мелкой моторики пальцев руки. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков | 2 | |
16 | Пальчиковая гимнастика. Индивидуальная работа | 1 | |
17 | Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики пальцев руки. | 2 | |
18 | Конструирование из счетных палочек. Развитие мелкой моторики пальцев руки. Работа в группах и индивидуально. | 2 | |
19 | Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру. Развитие мелкой моторики пальцев руки. | 3 | |
20 | Развитие графомоторных навыков Штриховка | 1 | |
21 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | 2 | |
22 | Работа с прищепками | 2 | |
23 | Работа с бигуди | 2 | |
24 | Работа с носовым платком | 2 | |
25 | Игры с массажным и мячами | 2 | |
26 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание,шнуровка). Развитие координации движений | 3 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие 7 ч. | |||
27 | Формирование ощущений от различных поз тела; | 1 | |
28 | Дидакт. игра «Море волнуется». Формирование ощущений от различных поз тела; | 2 | |
29 | Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | 2 | |
30 | Изображение животных, игрушек, насекомых, техники. | 2 | |
Тактильно-двигательное восприятие 15ч. | |||
31 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов Развитие тактильно- двигательного восприятия | 1 | |
32 | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Развитие тактильно- двигательного восприятия Дидактич. игра «Чудесный мешочек» Работа в группах и индивидуально | 2 | |
33 | Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты» Развитие тактильно- двигательного восприятия Работа в группах и индмвидуально. | 4 | |
34 | Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» Развитие тактильно- двигательного восприятия Работа в группах и индивидуально. | 4 | |
35 | Игры с крупной мозаикой. Развитие тактильно- двигательного восприятия Работа в группах и индивидуально. | 4 | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 6 | |||
36 | Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» | 2 | |
37 | Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 2 | |
38 | Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?» Развитие слухового восприятия учащихся | 2 | |
Развитие восприятия пространства 16ч. | |||
39 | Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад. Выполнение движений по инструкции, за учителем. | 4 | |
40 | Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).Выполнение движений по инструкции | 4 | |
41 | Ориентация на рабочем столе. Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу. | 2 | |
42 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона) Восприятие пространства | 2 | |
43 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Восприятие пространства | 2 | |
44 | Расположение предметов на листе бумаги. Восприятие пространства Дидакт. игра «Расположи верно» | 2 | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 10 ч. | |||
45 | Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. Развитие зрительного восприятия | 2 | |
46 | Игра «Сравни предметы» | 2 | |
47 | Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета) Развитие зрительной памяти | 2 | |
48 | Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?» Развитие зрительного восприятия и памяти | 2 | |
49 | Упражнение для профилактики и коррекции зрения Профилактика зрения Гимнастика для глаз | 2 | |
Восприятие времени 7 ч. | |||
50 | Сутки. Последовательность событий. Ориентация во времени суток | 2 | |
51 | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Ориентация во времени - неделя | 4 | |
52 | Закрепление материала | 1 |
2 группа – 117 часов в год, 3 занятия в неделю
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | 5 |
Формирование сенсорных эталонов цвета, 29ч. | ||
2 | Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб) | 4 |
3 | Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов. Формирование сенсорных эталонов цвета Дидакт. игра «Угадай-ка» Работа в группах и индивидуально | 4 |
4 | Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп. | 2 |
5 | Дидакт. игра «Что бывает такого цвета». | 1 |
6 | Подбор оттенков к основным цветам. Дидакт. игра «Подбери предмет такого же цвета». Работа в группах и индмвидуально | 2 |
7 | Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм. Формирование сенсорных эталонов формы | 2 |
8 | Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм. Группировка предметов объемных и плоскостных форм | 2 |
9 | Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов | 2 |
10 | Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | 2 |
11 | Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам. | 2 |
12 | Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали. | 2 |
13 | Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине) Закрепление полученных знаний. | 2 |
14 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) | 2 |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 22ч. | ||
15 | Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением. Развитие крупной моторики -«Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос». | 2 |
16 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | 4 |
17 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие мелкой моторики. | 2 |
18 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).Развитие крупной и мелкой моторики | 4 |
19 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Развитие графомоторных навыков. | 4 |
20 | Орнамент из геометрических фигур. | 2 |
21 | Графический диктант (по показу). | 2 |
22 | Работа в технике «объёмной» аппликации.Развитие крупной и мелкой моторики | 2 |
Кинестетическое и кинетическое развитие 6ч | ||
23 | Движения и позы всего тела. Кинестетическое и кинетическое развитие Дидакт. игра «Зеркало» | 2 |
24 | Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления). Кинестетическое и кинетическое развитие Дидакт. игра «Угадай-ка» | 2 |
25 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация. Научить расслаблению | 2 |
Тактильно-двигательное восприятие 7ч | ||
26 | Определение на ощупь предметов сложной формы. Развитие тактильного восприятия Дидакт. игра «Волшебный мешочек». | 1 |
27 | Работа с пластилином | 4 |
28 | Игры со средней мозаикой.Развитие тактильно-двигательного восприятия | 2 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 6ч. | ||
29 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 2 |
30 | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 1 |
31 | Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 2 |
32 | Развитие чувства ритма. Дид. Игра « Мы барабанщики» | 1 |
Развитие восприятия пространства 13ч. | ||
33 | Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко. | 2 |
34 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части .Развитие восприятия пространства Дидакт. игра «Обставим комнату». | 2 |
35 | Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».Закрепление навыков | 2 |
36 | Дидактическая игра «Определи положение предмета»Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 2 |
37 | Выполнение элементарных работ по замыслу. составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала. | 3 |
38 | Расположение предметов на листе бумаги.Развитие восприятия пространстваДидактическая игра «Расположи верно». | 2 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 17ч. | ||
39 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 3 |
40 | Упражнение для профилактики и коррекции зрения.Профилактика зрения | 2 |
41 | Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 2 |
42 | Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 2 |
43 | Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.Развитие зрительного восприятия | 2 |
44 | Таблицы Шульте. | 2 |
45 | Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).Развитие зрительной памяти. | 2 |
46 | Дидактическая игра «Запомни и повтори».Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 2 |
Восприятие времени 12ч | ||
47 | Дни недели. | 2 |
48 | Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».Восприятие времени (месяц, времена года) Дидакт. игра «Что сначала, что потом?». | 5 |
49 | Лото «Времена года». Развитие восприятия времени | 1 |
50 | Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Восприятие времени. Игры с моделью часов. | 4 |
3 группа – 78 часов в год, 2 занятия в неделю
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | 5 |
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов 18 ч. | ||
2 | Cоотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый. | 1 |
3 | Использование цвета для обозначения предметов: дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.Развитие предпосылок символической деятельности мышления | 1 |
4 | Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»). Формирование сенсорных эталонов цвета | 2 |
5 | Выбор и группировка предметов на скорость.Формирование сенсорных эталонов формы, величины | 1 |
6 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины | 2 |
7 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.). Формирование сенсорных эталонов формы, величины | 2 |
8 | «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей). Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Развитие сенсорных эталонов величины | 2 2 |
9 | Дидактическая игра «Цветик-семицветик».Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | 1 |
10 | Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | 1 |
11 | Дидактическая игра «Колумбово яйцо». Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины | 1 |
12 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | 2 |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 22ч. | ||
13 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Развитие крупной моторики. | 2 |
14 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие мелкой моторики | 2 |
15 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений. | 3 |
16 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Развитие мелкой моторики | 3 |
17 | «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме).Развитие крупной и мелкой моторики | 2 |
18 | Рисование бордюров по образцу. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Дидакт. игра «Расставь значки в фигурах». | 3 |
19 | Графический диктант (зрительный и на слух). | 2 |
20 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | 2 |
21 | Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | 2 |
Кинестетическое и кинетическое развитие 4ч | ||
22 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | 4 |
Тактильно-двигательное восприятие 8ч | ||
23 | Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). Развитие тактильно-двигательного восприятия. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 1 |
24 | Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». Развитие тактильно-двигательного восприятия | 4 |
25 | Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)». Развитие тактильно-двигательного восприятия | 1 |
26 | Игры с сюжетной мозаикой. | 2 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 4ч. | ||
27 | Развитие чувства ритма. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Дидакт. игра «Мы барабанщики | 2 |
28 | Различение мелодий по темпу. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 2 |
Развитие восприятия пространства 6ч. | ||
29 | Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам). | 2 |
30 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Развитие восприятия пространства | 1 |
31 | Дидактическая игра «Лабиринт». Развитие восприятия пространства | 2 |
32 | Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции. | 1 |
Восприятие времени 6ч. | ||
33 | Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток). Развитие восприятия времени | 3 |
34 | Лото «Времена года». Развитие восприятия времени | 1 |
35 | Определение времени по часам. | 2 |
Развитие мыслительных операций 11ч | ||
36 | Дидактическая игра «Назови одним словом» Развитие мыслительных операций | 1 |
37 | «Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета. Развитие мыслительных операций | 2 |
38 | Дидактическая игра «Четвертый – лишний». Развитие мыслительных операций | 1 |
39 | Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»). | 1 |
40 | Дидактическая игра «Разрезные картинки». Развитие мыслительных операций | 1 |
41 | Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках | 2 |
42 | Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом | 1 |
43 | «Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок. | 1 |
44 | Дидактическая игра «Найди различие и сходство». | 1 |
4 группа – 39 часов в год, 1занятие в неделю
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | 2 |
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов 5 ч. | ||
2 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). | 1 |
3 | Цветовой спектр. Смешение цветов. (оттенки).Развитие сенсорных эталонов цвета | 1 |
4 | Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения. | 1 |
5 | Узнавание предмета по словесному описанию. Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины.Дидактическая игра «Узнай по описанию». | 1 |
6 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). | 1 |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 6ч. | ||
7 | Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.Развитие крупной моторики. | 1 |
8 | Дорисовывание симметричной половины изображения.Выявление уровня развития графомоторных навыков | 1 |
9 | Вычерчивание геометрических фигур. Выявление уровня развития графомоторных навыков Дидакт.игра «Почини коврик». | 1 |
10 | Упражнения «Речь – ритм – движение». | 1 |
11 | Графический диктант с усложненными заданиями. | 1 |
12 | Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений) | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие 2ч. | ||
13 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация. Научить расслаблению | 1 |
14 | Воображаемые действия. Кинестетическое и кинетическое развитие Дидакт. игра «Угадай-ка». | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие 3ч. | ||
15 | Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами. Развитие тактильно-двигательного восприятия. Игра «Волшебный мешочек» | 1 |
16 | Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином. Развитие тактильно-двигательного восприятия | 1 |
17 | Игры с мелкой мозаикой. Развитие тактильно-двигательного восприятия | 1 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 4ч. | ||
18 | Профилактика и коррекция зрения. | 1 |
19 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках. | 1 |
20 | Тренировка зрительной памяти. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Дидактическая игра « Нарисуй по памяти». | 2 |
Развитие восприятия пространства 5ч | ||
21 | Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя. Развитие восприятия пространства | 1 |
22 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве Вербализация пространственных отношений | 1 |
23 | Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка. Развитие восприятия пространства | 2 |
24 | Дидактическая игра «Лабиринт». Вербализация пространственных отношений | 1 |
Восприятие времени 3ч. | ||
25 | Определение времени по часам. Развитие восприятия времени. Практич. занятие с элементами игры | 1 |
26 | Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток). Развитие восприятия времени. Дидакт. игра | 1 |
27 | Работа с календарем и моделью календарного года. Развитие восприятия времени | 1 |
Развитие мыслительных операций 8ч. | ||
28 | Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку». Развитие мыслительных операций (систематизация) | 1 |
29 | Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия). Развитие мыслительных операций | 1 |
30 | Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?». Развитие мыслительных операций (систематизация) | 1 |
31 | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи. | 1 |
32 | Таблицы Шульте (с буквами, с числами). Определение уровня развития мыслительных операций | 1 |
33 | Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов). | 1 |
34 | Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра). | 1 |
35 | Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок. | 1 |
5 группа – 39 часов в год, 1 занятие в неделю
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | 2 |
Совершенствование движений и сенсо-моторного развития 8 ч | ||
2 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; | 2 |
3 | Развитие артикуляционной моторики; | 2 |
4 | Развитие навыков каллиграфии; | 4 |
Коррекция отдельных сторон психической деятельности (10 часов): | ||
5 | Развитие зрительного восприятия и узнавания; | 1 |
6 | Развитие слухового внимания и памяти; | 2 |
7 | Развитие зрительной памяти и внимания; | 2 |
8 | Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); | 1 |
9 | Развитие представлений о времени; | 2 |
10 | Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. | 2 |
Развитие основных мыслительных операций 3ч. | ||
11 | Навыков соотнесенного анализа; | 1 |
12 | Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); | 1 |
13 | Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; | 1 |
Развитие различных видов мышления 5ч | ||
14 | Развитие наглядно-образного мышления; | 2 |
15 | Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями). | 3 |
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 5ч. | ||
16 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация. Научить расслаблению | 1 |
17 | Упражнения на снятие агрессивного поведения | 2 |
18 | Драматизация | 1 |
19 | Чтение по ролям | 1 |
Развитие речи, овладение техникой речи. 4ч. | ||
20 | Обогащение словаря, подбор синонимов, антонимов. | 2 |
21 | Чтение вслух рассказов, стихов. | 1 |
22 | Чтение марсианских стихов | 1 |
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 2ч. | ||
23 | Расширение знаний об окружающем мире (по учебной программе) | 2ч |
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | ||
Ликвидация пробелов знаний по предметам | По необходимости |
Литература
1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченнымивозможностями здоровья. Проект - М, 1999г.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997, №3
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995
4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990
6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.
7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2002.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007
10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.
12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.
13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2001.
14.Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных учреждений Vlll вида под редакцией В.В.Воронковой Москва «Просвещение» 2009г.,
15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986
16. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995
17.Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,
18.Воронкова В.В Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995
19.Воронкова В. В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. - № 5
20.Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М., 1986
21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998
22. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательныхУчреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» -Москва «Просвещение» 2005г. - http://www.twirpx.com/file/94404/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов «Удивительный знакомый мир»
Это программа поможет лучше понять работу с детьми ОВЗ ....
АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа "Мастерская ума"
Программа «Мастерская ума» ориентирована на учащихся 1-4 классов массовых школ, рассчитана на 34 занятия в общеобразовательных классах и на 70 занятий в 5-8 классах коррекционной нап...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа «Учись учиться» для учащихся с уо
Рабочая программа «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для учащихся коррекционных классов по программа С(К)К ОУ...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 2
Данная рабочая программа составлена с помощью конструктора "Мерсибо"...
АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия на каждого ребенка,...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общег...