Адаптированная коррекционно- развивающая программа "У тебя получится"
рабочая программа на тему

Худякова Татьяна Владимировна

Адаптированная   модифицированная программа  « У тебя  получится» (далее – Программа) учителя – дефектолога ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»  составлена на основе

 -Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;

- Конституции РФ.

- законодательства РФ,

- Конвенции ООН о правах ребенка;

-«Программе социального обучения и воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  Л.К. Сидоровой. Москва., 2003 г.

- Устава  ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

- разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с  воспитанниками  образовательного  учреждения  и построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития   Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного  учреждения , Государственным стандартом общего образования  и рассчитана на 1 год обучения: Программа  разработана  для  детей  дошкольного  и  школьного  возраста:

  • для  детей  задержкой  речевого  развития ( дошкольники) – 117часов;
  • для детей  со  сложной  структурой  дефекта   (надомное  обучение)– 117  часов;
  • для   детей  со  сложной  структурой  дефекта (школьное  обучение)-78  часов
  • для  детей  со  стойким  нарушением познавательной  деятельности   – 39 часов ;
  • для  детей  группы  нормализации деятельности  школьника, высших психических  функций  и ликвидации пробелов  знаний  -39 часов;
  •  группа  по  наблюдению  за   динамикой развития  приглашается  на  фронтальные  занятия;

Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_2017-18.docx89.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

« Преображение»

_____________________________________________________________

Московская  область  г. Егорьевск  ул.  Лесная  д. 45

Адаптированная  модифицированная  программа

« У тебя  получится»

2017-2018 учебный год

Учитель-дефектолог:     Т. В.  Худякова

Пояснительная записка

Адаптированная   модифицированная программа  « У тебя  получится» (далее – Программа) учителя – дефектолога ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»  составлена на основе

 -Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;

- Конституции РФ, РБ;

- законодательства РФ,

- Конвенции ООН о правах ребенка;

-«Программе социального обучения и воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  Л.К. Сидоровой. Москва., 2003 г.

- Устава  ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

- разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с  воспитанниками  образовательного  учреждения  и построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития   Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного  учреждения , Государственным стандартом общего образования  и рассчитана на 1 год обучения: Программа  разработана  для  детей  дошкольного  и  школьного  возраста:

  • для  детей  задержкой  речевого  развития ( дошкольники) – 117часов;
  • для детей  со  сложной  структурой  дефекта   (надомное  обучение)– 117  часов;
  • для   детей  со  сложной  структурой  дефекта (школьное  обучение)-78  часов
  • для  детей  со  стойким  нарушением познавательной  деятельности   – 39 часов ;
  • для  детей  группы  нормализации деятельности  школьника, высших психических  функций  и ликвидации пробелов  знаний  -39 часов;
  •  группа  по  наблюдению  за   динамикой развития  приглашается  на  фронтальные  занятия;

Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • -способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка , коррекции недостатков познавательной деятельности ;
  • -выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации к школьному обучению;
  • -развивать и корректировать психические функции учащихся;
  • -снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
  • -корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
  • -изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
  • -способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Коррекционно-развивающее обучение учитель-дефектолог  организует в соответствии с программой коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей в форме индивидуальных и групповых занятий.

Группы для занятий учитель-дефектолог формирует с учетом возраста и уровня развития детей в количестве 4 – 6 человек.

Количество групповых занятий соответствует требованиям программы, по которой учитель-дефектолог проводит обучение воспитанников. Продолжительность групповых занятий – 25-30 минут; индивидуальных – 15-20 минут. На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог реализует задачи индивидуальной программы обучения  и воспитания, ликвидирует пробелы в усвоении программных умений и навыков у ребенка, ведет работу по развитию высших психических функций. В рабочем планировании учитель-дефектолог предусматривает время для изучения деятельности детей в процессе взаимодействия со сверстниками, при выполнении режимных моментов, в ходе проведения музыкальных, физкультурных занятий, на праздниках и утренниках. 

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Основным содержанием занятий по программе « У тебя  получится » являются:

  • дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  • упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  • пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  • игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.
  •   игры  и  занятия  по развитие  речи  и  обогащении словаря.
  •  занятия  по ликвидация  пробелов  знаний  по  различным  школьным  предметам

Структура программы коррекционных занятий « У тебя  получится»  включает в себя следующие разделы:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов
  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Тактильно-двигательное восприятие
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
  • Восприятие пространства
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
  • Восприятие времени
  • Развитие мыслительных операций

Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях дети должны научиться:

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • Узнавать предметы по заданным признакам;
  • Сравнивать предметы по внешним признакам;
  • Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
  • Составлять сериационные  ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • Давать полное описание объектов и явлений;
  • Различать противоположно направленные действия и явления;
  • Определять последовательность событий;
  • Ориентироваться в пространстве;
  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • Опосредовать свою деятельность речью.
  • По  возможности  ликвидировать  пробелы  в  знаниях

Своевременная психолого-педагогическая помощь воспитанникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Методы:

  • Диагностика
  • Ролевое проигрывание
  • Анализ ситуаций
  • Дидактическая игра
  • Беседа

Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

  • Положительная динамика – 2-3 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

  • - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
  • - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
  • - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
  • Частично положительная динамика -1 балл.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

  • - частичное усвоение нового опыта;
  • - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
  • - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
  • Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

  • - нечувствительность учащегося к новому опыту;
  • - невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
  • - невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Диагностические  мониторинги  проводятся 3 раза  в год ( сентябрь, январь, май)

Описание разделов программы.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы  лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти ликвидация  пробелов  знаний).

1.Группа  с задержкой  речевого   развития

 ( дошкольники) 117 часов

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий ( 5 часов)

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (25 часов).

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (26часов)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (7 часов).

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (15 часов).

Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира предлагается определить на ощупь плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел 6. Восприятие пространства (16часов).

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (11часов).

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 8. Восприятие времени (8 часов).

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;
  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
  • различать основные цвета;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • составлять предмет из частей;
  • определять на ощупь величину предмета;
  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
  • различать речевые и неречевые звуки;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
  • выделять части суток и определять порядок дней недели.

2. Группа со  сложной  структурой  дефекта ( надомное  обучение)

117 часов

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (5ч)

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (29 часов).

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур. Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (22часов).

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (6часов).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (7 часов).

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 6. Восприятие пространства (13часов).

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (17часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 8. Восприятие времени (12 часов).

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Учащиеся должны уметь:

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
  • различать основные цвета и их оттенки;
  • конструировать предметы из геометрических фигур;
  • узнавать предмет по части;
  • определять на ощупь разные свойства предметов;
  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
  • различать «наложенные» изображения предметов;
  • различать вкусовые качества;
  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
  • различать характер мелодии;
  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
  • соотносить времена года с названиями месяцев.

3.  Группа  со  сложной  структурой  дефекта (школьное  обучение)

 78 часов

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (5 час).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (18часов).

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (22 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (8 часов).

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 6. Развитие восприятия пространства (6 часов).

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел 7. Восприятие времени (6 часов).

Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций (11часов)

Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
  • дорисовывать незаконченные изображения;
  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
  • составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
  • зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
  • классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
  • различать запахи и вкусовые качества, называть их;
  • сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
  • действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
  • определять время по часам.

4.Группа  со стойким  нарушением  познавательной  деятельности

39 часов

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (5 часов).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (3 часа).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 6. Восприятие пространства (5 часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел 7. Восприятие времени (3 часа).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций (8часов)

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
  • выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
  • пользоваться элементами расслабления;
  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
  • смешивать цвета, называть их;
  • конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
  • находить нереальные элементы нелепых картинок;
  • определять противоположные качества и свойства предметов;
  • самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
  • определять возраст людей.

5.Группа   нормализации деятельности  школьника и ликвидации.пробелов  знаний39 часов

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа).

Раздел 1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития( 3 часа):

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

 Раздел 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (5 часов):

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

 Раздел 3. Развитие основных мыслительных операций (5 часов):

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Раздел4. Развитие различных видов мышления (5 часов):

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

 Раздел 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям) ( 3 часа).

 Раздел6 . Развитие речи, овладение техникой речи (3 часа) .

 Раздел 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря (4часа).

 Раздел 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (5 часов).

Тематическое  планирование

1  группа  – 117 часов в год, 3 занятия  в неделю

№п/п

Тема  занятия

Количество  часов

1

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

5

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов 25 ч.

1

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый)

1

2

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. Анализ цвета, сравнение Закрепление и применение полученных знаний.  Работа  в  группах.

3

3

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету») Закрепление и применение полученных знаний.

2

4

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов. Закрепление и применение полученных знаний.

2

5

Дидактическая игра «Назови цвет». Работа  в  группах.

2

6

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). Работа  в  группах и  индивидуально.

4

7

Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

2

8

Восприятие: величины: большой -маленький; высоты: высокий – низкий;длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий;толщины: толстый – тонкий. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

2

9

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.Закрепление знаний по восприятию величины и цвета. Дидакт. игра «Подбери двум куклам одежду»Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе)

2

10

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета. Анализ предмета, используя тактильный анализатор.

1

11

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

Узнавание предметов и изображений.

Анализ по заданному признаку

2

12

Составление целого из (2-3 детали) на разрезном материале

Конструирование предметов и изображений.

Развитие целостности восприятия

2

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 26ч.

13

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

Развитие крупной моторики

Работа в группах

2

14

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие крупной моторики

Индивидуальная работа

2

15

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

2

16

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа

1

17

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

2

18

Конструирование из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Работа в группах и  индивидуально.

2

19

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

3

20

Развитие графомоторных навыков

Штриховка

1

21

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

2

22

Работа  с  прищепками

2

23

Работа  с  бигуди

2

24

Работа  с  носовым  платком

2

25

Игры   с  массажным и мячами

2

26

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание,шнуровка).

Развитие координации движений

3

Кинестетическое и кинетическое развитие 7 ч.

27

Формирование ощущений от различных поз тела;

1

28

Дидакт. игра «Море волнуется». Формирование ощущений от различных поз тела;

2

29

Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

2

30

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

2

Тактильно-двигательное восприятие 15ч.

31

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Развитие тактильно- двигательного восприятия

1

32

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Дидактич. игра «Чудесный мешочек»

Работа в группах  и индивидуально

2

33

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Работа в группах и  индмвидуально.

4

34

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Работа в группах и  индивидуально.

4

35

Игры с крупной мозаикой.

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Работа в группах и  индивидуально.

4

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 6

36

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?»

2

37

Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

2

38

Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»

Развитие слухового восприятия учащихся

2

Развитие восприятия пространства 16ч.

39

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад.

Выполнение движений по инструкции, за учителем.

4

40

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).Выполнение движений по инструкции

4

41

Ориентация на рабочем столе. Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

2

42

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

Восприятие пространства

2

43

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Восприятие пространства

2

44

Расположение предметов на листе бумаги.

Восприятие пространства

Дидакт. игра «Расположи верно»

2

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 10 ч.

45

Нахождение отличительных и  общих признаков 2-х предметов.

Развитие зрительного восприятия

2

46

Игра «Сравни предметы»

2

47

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Развитие зрительной памяти

2

48

Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?»

Развитие зрительного восприятия и памяти

2

49

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

Профилактика зрения

Гимнастика для глаз

2

Восприятие времени 7 ч.

50

Сутки. Последовательность событий.

Ориентация во времени суток

2

51

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Ориентация во времени - неделя

4

52

Закрепление  материала

1

2 группа  – 117 часов в год, 3 занятия  в неделю

№п/п

Тема  занятия

Количество  часов

1

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

5

Формирование сенсорных эталонов цвета, 29ч.

2

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

4

3

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Угадай-ка»

Работа в группах и  индивидуально

4

4

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

2

5

Дидакт. игра «Что бывает такого цвета».

1

6

Подбор оттенков к основным цветам.

Дидакт. игра «Подбери предмет такого же цвета».

Работа в группах и  индмвидуально

2

7

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

2

8

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм. Группировка предметов объемных и плоскостных форм

2

9

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

2

10

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

2

11

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

2

12

Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

2

13

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине) Закрепление полученных знаний.

2

14

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

2

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

22ч.

15

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением. Развитие крупной моторики -«Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос».

2

16

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

4

17

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие мелкой моторики.

2

18

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).Развитие крупной и мелкой моторики

4

19

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Развитие графомоторных навыков.

4

20

Орнамент из геометрических фигур.

2

21

Графический диктант (по показу).

2

22

Работа в технике «объёмной» аппликации.Развитие крупной и мелкой моторики

2

Кинестетическое и кинетическое развитие 6ч

23

Движения и позы всего тела.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Зеркало»

2

24

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Угадай-ка»

2

25

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация. Научить расслаблению

2

Тактильно-двигательное восприятие 7ч

26

Определение на ощупь предметов сложной формы.

Развитие тактильного восприятия

Дидакт. игра «Волшебный мешочек».

1

27

Работа с пластилином

4

28

Игры со средней мозаикой.Развитие тактильно-двигательного восприятия

2

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти  6ч.

29

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

2

30

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1

31

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

2

32

Развитие чувства ритма.

Дид.  Игра  « Мы  барабанщики»

1

Развитие восприятия пространства 13ч.

33

Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего теласправа – слева, сзади – спереди, далеко – близко.

2

34

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части .Развитие восприятия пространства  Дидакт. игра «Обставим комнату».

2

35

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».Закрепление навыков

2

36

Дидактическая игра «Определи положение предмета»Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

2

37

Выполнение элементарных работ по замыслу. составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

3

38

Расположение предметов на листе бумаги.Развитие восприятия пространстваДидактическая игра «Расположи верно».

2

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 17ч.

39

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

3

40

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.Профилактика зрения

2

41

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

2

42

Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

2

43

Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.Развитие зрительного восприятия

2

44

Таблицы Шульте.

2

45

Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).Развитие зрительной памяти.

2

46

Дидактическая игра «Запомни и повтори».Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

2

Восприятие времени  12ч

47

Дни  недели.

2

48

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».Восприятие времени (месяц, времена года) Дидакт. игра «Что сначала, что потом?».

5

49

Лото «Времена года».

Развитие восприятия времени

1

50

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Восприятие времени. Игры с моделью часов.

4

3 группа  – 78 часов в год, 2 занятия  в неделю

№п/п

Тема  занятия

Количество  часов

1

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

5

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов  18 ч.

2

Cоотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

1

3

Использование цвета для обозначения предметов: дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.Развитие предпосылок символической деятельности мышления

1

4

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»). Формирование сенсорных эталонов цвета

2

5

Выбор и группировка предметов на скорость.Формирование сенсорных эталонов формы, величины

1

6

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

2

7

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.). Формирование сенсорных эталонов формы, величины

2

8

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Развитие сенсорных эталонов величины

2

2

9

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

10

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

11

Дидактическая игра «Колумбово яйцо». Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

12

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

2

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

22ч.

13

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Развитие  крупной  моторики.

2

14

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие мелкой моторики

2

15

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

3

16

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Развитие мелкой моторики

3

17

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме).Развитие крупной и мелкой моторики

2

18

Рисование бордюров по образцу. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.  Дидакт. игра «Расставь значки в фигурах».

3

19

Графический диктант (зрительный и на слух).

2

20

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

2

21

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

2

Кинестетическое и кинетическое развитие 4ч

22

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

4

Тактильно-двигательное восприятие 8ч

23

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). Развитие тактильно-двигательного восприятия.  Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

24

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». Развитие тактильно-двигательного восприятия

4

25

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)». Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

26

Игры с сюжетной мозаикой.

2

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 4ч.

27

Развитие чувства ритма.  Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.  Дидакт. игра «Мы барабанщики

2

28

Различение мелодий по темпу. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

2

Развитие восприятия пространства  6ч.

29

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

2

30

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Развитие восприятия пространства

1

31

Дидактическая игра «Лабиринт». Развитие восприятия пространства

2

32

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

1

Восприятие времени 6ч.

33

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток). Развитие восприятия времени

3

34

Лото «Времена года». Развитие восприятия времени

1

35

Определение времени по часам.

2

Развитие мыслительных операций

11ч

36

Дидактическая игра «Назови одним словом» Развитие мыслительных операций

1

37

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета. Развитие мыслительных операций

2

38

Дидактическая игра «Четвертый – лишний». Развитие мыслительных операций

1

39

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

1

40

Дидактическая игра «Разрезные картинки». Развитие мыслительных операций

1

41

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках

2

42

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом

1

43

«Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок.

1

44

Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

1

4 группа  – 39 часов в год, 1занятие в неделю

№п/п

Тема  занятия

Количество  часов

1

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

2

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов    5 ч.

2

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

1

3

Цветовой спектр. Смешение цветов. (оттенки).Развитие сенсорных эталонов цвета

1

4

Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

1

5

Узнавание предмета по словесному описанию. Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины.Дидактическая игра «Узнай по описанию».

1

6

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.  6ч.

7

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.Развитие крупной моторики.

1

8

Дорисовывание симметричной половины изображения.Выявление уровня развития графомоторных навыков

1

9

Вычерчивание геометрических фигур. Выявление уровня развития графомоторных навыков  Дидакт.игра «Почини коврик».

1

10

Упражнения «Речь – ритм – движение».

1

11

Графический диктант с усложненными заданиями.

1

12

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)

1

Кинестетическое и кинетическое развитие     2ч.

13

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация. Научить расслаблению

1

14

Воображаемые действия. Кинестетическое и кинетическое развитие   Дидакт. игра «Угадай-ка».

1

Тактильно-двигательное восприятие     3ч.

15

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами. Развитие тактильно-двигательного восприятия.  Игра «Волшебный мешочек»

1

16

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином.  Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

17

Игры с мелкой мозаикой. Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти    4ч.

18

Профилактика и коррекция зрения.

1

19

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.

1

20

Тренировка зрительной памяти. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.  Дидактическая игра « Нарисуй по памяти».

2

Развитие восприятия пространства       5ч

21

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.  Развитие восприятия пространства

1

22

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве Вербализация пространственных отношений

1

23

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.  Развитие восприятия пространства

2

24

Дидактическая игра «Лабиринт». Вербализация пространственных отношений

1

Восприятие времени 3ч.

25

Определение времени по часам.  Развитие восприятия времени.  Практич. занятие с элементами игры

1

26

Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток).   Развитие восприятия времени.  Дидакт. игра

1

27

Работа с календарем и моделью календарного года.  Развитие восприятия времени

1

Развитие мыслительных операций  8ч.

28

Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку». Развитие мыслительных операций (систематизация)

1

29

Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).  Развитие мыслительных операций

1

30

Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».  Развитие мыслительных операций (систематизация)

1

31

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

1

32

Таблицы Шульте (с буквами, с числами). Определение уровня развития мыслительных операций

1

33

Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).

1

34

Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

1

35

Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.

1

5  группа  – 39 часов в год, 1 занятие  в неделю

№п/п

Тема  занятия

Количество  часов

1

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

2

Совершенствование движений и сенсо-моторного  развития     8 ч

2

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

2

3

Развитие артикуляционной моторики;

2

4

Развитие навыков каллиграфии;

4

 Коррекция отдельных сторон психической деятельности (10 часов):

5

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

1

6

Развитие слухового внимания и памяти;

2

7

Развитие зрительной памяти и внимания;

2

8

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

1

9

Развитие представлений о времени;

2

10

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

2

Развитие основных мыслительных операций  3ч.

11

Навыков соотнесенного анализа;

1

12

Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

1

13

Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

1

Развитие различных видов мышления      5ч

14

Развитие наглядно-образного мышления;

2

15

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

3

 Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

5ч.

16

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация. Научить расслаблению

1

17

Упражнения  на  снятие  агрессивного поведения

2

18

Драматизация

1

19

Чтение  по  ролям

1

Развитие речи, овладение техникой речи.

4ч.

20

Обогащение  словаря, подбор синонимов, антонимов.

2

21

Чтение  вслух  рассказов, стихов.

1

22

Чтение  марсианских  стихов

1

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.  2ч.

23

 Расширение  знаний  об  окружающем  мире (по  учебной  программе)

  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Ликвидация  пробелов  знаний  по  предметам

 По  необходимости

Литература

1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченнымивозможностями здоровья. Проект - М, 1999г.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997, №3

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995

4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990

6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.

7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2002.

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.

9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007

10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.

12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.

13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2001.

14.Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных учреждений Vlll вида  под редакцией В.В.Воронковой  Москва «Просвещение»  2009г.,  

15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986

16. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995

17.Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,

18.Воронкова В.В Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995

19.Воронкова В. В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. -  № 5

20.Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М., 1986

21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998

22.  Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательныхУчреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» -Москва «Просвещение» 2005г. - http://www.twirpx.com/file/94404/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа "Мастерская ума"

Программа «Мастерская ума»  ориентирована на учащихся 1-4 классов массовых школ, рассчитана на 34 занятия в общеобразовательных классах и на 70 занятий в 5-8 классах коррекционной нап...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа «Учись учиться» для учащихся с уо

Рабочая программа «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для учащихся коррекционных классов по программа С(К)К ОУ...

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную  направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия  на каждого ребенка,...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ

Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общег...