Советы логопеда для родителей детей раннего возраста
консультация по теме
Вера в силы и способности вашего ребенка помогут ему развиваться гармонично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_log._dlya_rod._detey_rannego_vozrasta.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы логопеда родителям детей раннего возраста
Ваш ребенок начал подрастать. Ему уже исполнилось 2 года, но вы стали замечать, что другие дети говорят слова, предложения, некоторые даже рассказывают стишки в меру своих возможностей, а ваш ребенок молчит или произносит непонятные «слова», или старается общаться при помощи жестов. Если ребенок может показать названный вами предмет, произвести предложенное действие, значит у него накоплен определенный пассивный словарь. Но почему же ребенок не говорит? Рассмотрим некоторые причины:
- Гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, ему нет необходимости выражать свои потребности при помощи речи.
- Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.
- Не сформирована готовность артикуляционного аппарата к произнесению слов.
Некоторые родители, бабушки и дедушки считают, что если ребенок все понимает, то и беспокоится не о чем, ребенок «выговорится». А если нет? Поэтому обязательно нужно провести комплексное обследование малыша у логопеда, психолога, невропатолога, отоларинголога. Очень важно, чтобы родители не ждали, когда это само пройдет, а сами активно занимались с ребенком.
1. Прежде всего обратите внимание на развитие мелкой моторики пальчиков рук. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие речи и мелкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Следовательно, развивая мелкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Играйте в игры типа «Сорока-белобока». При этом вы делаете массаж ладоней и пальцев рук, что активизирует развитие речевых процессов.
Для развития мелкой моторики ребенку необходимы: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2—3 года). Рисуйте красками и карандашами, лепите фигурки из теста и пластилина. Ребенок как можно больше предметов должен потрогать руками, увидеть глазами, почувствовать запах и вкус. А мама должна рассказать ему, как предметы называются, что с ними можно делать, какие они (мягкие, горячие, колючие и т.д.).
2. Для развития общей (крупной) моторики рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
3. Развивайте у ребенка слуховое внимание. Учите малыша прислушиваться к звукам окружающего мира, слушать неречевые звуки и воспроизводить их (как мычит корова, мяукает кошка, лает собака, воет ветер и т.п.). Это поможет ему научиться вслушиваться и в речь окружающих его людей, понимать тонкости родного языка.
4. Не будет лишним много читать ребенку, обязательно показывая ему то, о чем вы читаете. Больше с ним разговаривайте, ненавязчиво подталкивая его к повторению за вами слов. Учите небольшие стишки для развития речеслухового внимания и памяти. Совсем не обязательно, чтобы ребенок рассказал вам весь стишок. Для начала вполне достаточно, чтобы вы начали предложение, а он его закончил.
5. Следите за своей речью. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Желательно, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно. Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае меняя порядок слов. Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
6. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов. Не употребляйте слишком длинных фраз.
7. Следите за эмоциями. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, старайтесь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим.
8. Самое важное для развития ребёнка раннего возраста - научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Ребенок должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлычет, — кошка, а пасется на лугу — корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать; машинка едет, а самолет летит и т.п. Расскажите малышу, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы. При общении с ребенком все свои действия оречевляйте (все свои действия и действия ребенка комментируйте). Помните, что ваша речь – образец для подражания вашего малыша.
9. В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» — «Это мальчик». «Что он делает?» — «Мальчик играет». «Что это?» — «Это дом». «Дом какой?» - «Дом большой (маленький)». Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где стоит машина?» - «На полу».
Когда вы увидите первые результаты своей работы, помогите ребёнку овладеть механизмом соединения слов в предложении. В этом вам помогут вопросы косвенных падежей. Например: «Что Маша достает из коробки?» — «Куклу, кубики, бусы». «На чем Миша везет свои игрушки?» — «На машине».
Наиболее трудной для малышей с поздним развитием речи является слоговая структура слова и звуконаполняемость слов. Произносите слова медленно, на распев, чтобы ребенок уловил ритмический рисунок слова. Старайтесь как можно чаще повторять одно и то же слово. Стимулируйте ребенка на повторение. Отхлопывайте слова. Для этого подойдут стишки типа «Ладушки. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию. Это благоприятный фактор для развития активной речи. Одновременно с развитием речи у малыша развиваются мышление, память, воображение.
Если вы будете придерживаться этих советов, то примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение.
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Учитель-логопед Ершова Л.П.
Для составления статьи использовались материалы сайтов: googai.ucoz.ru, cdc74.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей детей раннего возраста
Слегка видоизмененный вариант анкеты, опубликованный в журнале "Логопед". Удобна для сбора информации о речевом развитии детей, вновь прибывший в детский сад....
Советы учителя-логопеда родителям детей раннего возраста
Предлагаю вашему вниманию буклеты для родителей детей раннего возраста составленные по запросам родителей учителю-логопеду. Памятки очень востребованны родителями....
Развитие речи детей раннего возраста. Советы родителям
Советы родителям по развитию речи детей раннего возраста...
Презентация для родителей детей раннего возраста "Нетрадиционные техники рисования"
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...
Формирование педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад.
В материале описывается работа педагогов с родителями и детьми раннего возраста, не посещающими ОО...
Советы родителям: "Детский сад и семья в развитии речи детей раннего возраста"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушени...