Советы родителям: "Детский сад и семья в развитии речи детей раннего возраста"
консультация

Васютенко Оксана Сергеевна

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в этом вопросе значима; часто все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад и семья в развитии речи

детей раннего возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в этом вопросе значима; часто все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

•    Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

•    Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

В нашей стране обследование малыша специалистами- логопедами проводится, в основном, когда ему исполнится 5 лет. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к 5 годам.

Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным и поэтому в детских садах открываются логогруппы и логопункты ранней коррекции речи, где оказывают разностороннюю помощь, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи ( возрастных и некоторых патологических).

Словарный запас ребенка 2- 2, 5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3 - 3, 5 раза. Потребность спросит, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизируют словарь, и усложняет грамматическую форму высказываний.

В сознании малышей знакомые слова "оживают" в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, прогулке. Интерес к звучащему слову изменяет и активную речь малышей, они стремятся улучшить своё произношение. Расширяя в доступных пониманию ребенка пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3 года жизни известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и названия предметов, приобретали в сознании малыша обобщенное значение. Узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: '' Этот мальчик вытирает лицо ", но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно- образного мышления. Поэтому полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на которые они мысленно должны представить всю цепь действий.

Дети отвечают на вопросы: где? когда? почему? для чего? , что свидетельствует о понимании временных, причинных, целевых и других отношений. Процесс этот совершенствуется в 4 – 5 лет.

Словарь в 3 года составляет 1200 - 1500 слов. Среди них много существительных. Так же часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова.

Хотя многие звуки родного языка дети этого возраста произносят верно (за исключением свистящих, шипящих, сонорных), звуковая культура их речи ещё несовершенна.

Чистота речи ухудшается если ребенок заболел или утомлен. Несовершенно и речевое дыхание, неравномерен темп речи. Но именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. В группе раннего возраста проводятся специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того, планируются упражнения по формированию звукопроизношения, (например:"Лошадка", "Ослик", " Гости"), слухового внимания и восприятия (например:" Чей голос?" , " Угадай по голосу"), развитию дыхания. Длительность таких упражнений 3-6 минут.

Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), прежде всегонебходимо научить их слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.

Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Работа эта начинается с гласных звуков (А,У ,И, О) и простых в артикуляционном отношении согласных (М, П, Б, Ф, В). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом (звук " У" – гудит паровоз," И-И"- ржет лошадка, " Тук- тук - тук"- стучит

молоточек и т. д.

На последующих этапах звуки закрепляются в слова. Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется.

Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков ( например, дети поют "длинную" песенку:"Ууууу "). Следует обратить особое внимание на слитное произнесение ребенком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа:" ау, уа, ио, аи".Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно. Эти и многие другие задачи заложены в коррекционную работу по развитию речи детей раннего возраста, реализация которых происходит в процессе взаимодействия педагогов (воспитателей, логопедов) и родителей. Это взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...

Основные направления развития речи детей раннего возраста.

Развитие детей раннего возраста требует особого внимания со стороны родителей и специалистов.Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие.В матер...

Презентация " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"

Презентация экспериментальной работы " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"...

Перспективный план работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора на декабрь .

Использование фольклора в развитии речи малышей всегда актуально. Перспективный план поможет использовать его в работе с детьми в системе....

Развитие речи детей раннего возраста. Советы родителям

Советы родителям по развитию речи детей раннего возраста...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...