Программа кружка « Логоритмика”
рабочая программа на тему
Программа кружка «Логоритмика». ( младшая и средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108 Протокол № от «__» __________ 2017 г. Председатель ______________ | Согласовано с управляющим советом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108 Председатель ______________ Протокол № от «__» __________ 2017 г. Согласовано с профсоюзным комитетом Председатель ______________ Протокол № от «__» __________ 2017 г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108 Соколова М. В. _____________ Приказ № от «__» __________ 2017 г. |
Автор - составитель:
Завьялова Лада Олеговна
Учитель – логопед МБДОУ
«Детский сад комбинированного типа №108»
г. Иваново
2017 год
Пояснительная записка.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется развитие речи.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 28. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Каждые 2 занятия объединены одной лексической темой.
Актуальность программы
С каждым годом, по наблюдению учителя - логопеда, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Цель и задачи программы кружка «Логоритмика»
Цель программы: развитие и коррекция у детей двигательных навыков, в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Укреплять костно - мышечный аппарат.
- Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
- Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
- Развивать коммуникативные способности.
Предполагаемый результат: регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.
Принципы и подходы
Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой:
- Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.
- Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.
- Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картинки, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.
- Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей.
- Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
- Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
- Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
- Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.
Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста
Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:
- Связь речи с движением и музыкальным ритмом:
- развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом;
выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.
развитие воображения и творческих способностей.
- Развитие у детей основных движений:
- контроль за осанкой;
- ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;
- Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:
- активизация внимания;
- умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.
Логоритмика включает следующие виды упражнений:
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для занятий.
- Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
- Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать;
- Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;
- Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).
- Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не выучивается.
Межпредметные связи.
- Познание: занятия, наблюдения, беседы, игры.
- Социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; разучиваются различные танцы.
- Художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
- Музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
- Физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
- Коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
- Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
- Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
- Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 3-4 лет
Месяц | Неделя | Тема занятия | Цели занятия | Количество занятий |
Октябрь | 1-2 | Осень золотая |
| 2 |
3-4 | Чудесное лукошко |
| 2 | |
Ноябрь | 1-2 | До свидания, птицы! |
| 2 |
3-4 | Первый снег |
| 2 | |
Декабрь | 1-2 | Зимушка-зима |
| 2 |
3-4 | Новый год |
| 2 | |
Январь | 1-2 | Снеговик |
| 2 |
3-4 | В гости к лесным жителям |
| 2 | |
Февраль | 1-2 | Пестрый колпачок |
| 2 |
3-4 | Мы – отважные ребята |
| 2 | |
Март | 1-2 | Веселые матрешки |
| 2 |
3-4 | Долгожданная весна |
| 2 | |
Апрель | 1-2 | Кошка и котята |
| 2 |
3-4 | Здравствуй, птичка! |
| 2 | |
Май
| 1-2 | Строим дом |
| 2 |
3-4 | У бабушки в деревне |
| 2 |
Мониторинг
В конце учебного года мониторинг проводится для определения уровня усвоения воспитанниками дополнительной образовательной программы. Мониторинг проводится в форме наблюдения. Результаты мониторинга используются в дальнейшей деятельности для возможности коррекции учебно-тематического плана и анализа успешного взаимодействия педагога и воспитанников.
Критерии оценки на данном этапе:
Навыки сформированы/ сформированы частично/ не сформированы.
Понятиями владеет/ владеет в неполной мере/ не владеет.
№ пп | Маркеры наблюдения | Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||
Фиксация результата на начало и конец года | |||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | Умеет повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике | ||||||||||||||||
2 | Определяет и выражает доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер музыки или музыкального персонажа. | ||||||||||||||||
3 | Умеет сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. | ||||||||||||||||
4 | Понимает сущность заданий. | ||||||||||||||||
5 | Общается в диалоге с педагогом | ||||||||||||||||
6 | Проявляет знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) - слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. | ||||||||||||||||
7. | Умеет расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой (вместе с педагогом). | ||||||||||||||||
8. | Умеет произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом | ||||||||||||||||
9. | Знает выполняет пальчиковые фигуры, подражая педагогу, подчиняет действия музыкальному и речевому ритму. | ||||||||||||||||
10. | Умеет извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках; знает их названия и тембры, задействует при этом мышцы губ. | ||||||||||||||||
11. | Применяет музыкальные инструменты, воспринимая не как игрушку. |
Список используемой литературы
- Аюпова Е.Е., Степанова А.Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. Пермь: ПКИПКРО, 2009.
- Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высших учебных заведений. - М., ВЛАДОС, 2002
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. Москва, 2013.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по логоритмике для детей 6-7 лет
Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса сочетаются с произношением специального речевого материала...
рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает диагностику и перспективное планирование...
программа по логоритмике в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях дома ребенка "Логоритмика для малышей"
программа составлена для детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка....
Программа по логоритмике "Ступеньки красивой речи"
Программа направлена на обучение и развитие детей с ОВЗ в образовательных областях: "Речевое развитие", "Познавательное развитие"...
Программа работы кружка «Логоритмика» с детьми старшей группы
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности челов...
Адаптированная рабочая программа по "Логоритмика" для обучающихся с ТНР. 3 класс
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
План работы кружка "Логоритмика"
Образовательная область "Речевое развитие".Период реализации: II полугодие 2021-2022 учебного года.Средняя группа комбинированной направленности....