Курс "Развивающие игры" для детей с умственной отсталостью
методическая разработка на тему

Сахабудинова Н.Г.

Курс "Развивающие игры" для детей с умственной отсталостью (7-10 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Развивающие игры»

 Программа рассчитана на 40 часов.

Развивающим играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности ребенка. В игре ребенок преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротическое состояние и становится способным к личностному росту и развитию. Игровая терапия должна удовлетворять потребность ребенка в физической активности, игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Программа составлена с учетом физического, умственного и нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.

Цели игротерапии:

  • Способствовать психическому и личностному росту ребенка, помочь ему адаптироваться к школьным условиям.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
  • Регулировать эмоциональные, нравственно-поведенческие и другие свойства психики.

Задачи игротерапии:

  • Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  • Развивать навыки социального поведения.
  • Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.
  • Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам.
  • Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
  • Воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач.
  • Формировать чувство принадлежности к коллективу, помочь ребенку чувствовать себя более защищенным.
  • Снижение агрессивного поведения ребенка.
  • Улучшение эмоционального состояния детей.
  • Снижение тревоги и ряда других проблем.

Система отношений обеспечивает развитие у ребенка чувства безопасности, активности.

Основной формой организации занятий по игротерапии является игра: дидактическая, развивающая, сюжетно-ролевая.

Программа по игротерапии предусматривает следующие разделы:

  1.  Развитие коммуникативности через игру.
  2.  Игры на развитие внимания.
  3.  Игры на развитие памяти.
  4.  Игра на развитие мышления и воображения.
  5.  Развитие речи в ходе игры.

Все занятия по игротерапии должны способствовать наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей (интеллектуальных, эмоциональных) каждого учащегося, что способствует прочному овладению знаниями к адаптации в классе.


Учебно-тематический  план

Наименование раздела

Количество часов

1.

Игры, сближающие учащихся друг с другом.

5

2.

Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.

5

3.

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия.

5

4.

Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета

5

5.

Игры, развивающие восприятие формы.

5

6.

Игры, развивающие целенаправленное внимание.

5

7.

Игры, развивающие речь и мышление.

5

8.

Игры, развивающие память.

5

Всего: 40 часов

Календарно-тематическое планирование уроков игротерапии

1 час в неделю

№ п/п

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты

1.

"Поздравление малышей". Сюжетно-ролевая игра.

Инсценировка «Поздравляем малышей»

Уметь согласовывать свои действия и слова  с условиями игры.

2.

Разучивание игры "Когда это бывает?". Правила игры.

Знакомство с правилами поведения во время игры. Разучивание игры «Когда это бывает?».

Уметь слушать и понимать обращенную речь.

3.

Разучивание игры "Белые медведи". Чтение рассказа В. Осеевой "волшебное слово".

Разучивание игры «Подарки». Коллективная игра.

Уметь слушать и понимать обращенную речь. Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками).

4.

Сюжетно-ролевая игра по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово".

Инсценировка рассказа  «Волшебное слово».

Уметь согласовывать свои действия и слова  с условиями игры.

5.

Разучивание игры "Пустое место". Чтение сказок

Разучивание игры «Пустое место».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

6.

Инсценировка "Цыплята".

Инсценировать  ролевую игру «Цыплята».

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

7.

Разучивание игры "Я принёс тебе в подарок".

Находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры.

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

8.

Игра- придумывание "Как я проведу каникулы".

Находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры.

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

9.

Разучивание игры " Встречайте гостей".

Подражая взрослому, постепенно овладевать игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

10.

Разучивание игры "Совушка".

Разучивание игры «Совушка».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

11.

Закрепление игр. Чтение сказки "Два жадных медвежонка."

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

12.

Сюжетно-ролевая игра по мотивам сказки" Два жадных медвежонка.".

Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка».

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

13.

Разучивание игры "Цветовое лото".

Разучивать игру «Цветовое лото».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

14.

Сюжетно-ролевая игра "Готовим подарки".

Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

15.

Сюжетно-ролевая игра "Испечем пироги".

Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления

Уметь изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера

16.

Разучивание игры "Не ошибись, Петрушка!".

Разучивать игру «Не ошибись, Петрушка!»

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

17.

Игра "Строим дома".

Развивать координацию руки и глаза.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их

18.

Разучивание игры "Есть у тебя или нет!".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи.

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

19.

Разучивание игры

"Закрой окошко ".

Развивать координацию руки и глаза.

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

20.

Разучивание игры "Геометрическое лото ".

Развивать координацию руки и глаза.

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

21.

Разучивание игры" Раз-два-три ищи".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их

22.

Разучивание игры "Прятки с игрушками".

Разучивание игры «Прятки с игрушками».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

23.

Разучивание игры "Проказы мишки-шалунишки".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их

24.

Разучивание игры"Волшебный столик ".

Разучивание игры «Волшебный столик».

Уметь согласовывать свои действия с условиями игры.

25.

Разучивание игры"Поправь Петрушку ".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

26.

Разучивание народной игры "Где мы побывали, что мы повидали?".

Развивать связную речь. Выражать  свою мысль словами, формировать речевого мышления.

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

27.

Разучивание игры "Игрушки-артисты".

28.

Разучивание игры "Добрая лошадка".

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

29.

Разучивание игры" Птичий двор ".

30.

Разучивание игры "Кто где спрятался?".

Усвоение значения основных предлогов и наречий. Происходит обогащение словаря

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками)

31.

Разучивание игры "Что достать тебе дружок?".

Выражать свою мысль словами, формирование речевого мышления

Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

32.

   Разучивание игры«Что в корзинку мы  берем»

Совместная работа учителя и учащихся над сюжетом игры  

Эмоционально участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

33.

Разучивание игры "Переполох".

Подражая взрослому, постепенно овладевать игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению.

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

34.

Разучивание игры" Распутай путаницу ".

35.

Разучивание игры «Ручейки»

Подражая взрослому, постепенно овладевать игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению.

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

36.

Разучивание игры «Море и камешки»

Совместная работа учителя и учащихся над сюжетом игры  

Эмоционально участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

37.

Разучивание игры «Мёд и пчёлы»

Совместная работа учителя и учащихся над сюжетом игры  

Эмоционально участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

38.

Разучивание игры «Тетрис»

Отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления

Знать правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками). Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

39.

Разучивание игры «Мама, лови»

Совместная работа учителя и учащихся над сюжетом игры  

Эмоционально участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.

40.

Разучивание игры «Где обедал воробей»

Совместная работа учителя и учащихся над сюжетом игры  

Эмоционально участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...

дети с умственной отсталостью - рекомендуемая литература

Дети с умственной отсталостью - рекомендуемая литература...

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»

В статье описано понятие коммуникативной компетенции,  структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....

Социально - бытовая адаптация детей с умственной отсталостью.

Статья. Социально - бытовая адаптация детей с умственной отсталостью....

Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью.

Общение это форма деятельности, необходимая для реализации других видов деятельности личности. Общение является  важнейшей социальной  потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жит...

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....