Коррекционно-развивающие занятия "ЗБЗ"
рабочая программа на тему
Коррекционно-развивающие занятия по здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zbz.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
∙ образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
∙ наследственность (20 %);
∙ внешняя среда (20 %);
∙ качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении.
В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
∙ сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
∙ воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью. Программа кружка «Здоровый образ жизни» направлена на решение этих задач.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Программа кружка «Здоровый образ жизни» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
∙ Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
∙ Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
∙ Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
∙ Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
∙ Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
∙ Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
∙ Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
∙ Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
∙ Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
∙ Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
∙ Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
∙ Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
∙ Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Программа кружка «Здоровый образ жизни» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 3 классов.
Программа кружка включает три основных раздела:
1. Секреты здоровья.
2. Попрыгать, поиграть.
3. Профилактика детского травматизма.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
На изучение каждого раздела отводится по 3 часа в неделю, 108 часов в год.
В ходе изучения основных разделов программы кружка «Здорово быть здоровым» ученики научатся:
- составлять режим дня;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
Секреты здоровья. | ||||||
От улыбки хмурый день светлей | 1 | Беседа | ||||
Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе». | 1 | Практическое занятие | ||||
Режим дня | 1 | Практическое занятие | ||||
Утренняя зарядка | 1 | Практическое занятие | ||||
Учимся правильно дышать | 1 | Практическое занятие | ||||
Анализ «Вредных советов» Г. Остера и «Очень правдивой истории» Л. 12 Яхнина | 1 | Практическое занятие | ||||
Сон – лучшее лекарство | 1 | Беседа | ||||
Звуки, под которые приятно засыпать | 1 | Практическое занятие | ||||
Наши друзья – мыло и вода | 1 | Беседа | ||||
Правила гигиены кожи и волос | 1 | Беседа | ||||
Чтобы зубы не болели | 1 | Практическое занятие | ||||
Гимнастика для глаз | 1 | Практическое занятие | ||||
Правила пользования телефоном и компьютером | 1 | Игра | ||||
Правила чтения по вечерам | 1 | Практическое занятие | ||||
Чтобы уши слышали | 1 | Практическое занятие | ||||
Гигиена слуха | 1 | Игра | ||||
Осанка – стройная спина | 1 | Практическое занятие | ||||
Правильно сидим за столом, партой | 1 | Практическое занятие | ||||
Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 1 | Беседа | ||||
Виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма | 1 | Практическое занятие | ||||
Самые полезные продукты. | 1 | Игра | ||||
Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». | 1 | Игра | ||||
Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | Беседа | ||||
Вредная еда | 1 | Игра | ||||
Наши лучшие рецепты для здорового питания. | 1 | Практическое занятие | ||||
Лекарства в лесу | 1 | Игра | ||||
Как избежать отравления грибами | 1 | Беседа | ||||
Как избежать отравления ягодами | 1 | Игра | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||||
Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья» | 1 | Игра | ||||
«Попрыгать, поиграть» | 1 | |||||
Подвижные игры | 1 | Практическое занятие | ||||
Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». | 1 | Выставка | ||||
Что делать, если ушибся | 1 | Практическое занятие | ||||
Спортивные игры и эстафеты | 1 | Игра | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||||
«Профилактика детского травматизма» | ||||||
Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | Игра | ||||
Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | Игра | ||||
Правостороннее движение пешеходов по тротуарам. | 1 | Практическое занятие | ||||
Правостороннее движение пешеходов по тротуарам. | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра «Движение пешеходов по тротуару» | 1 | Игра | ||||
Красный, жёлтый, зелёный. | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра «Красный, жёлтый, зелёный» | 1 | Игра | ||||
Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие | 1 | Практическое занятие | ||||
Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра «Дорожные знаки» | 1 | Игра | ||||
Участники дорожного движения . | 1 | Практическое занятие | ||||
Участники дорожного движения . | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра «Мы – пешеходы» | 1 | Игра | ||||
Виды транспортных средств | 1 | Практическое занятие | ||||
Виды транспортных средств | 1 | Игра | ||||
Мой друг велосипед | 1 | Беседа | ||||
Игра «Правила перехода улицы и дороги» | 1 | Игра | ||||
Игра «Безопасный путь в школу» | 1 | Игра | ||||
Игра «Где можно играть» | 1 | Игра | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||||
Правила пожарной безопасности | 1 | |||||
Огонь – друг или враг? | 1 | Беседа | ||||
Где дым – там огонь | 1 | Практическое занятие | ||||
Спички – детям не игрушка | 1 | Беседа | ||||
Электрические приборы дома. Правила предосторожности. | 1 | Практическое занятие | ||||
Как вести себя при пожаре | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||||
Правила поведения в быту | 1 | |||||
Безопасность дома | 1 | Беседа | ||||
Безопасность при общении с домашними животными | 1 | Практическое занятие | ||||
Как вести себя, если напала собака | 1 | Практическое занятие | ||||
Обрабатываем кошачьи царапинки | 1 | Практическое занятие | ||||
Лекарства. Лекарство друг и враг. | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Практическое занятие | ||||
Правила поведения в природе | 1 | |||||
Если солнечно и жарко | 1 | Беседа | ||||
Как правильно загорать | 1 | Практическое занятие | ||||
Если на улице дождь и гроза | 1 | Практическое занятие | ||||
Если промок под дождем | 1 | Практическое занятие | ||||
Правила безопасности на воде | 1 | Практическое занятие | ||||
Опасность на водоемах | 1 | Игра | ||||
Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» | 1 | Игра | ||||
Один дома | 1 | |||||
Правила поведения дома (когда один) | 1 | Беседа | ||||
Окно, балкон | 1 | Практическое занятие | ||||
Газовая плита, электроприборы | 1 | Практическое занятие | ||||
Телефоны экстренной помощи | 1 | Практическое занятие | ||||
Звонок в дверь – что делать? | 1 | Игра | ||||
Звонок по телефону – что делать? | 1 | Игра | ||||
Незнакомец на улице | 1 | Игра | ||||
Лифт. | 1 | Игра | ||||
Детская площадка, правила поведения на детской площадке. | 1 | Практическое занятие | ||||
Правила пользования качелями, горкой | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||||
Прогулки на улице | 1 | |||||
Когда на улице холодно | 1 | Беседа | ||||
Что делать, если сильно замерз? | 1 | Практическое занятие | ||||
Что делать, если промочил ноги | 1 | Практическое занятие | ||||
Сильный ветер на городских улицах. | 1 | Беседа | ||||
Сухие и старые деревья на улицах. | 1 | Беседа | ||||
Ремонт на улицах города. Люки. | 1 | Практическое занятие | ||||
Еда, которую продают на улицах | 1 | Беседа | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||||
| 1 | |||||
Вред курения. Рядом курят. | 1 | Беседа | ||||
Влияние алкоголя на организм. | 1 | Беседа | ||||
Скажи нет наркотикам! | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||||
Экстремальные ситуации в жизни | ||||||
Если заблудился в лесу | 1 | Практическое занятие | ||||
Как остановить кровотечение | 1 | Практическое занятие | ||||
Что делать, если сломал/подвернул/ушиб ногу | 1 | Практическое занятие | ||||
Если упал с высоты | 1 | Практическое занятие | ||||
Если началось кровотечение из носа | 1 | Практическое занятие | ||||
Если вдруг ударился головой | 1 | Практическое занятие | ||||
Поведение на перемене, в столовой, на лестнице | 1 | Практическое занятие | ||||
Игра «Какой ты ученик». Анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена». Игра-практикум «В столовой». | 1 | Игра | ||||
Поведение в метро. Как избежать падения на рельсы. | 1 | Беседа | ||||
Что такое терроризм. Как себя вести, если взят в заложники. | 1 | Беседа | ||||
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» | 1 | Игра | ||||
Обобщающее занятие по курсу | 1 | Игра |
Список литературы:
- Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.
- Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. — №4. – С.28-31
- Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.94-128
- Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э. Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №5. – С.47-59.
- Вайнер Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №3. – С.39-46;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...