развитие познавательной активности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Приемы формирования познавательной активности и работы
с детьми с ОВЗ
Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.
Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, где говорится о формировании универсальных учебных действий. Приобрести познавательные универсальные учебные действия для обучающихся – значит фактически «научить учиться!».
Однако на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой школы стало отсутствие у учащихся подросткового возраста желания учиться.
Познавательная активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Отсутствие устойчивой мотивации изучения предмета приводит к потере интереса к учебе в целом
Значительное снижение познавательных потребностей у подростков наблюдается, начиная со средних классов школы (5-6 класс). Данный процесс протекает медленно и потому становится мало заметным для педагогов и родителей, но к восьмому классу нежелание учиться у подростков достигает своего пика, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. Это приводит к низким результатам по завершению основного общего образования и слабой конкурентноспособности в будущей профессии.
Проблема развития познавательной активности личности в обучении, общего развития ребенка, успешной его социализации и интеграции в общество требует применения различных форм, методов работы и показывает, что основным направлением активизации познавательной активности обучаемых является создание дидактических и психологических условий осмысленности обучения вообще.
Теоретический анализ и педагогический опыт утверждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».
Особо эффективными на практике оказались активные методы обучения.
Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного развития.
- Важной особенностью является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.
- Организация урока должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.
- Развитие познавательной активности отличается от традиционного метода обучения, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.
Наиболее сложным является процесс организации самостоятельной деятельности детей с ОВЗ (VIII вид).
На начальном этапе обучения дети нуждаются в постоянной поддержке учителя, выполняют все задания только с помощью, с опорой, с таблицами. Постепенно, применяя различные методы организации самостоятельной деятельности обучаемых, формируются навыки самостоятельности. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности – все это является сильной стороной обучения.
Структурными элементами развития познавательной активности являются: учебная деятельность, внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение и взаимодействие с социумом.
Что же включено в развитие познавательной активности у школьников?
Любопытство – любознательность –научный поиск.
Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Первый прием самостоятельной работы. Во время объяснения нового материала учитель обязан привлекать учащихся к самостоятельной работе. Например, изучая тему «Время», можно задать вопросы: назовите первый день весны. Если сегодня суббота, то какой день недели будет послезавтра? И т.д. Принимаются, поощряются все ответы детей, ответы совместно анализируются, делается вывод.
Второй прием: «Самостоятельно прочитайте правило в учебнике и попробуйте объяснить его своими словами». Примеры ответов учеников на правило в учебнике. Умножим 142 на число единиц, получим первое неполное произведение, его записываем под единицами. Умножим 142 на число десятков, получим второе неполное произведение, его записываем под десятками. Сложим два неполных произведения и получим полное произведение. Как проговаривают ученики: закроем десятки и выполним умножение многозначного числа на единицы, закроем единицы и выполним умножение на количество десятков, запишем их под десятками, затем сложим два получившихся ответа и получим полный ответ.
Третий прием. Объяснение материала. Постановка вопросов (можно в письменном виде). Задание на дом: прочитайте рассказ, найдите необходимый текст в интернете, статью и т. д., ответьте на данные вопросы.
Четвертый прием. Прервав объяснение, демонстрирую наглядное пособие, картинки, фотоснимки, чертеж, и т. д. Задается вопрос: «Что изображено?». Школьники не только закрепляют полученные только что знания, но и рассуждают, ищут оригинальный ответ, практически участвуют в познавательном процессе, приобретая знания и навыки.
Пятый прием. Перед объяснением нового материала дается для прочтения правило, текст и т. д. Необходимо подготовиться ответить на поставленные вопросы.
Дети активно включаются и в другие виды самостоятельной работы. Так, например, при изучении темы: «Геометрические фигуры», детям было предложено самостоятельно изобразить на листе А4 рисунок только с использованием данных геометрических фигур, но на этом работа не ограничивалась, во второй части работы детям было дано задание: составить краткий рассказ по рисунку. Эта работа способствует совершенствованию грамматической речи, обогащает лексический запас, культура оформления записи своей работы. Кроме того, ребенок, выступая со своей работой перед классом, младшими детьми приобретает навыки публичной речи, повышается его внутреннее «Я», возрастает уверенность, ребенок испытывает ситуацию успеха. Такая работа, безусловно, способствует развитию познавательной активности ученика.
Приемы, используемые, при работе над развитием познавательной активности у детей с ОВЗ VIII вид.
Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. (квадрат, прямоугольник, ромб, прямая)
Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (многоугольник, четырехугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат).
Задание на внимательность и развитие памяти: (такого вида задание лучше использовать на интерактивной доске)
Учитель читает текст один раз:
«На рисунке изображены 2 треугольника (один прямоугольный, а другой равносторонний.), между ними расположен прямоугольник. Над ним изображён круг красного цвета.»
Учащиеся слушают, а затем отвечают на вопросы:
- Какие геометрические фигуры были изображены?
- Сколько одинаковых геометрических фигур изображено на рисунке?
- Какого цвета круг?
4. Что расположено между треугольниками? Воспроизведите у себя в тетради этот рисунок, сравните с рисунком у соседа. Кто из вас оказался более внимательным?
Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.
Открой картинку, решив примеры. (таблица умножения на интерактивной доске)
Ответь на вопросы.
1.На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
2.Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами.
3.Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит три килограмма. Сколько будет весить цапля, если встанет на обе ноги?
4.Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное число?
5.Рыболов за две минуты поймал четыре рыбки. За сколько минут он поймает восемь таких же рыбок?
Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников, это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока
Справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Развитие познавательной активности на уроке
Красочные иллюстрации презентации. Развитие конструкторского мышления, дизайна на онове геометрических фигур. Раздел - изделия из лоскута....
Развитие познавательной активности на уроках информатики
Доклад по теме самообразования "Развитие познавательной активности на уроках информатики"....
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....
Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования
В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...
Развитие познавательной активности на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.
Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которы...