Разновидности нарушений произношения звуков и приемы их постановки
материал на тему
Разновидности нарушений произношения звуков и приемы их постановки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznovidnosti_narusheniy_proiznosheniya_zvukov_i_priemy_ih_postanovki.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1.Заполнить таблицу «Опорные звуки для постановки согласных звуков»:
Нарушенные звуки | Опорные звуки | ||
Звуки, сходные по месту образования | Звуки, сходные по способу образования | Гласные звуки | |
[с] | - | [ф] | [и] |
[ш] | [т], [р] | [с] | |
[р] | [ж], [д], [з] | - | |
[л] | [д] | - | [ы] |
[к] | - | [т] | |
[г] | - | [д] | |
[х] | - | [с] | |
[j] | - | [з'] |
Задание 2. Перечислить разновидности нарушений произношения каждого звука и подобрать приемы постановки звуков при различных разновидностях нарушений звукопроизношения. Ответ представить в виде таблицы.
Звук | Разновидность нарушений произношения звука | Приемы постановки |
[C] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.По подражанию. 2.Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с]. 3.Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы, ребенок произносит «та-та-та»= «са-са-са». |
[З] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | От опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи. Установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з. |
[Ц] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.По подражанию. 2.От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп. |
[Ш] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.По подражанию. 2.Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхние зубы, ребенок произносит «са-са-са»=«ша-ша-ша». |
[Ж] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | От [з]: кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями. |
[Щ] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.Поподражанию. 2.Механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща». |
[Ч] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.По подражанию. 2.От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп. 3.От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение их вперед как при [ч]. |
[Р] | Ротацизм, параротацизмом. | 1.От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка поверхним альвеолам, произнося [д]= «др». 2.От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колес)= «тр-др». 3.От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик»= «дррр». 4.Постановка в 2 этапа: -фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за», «да»; -механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра». |
[Л] | Ламбдацизм, параламбдацизм. | 1.По подражанию. 2.Отмежзубного произнесения [а] или [ы]. |
[К] | Каппацизм, паракаппацизм. | 1.По подражанию. 2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хяха»; [j] от [з]: «за-зя-]а». |
[Г] | Гаммацизм, парагаммацизм. | 1.По подражанию. 2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да -дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-]а». |
[Х] | Хитизм,парахитизм. | 1.По подражанию. 2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-]а». |
[Й] | Йотацизм. | 1.По подражанию. 2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя]а». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых приемов при постановке звуков"
Этапы работы постановки звуков -с, -ш. Дифференциация звуков -с, -ш....
Постановка и исправление дефектов в произношении звука [Ц ]
Планкоррекционной работы по постановке и исправлениюдефектов в произношении звука [Ц ]...
Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков- фонем и сочетании адыгейского языка
Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний. Авторы рекомендуют, как использовать данные методы в процессе изучения адыгейского ...
Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.
Презентация представляет сравнительную характеристику нарушений произношения свистящих звуков у детей без специфических нарушений развития, у детей с ТНР и у детей с нарушением слуха; этапы постановки...
Виды нарушений произношения звуков Л, Р, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.
В материале описываются виды нарушений произношения звуков Л, Р; этапы их постановки, автоматизации и дифференциации. Презентация будет полезна логопедам и сурдопедагогам....
Виды нарушений произношения шипящих звуков, этапы их постановки, автоматизации и дифференциации.
В презентации представлена сравнительная характеристика нарушений произношения шипящих звуков у детей с ТНР и детей с нарушением слуха; этапы постановки, автоматизации и дифференциации этих звуков. Ма...
Сообщение на МО « Недостатки произношения звуков С, С \', З, З\', Ц. Приемы их постановки .»
Материал раскрывает особенности работы по устранению недостатков произношения звуков С,З,Ц....