Функциональные обязанности педагогов ДОО для детей с нарушениями речи
учебно-методический материал на тему

Прошина Елена Борисовна

Функциональные обязанности педагогов ДОО для детей с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомьтесь с методическим пособием Поваляева М.А.«Справочник логопеда» (раздел 3, п.3.1), статьей: «Организация работы логопедического пункта в ДОУ», авторы: Арефьева З.А., Подобед С.О., журнал Логопед №4, 2006г. в разделе «Библиотека». Заполните таблицу «Функциональные обязанности педагогов ДОО для детей с нарушениями речи».

Содержание ответа.

Участники образовательного процесса

Функциональные обязанности

Учитель-логопед

-отбор и комплектование групп;

-комплексное обследование детей;

-составление перспективных планов индивидуальной, групповой и фронтальной работы;

-основной этап, связанный с реализацией планов занятий»

-контроль-обеспечение промежуточного и итогового контроля;

-результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения, составление характеристик на детей);
-консультативно-педагогическая работа с родителями;

-ведение текущей документации;

-оказание консультативно-методической помощи воспитателям.

Воспитатели

-закрепляет приобретенные навыки;

-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;

-планирует и организует общеобразовательные занятия;

-консультативно-педагогическая работа с родителями.

Музыкальный руководитель

-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;

-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;

-стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.

Педагог физической культуры

- способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;

-совершенствует координацию основных видов движения;

-развивает общую и мелкую моторику.

Педагог-психолог

-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;

-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

  1. Составьте перспективный план работы учителя-логопеда и одного из участников образовательного процесса ДОО (музыкального руководителя, педагога – психолога, и т.п.) на учебный год.

Содержание ответа.

Цель: Создать атмосферу сотрудничества, направленную на успешное музыкальное развитие и более высокий уровень речевого развития детей с нарушениями речи.

Логопед

Музыкальный руководитель

Педагогические задачи

  • Развитие мелкой моторики
  • Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.
  • Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо
  • Развитие мимики
  • Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией
  • Развитие выразительности в пении и танце
  • Развитие речевого дыхания
  • Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания
  • Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
  • Развитие голоса
  • Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба
  • Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.
  • Развитие фонематического слуха
  • Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.
  • Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
  • Развитие артикуляции
  • Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)
  • Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
  • Развитие грамматического строя речи
  • Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма
  • Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.
  • Развитие словаря
  • Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря.
  • Пополнение словаря музыкальной терминологией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.
  • Развитие диалогической речи
  • Формирование навыков составления диалога
  • Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
  • Развитие монологической речи
  • Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.
  • Разучивание текстов песен
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Психологические этюды и коммуникативные игры
  • Участие детей в музыкальных представлениях.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

  1. Совместное проведение диагностики и обсуждение её результатов

Сентябрь
Май

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Консультация «Особенности развития темпоритмической речи у дошкольников»

Сентябрь

Музыкальный руководитель

  1. Совместное проведение логоритмических занятий

В течение года

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми по запросу логопеда

В течение года

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Работа по коррекции просодических сторон речи

В течение года

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Журнал взаимодействия

В течение года

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара

В течение года

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы

В течение года

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Рекомендации: «Использование музыкального материала на логопедических занятиях»

Октябрь 

Музыкальный руководитель

  1. Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика и сферы её применения»

Ноябрь

Учитель-логопед

  1. Консультация «Как правильно использовать речевой материал на утренниках»

Декабрь

Учитель-логопед

  1. Составление картотеки «Игры на развитие чувства ритма»

Январь

Музыкальный руководитель

  1. Выступление на педсовете «Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Февраль

Музыкальный руководитель

  1. Беседа «Развитие активного словаря дошкольника в процессе восприятия музыки»

Март

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Мастер-класс «Учитесь говорить правильно»

Март

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Изготовление дидактических игр по логоритмике «Игры со звуками»

Апрель

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

  1. Участие учителя-логопеда в празднике «До свиданья, детский сад»

Май

Музыкальный руководитель, учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Должностные и функциональные обязанности педагога -психолога.

Должностные и функциональные обязанности педагога -психолога....

Особенности функциональных обязанностей педагога-организатора.

Роль педагога-организатора в учебно-воспитательной системе образовательных учреждений в целом и ФМЛ в частности сложно переоценить. Данная должность является пограничной между администрацией (управляю...

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...

Консультация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»

Консультация для педагогов ДОУ«Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»...