Коррекционно-развивающая работа для детей с ЗПР 2 класс
рабочая программа на тему
Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Фонематическая недостаточность порождает ошибки на замену согласных, сходных по артикуляционному и акустическому признакам: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, а также ч-щ, ц-с, ц-ч, м-н, р-л.
Таким образом, одной из ведущих задач образования является создание специальных условий и технологий для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории.
Задачами программы являются:
1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти
2. Формировать и расширить зрительное восприятие и представление.
3. Развивать зрительный анализ и синтез.
4. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
5. Уточнить дифференциации смешиваемых по оптическим и акустическим признакам букв.
1 этап – Подготовительный
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов
А) Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия формы, развитие восприятия размера и величины
Б) Развитие буквенного гнозиса: развитие восприятия цвета букв, развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв
2. Развитие зрительного анализа и синтеза
3. Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в схеме собственного тела, дифференциация правых и левых частей предмета, ориентировка в окружающем пространстве и времени
4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения
5. Формирование навыка правильного употребления предлогов
2 этап – основной
1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме
2. Дифференциация смешиваемых по оптическим и акустическим признакам букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zpr_2_klass.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста (2 класс)
Составитель: учитель-логопед первой квалификационной категории Блинова Ирина Павловна
Пояснительная записка
Основной задачей учителя-логопеда при работе с детьми с ОВЗ является комплексная коррекция сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития.
Задержка психического развития понимают как синдромы временного отставания развития психики в целом и отдельных ее функций. В силу цереброастении, психомоторной расторможенности и аффективной возбудимостизначительно у детей снижаются работоспособность, память и внимание; затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи.
Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Фонематическая недостаточность порождает ошибки на замену согласных, сходных по артикуляционному и акустическому признакам: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, а также ч-щ, ц-с, ц-ч, м-н, р-л.
Таким образом, одной из ведущих задач образования является создание специальных условий и технологий для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории.
Задачами программы являются:
- Уточнить и расширить объем зрительной памяти
- Формировать и расширить зрительное восприятие и представление.
- Развивать зрительный анализ и синтез.
- Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
- Уточнить дифференциации смешиваемых по оптическим и акустическим признакам букв.
1 этап – Подготовительный
- Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов
А) Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия формы, развитие восприятия размера и величины
Б) Развитие буквенного гнозиса: развитие восприятия цвета букв, развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв
2. Развитие зрительного анализа и синтеза
3. Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в схеме собственного тела, дифференциация правых и левых частей предмета, ориентировка в окружающем пространстве и времени
4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения
5. Формирование навыка правильного употребления предлогов
2 этап – основной
- Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме
- Дифференциация смешиваемых по оптическим и акустическим признакам букв.
Программа по профилактике нарушений письма рассчитана на 60 занятий, состоит из двух этапов подготовительного и основного, каждый из которых имеет свои задачи. Каждый этап рассчитан на одно полугодие. Занятия проводятся во внеурочное время по 40 минут 2 раза в неделю.
Подготовительный этап включает 34 занятий
Кол-во уроков | Тема занятия | Краткое содержание |
12 уроков | Форма предмета |
Найди закономерность и продолжи ряд Сказка «Волшебные фигуры» «Геометрический коврик» |
«Что общее» «Кто больше вспомнит круглых предметов» «Фигуры из кружков» | ||
«Для чего нужен квадрат?» «Найди и обведи зеленым цветом предметы, похожие на квадрат» Нарисуй как можно больше маленьких квадратов в большом «Придумай историю про квадратный город» Соедини точки Помоги зайчику добраться до морковки | ||
«Кто залез под шляпу» Соедини точки Помоги белочки добраться до дупла Нарисуй как можно больше маленьких треугольников в большом. Посчитай их, сколько у тебя получилось. Придумай историю про крошку «треугольничка» | ||
Отличи от других фигур Назови как можно больше предметов прямоугольной формы Расставь цифры в фигурках | ||
Найди все изображения прямоугольной формы | ||
История крошки овала Чего на свете не бывает? Раскрась картинку в соответствии со значками | ||
6 уроков | Размер и величина | 1.Что такое размер и величина? Понятия 2. Сравнение предметов между собой по ширине и длине 3. Найди два одинаковых дома по форме и высоте 4. Сравни предметы используя слова: выше-ниже; шире-уже; длиннее-короче 5. Сравнение предметов по размеру 6. Воспроизведение геометрической фигуры по клеточкам с сохранением размера |
4 урока | Ориентировка в пространстве | 1.Игра «вправо-влево» 2. Место положения предметов относительно друг друга 3. Игра «Ориентир» 4. Графический диктант 5. Собери рисунок по частям 6.Геометрический рисунок на слух 7. Игра «кто внимателен - стрелки» 8. Сравнение предметов по месту нахождения |
2 урока | Ориентировка в схеме тела | 1.Мое тело. Зеркало 2.Дополни пропуски художника 3.Тело щенка 4.Игра «Хорошо ли я ориентируюсь» |
10уроков | Предлоги | Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Работа над темой «Предлоги» осуществляется в двух направлениях: - работа над пониманием роли предлогов в речи; - обучение правильному употреблению предлогов в речи. Этапы работы над предлогами: Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Чтобы правильно организовать работу, логопеду необходимо четко знать значение каждого из часто употребляемых предлогов. Разные авторы предлагают различное деление предлогов на группы и их изучение. Условно я разделила предлоги на 3 группы. 1)Знакомство со значением предлогов. Предлоги местоположения: В – предмет находится внутри другого На - предмет находится сверху и касается другого предмета Под – предмет находится внизу Над – предмет находится сверху и не касается его У (около) - предмет находится рядом с другим предметом За – предмет прячется позади другого Между – предмет находится в середине, справа и слева другие предметы Предлоги движения: ПО – один предмет движется по поверхности другого От – предмет удаляется от другого предмета К – приближается к предмету Из – предмет сначала был внутри и его оттуда достали С – предмет находился на поверхности другого и его оттуда достали Через – кто – то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет Сквозь – один предмет проходит полностью другой Сложные предлоги: Из-за – предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда Из – под – предмет был внизу и его оттуда достали, или он сам оттуда движется |
Основной этап включает 26 занятий
Кол-во уроков | Тема занятия | Краткое содержание |
2 урока | Гласные а-я. Характеристика букв | 1.Характеристика букв А-Я. Произношение согласных перед гласными а-я. 2.Правило ЧА-ЩА 3.Вставь пропущенную букву в слово 4. Игра «Самый внимательный» 5. Составь предложения по схеме «слово-предмет—слово действие» 6.Воспроизведи рисунок в нижней часть листа по точкам 7.Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога 8.Найди слова в предложении, которые отличаются одной буквой 9.Вставь слоги ча-ща. Раздели слова на две группы (кто? Что?) 10.Вставь букву а, либо я в слова |
2 урока | Гласные у-ю. Характеристика звуков. | 1.Характеристика букв У-Ю. Произношение согласных перед гласными у-ю. 2.Правило ЧУ-ЩУ 3.Подбери пару 4.Узнай имена детей, вставляя необходимую букву. Объясни написание слов. 5.Игра «Измени слова» 6.Вставь сочетания ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ 7. Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога 8. Вставь букву у, либо ю в слова |
2 урока | Гласные о-ё. Характеристика звуков | 1.Характеристика букв О-Ё. Произношение согласных перед гласными о-ё. Словарные слова 2.Игра «Подбери словечко» 3.Вставь пропущенную букву 4. Игра «переделай слова» 5.Найди лишний символ 6. Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога |
2 урока | Гласные е-э. Характеристика звуков | 1.Вставь букву в слово 2.Найди лишний символ. Объясни свой выбор 3.Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога 4. Назови характеристику всех гласных звуков |
3 урока | Дифференциация согласных Б-П. |
|
3 урока | Дифференциация согласных Д-Т |
|
3 урока | Дифференциация согласных В-Ф |
|
3 урока | Дифференциация согласных З-С | 1.Характеристика звуков. Составление звуковой схемы слов 2.Определение места звука в слове. 3.Вставь букву в слова, подбирая проверочное слово 4.Зеркальное чтение слов 5.Сократи слово до одного слога с буквами занятия. Деление слов на слоги. 6.Определи лишнее слово. 7.Напиши предложения под диктовку и сам. 8.Зачеркни лишнюю букву в словах. |
3 урока | Дифференциация согласных Г-К | 1.Характеристика звуков. Составление звуковой схемы слов 2.Определение места звука в слове. 3. Подбери слова к схеме 4.Вставь букву в слова, подбирая проверочное слово 5.Отгадай загадки. К отгадкам напиши звуковую схему 6.Игра «Из двух слов третье» 7. Прочитай загадки. Выучи их. Подчеркни буквы к,г. 8.Графический диктант |
3 урока | Дифференциация согласных Ш-Ж | 1.Характеристика звуков. Составление звуковой схемы слов 2.Определение места звука в слове. 3.Игра «Один-много» 4.Раздели слова на две группы (кто?что?) 5.Правило ЖИ-ШИ 6.Вставь слог в слово. Раздели слова на слоги. 7. Напиши названия животных 8.Перенеси рисунок в нижнюю часть листа по точкам. 9. Составь к словам звуковые схемы |
Литература:
«Программа коррекционной работы со школьниками с ЗПР», автор П.Д. Лебедева;
«Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками», автор Л.М. Козырева;
«Индивидуально-подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения», авторы С.В.Коноваленко, В.В.Коноваленко;
«Домашний логопед», автор Е.М.Косинова.
Большая психологическая энциклопедия
«Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками», автор Л.М. Козырева;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....
Коррекционно-развивающее занятие в группе детей с ОНР
Коррекционно-развивающее занятие в группе детей с ОНР составлено по сказке "Колобок".Речевой материал интересен первоклассникам. Цель занятия:развитие умения уобщаться в учебной ситуации у перво...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Коррекционно-развивающее занятие на тему: "Дом" - 5"Б" класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)
Презентация, с помощью изображений и чистоговорок, знакомит учащихся с основными частями дома, внутренним строением и его содержанием....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ 1-4 класс
Программа предназначена для психологического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья 7-10 лет (1-4 класс)....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ 5-6 класс
Программа составлена на основе рабочей коррекционно-развивающей программы по психологическому сопровождению обучающихся 5,6 классов с ОВЗ (автор: педагог-психолог Лунина С.В.) и Н.П. Локаловой "У...