План - конспект урока истории в 9 классе "Повторительно-обобщающий урок"
план-конспект урока (9 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 г.г.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.doc | 89 КБ |
klaster.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКОУ «Обоянская школа – интернат»
Открытый урок истории 9 класс
Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Великая Отечественная война.
1941 – 1945 г.г.»
Разработала
учитель I квалификационной
категории Лихачева Лариса Петровна
2016 год
г.Обоянь
Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Великая Отечественная война
1941 – 1945 г.г.»
Цель урока: повторение и закрепление учебного материала по истории Великой
Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Задачи урока:
Образовательные – закрепить знания о битвах, датах, характере Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне; значении победы в Великой Отечественной войне.
Развивающие – развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; корригировать и развивать речь обучающихся, продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.
Воспитательные – формировать у обучающихся патриотические чувства, гордость за подвиги своих предков, отстоящих свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
Планируемый результат:
- уметь проявлять сознательную гражданскую позицию, чувство гордости за свой народ, победивший и выстоявший в Великой Отечественной войне
- иметь чёткое представление о роли СССР во Второй мировой войне;
- научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы; готовить небольшие сообщения об исторических событиях; соотносить исторические события с датами.
- знать крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
- проявлять готовность к сотрудничеству.
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения.
Ресурсы:
- карта «Великая Отечественная война»;
- презентация + мультимедийная установка;
- ноутбуки;
- портреты и карточки с фамилиями героев войны;
- карточки с названиями и датами решающих битв войны;
- карточки с заданиями для самостоятельной работы;
- флажки, медали;
- экспонаты для мини - музея;
- аудиозапись
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Методические приемы: “Блиц-опрос”, тестирование, работа с настенной картой, с понятиями, составление сенквейна ВОЙНА, хронологией, эвристическая беседа, ответы на вопросы, индивидуальная работа.
Педагогические технологии:
- элементы игровой технологии,
- здоровьесберегающая технология
- коррекционно – развивающая технология;
- информационно – коммуникативные технологии;
- технология нравственного воспитания.
Ход урока
I.Организационный момент.
Психологический настрой.
- Добрый день, ребята! Пусть он действительно будет для нас сегодня добрым и мирным.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вспомните о каком трагическом событии в жизни нашей страны мы говорили на уроках?
- Как вы думаете, как может называться тема заключительного урока о Великой Отечественной войне?
- Правильно. Сегодня у нас завершающий урок по разделу «СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
- Учитывая тему урока, с помощью опорных слов, определите цель нашего урока:
Повторим Закрепим
(Мы повторим и закрепим изученный материал о битвах, датах, именах и подвигах людей в Великой Отечественной войне.)
III. Работа по теме урока.
- Сегодня мы с вами пройдём той дорогой, которой пришлось пройти нашим солдатам от Бреста до Берлина. Весь наш путь будем отмечать на карте флажками и доказать, что война действительно была Великой.
- Я предлагаю надеть солдатские пилотки и приготовиться к выполнению заданий. Вы готовы?
(Обучающиеся работают в 2 группах.)
Задание 1. «Трагическое начало».
Блиц- опрос
- Назовите годы Великой Отечественной войны?
- Когда началась ВОВ?
- Почему началась ВОВ?
- Покажите по карте «Великая Отечественная война 1941 - 1945г» направления основных ударов немецких войск.
- Почему Красная армия отступала в начале войны?
Так началась всенародная, ВОВ в ходе, которой произошли решающие сражения
Задание 2. Оборона Брестской крепости.
- Вы должны прочитать зашифрованный текст. Для этого нужно вставить пропущенные буквы и слова.
Одним из первых встретили фашистскую армию бойцы Б________й крепости. Целый _____________сопротивлялись защитники крепости. У них закончились запасы пр..довольствия и бо…припасы. Почти весь гарнизон ___________ крепости погиб.
- Бойцы какого гарнизона первыми встретили фашистскую армию? Когда это произошло?
- Найдите Брест на карте и поставьте флажок.
Задание 2. Битва за Москву.
- Прочтите эти строки и догадайтесь, какому событию они посвящены?
«Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых смелых твоих сынов…»
(Битва за Москву)
- Как называлась операция немецкого командования по захвату Москвы? («Тайфун»)
- Когда проходила битва за Москву?
- Кто руководил обороной Москвы? (Г.К.Жуков)
- Чья дивизия защищала подступы к Москве? (дивизия генерала Панфилова)
- Восстановите фразу капитана Клочкова: «Велика __________, а отступать некуда – позади ______________»
- Какой парад был на Красной площади 7 ноября 1941г. (парад войск Красной армии, уходящих на фронт)
- Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?
Примерный ответ: парад был проведен, для того чтобы поднять дух всех советских людей; показать, что война не наступление на Москву не сломила жителей этого города.
- Какое значение имела для советского народа битва под Москвой?
(Наступление немцев на Москву было остановлено, план Гитлера о молниеносной войне был сорван. Поднялся дух советского народа)
Задание 3. Блокада Ленинграда.
- Посмотрите на эти фотографии. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
(«Блокада Ленинграда»).
- У вас было предварительное задание: подготовить вопросы по теме «Блокада Ленинграда». По очереди одна группа задаёт вопрос, а другая даёт ответ. На сложные вопросы будет дано время на обсуждение ответа в группе.
Вопросы 1 группы:
- Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
(- в Ленинграде находились крупные советские предприятия;
- Ленинград – исторический культурный центр, музей под открытым небом;
- Ленинград – морской порт;
- Ленинград – гордость страны, колыбель революции)
- Когда началась блокада Ленинграда? (8 сентября 1941г)
- Что означает слово блокада? (кольцо окружения города военной группировкой противника)
- Кто руководил обороной Ленинграда? (Г.К. Жуков)
Вопросы 2 группы:
- Как называлась дорога, проложенная по Ладожскому озеру? («Дорога жизни»)
- Для чего была проложена «Дорога жизни»? (доставка продуктов, эвакуация людей);
- Когда произошел прорыв блокады? (18 января 1943г.)
- В чём заключался подвиг Ленинградцев?
Под Ленинградом советский народ проявил стойкость, героизм, мужество. Подвиг Ленинградцев служил примером для всех советских людей. Немцы понесли большие потери)
- Что случилось бы с городом Ленинградом, если бы немецкие войска захватили его?
Примерный ответ детей: Город был бы разгромлен, разрушены крупнейшие военные предприятия, архитектурные и культурные памятники.
Задание 4. Сталинградская битва (задание группам)
- Соберите пазлы - картинки (работа на ноутбуке в программе Jigs@w Puzzle 2)
Что у вас получилась? Какому сражению они посвящены?
- Когда шла Сталинградская битва? (лето 1942г. – 2 февраля 1943г.)
- На какой русской реке проходила битва? (Волга)
- Для чего немцы пытались перейти Волгу? (выход к Кавказу, к запасам нефти)
- Где проходили самые ожесточённые бои в Сталинграде?
- Какое значение имела победа под Сталинградом? (начало коренного перелома в ходе войны; Красная армия перешла в наступление)
Задание 5. Курская битва.
- Закройте глаза (аудиозапись: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди, разрыв бомб) Что вы слышите? Какая картина возникает у вас перед глазами?
- Какое сражение называют битвой техники? – Курская битва.
- Выполните тест (работа в парах)
- Когда проходила Курская битва?
июль 1943г.
осень 1943г.
зима 1943г.
- Курская битва проходила под кодовым названием
«Тайфун»
«Уран»
«Цитадель»
- Где произошло сражение, в котором участвовало 1200 танков:
Под деревней Прохоровка
Под деревней Ивановка
Под деревней Захаровка
- Когда была освобождена Обоянь от фашистов
18 февраля 1943г.
9 февраля 1943г.
25 февраля 1943г.
Итогом этой битвы немецкая армия была разгромлена. Красная армия перешла в наступление по всему фронту.
Физминутка «Семафорная азбука»
Задание 6. Битва за Берлин
- Что вы видите на этом слайде? (взятие рейхстага)
- При проведении какой битвы это произошло?
- Кто из перечисленных советских воинов водрузил Знамя Победы над зданием рейхстага в Берлине?
В.Г. Клочков
М.А. Егоров
Я.Ф. Павлов
М.В. Кантария
С.И. Сафронов
- Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 июня 1945г.)
- Кто подписывал акт о безоговорочной капитуляции Германии с нашей стороны? (Г.К.Жуков)
- Какой день стал Днем Победы в ВОВ? (9 мая 1945г.)
Задание 7. «Галерея славы».
- Предлагаю создать «Галерею славы воинов ВОВ».
(Обучающиеся выходят и выбирают портрет (на доске) и подпись к нему, и создают импровизированную галерею славы, объяснив свой выбор.
Портреты:
1.Георгий Константинович Жуков.
2. Конев Иван Степанович.
4. Рокоссовский Константин Константинович.
5. Василевский Александр.
- Миллионы советских людей проявили массовый героизм.
Давайте вспомним еще имена героев, выполнив следующее задание: «Назови героя и его подвиг»
Задание 8. «ВОВ и цифры»
Учитель показывает табличку с цифрой, обучающиеся называют, как она связана с ВОВ.
6 лет – длилась Вторая мировая война.
1418 дней – длилась Великая Отечественная война.
900 дней – длилась блокада Ленинграда.
200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.
27 млн. чел. – погибли за время войны
Задание 8. «Музей».
- Как, вы думаете, что делают люди, чтобы осталась память о тяжёлых днях войны? (ответы детей)
- Давайте внимательно рассмотрим вещи, которые хранятся в нашем музее, который вы создавали сами.
(Котелок, кисет, шерстяные носки, сапёрная лопата, письмо - фронтовой треугольник, книга «Дневник Тани Савичевой», 125г хлеба и т.д.) Обучающиеся по одному подходят к стенду с предметами, задача – взять предмет и объяснить, почему он находится в музее.
Задание 10. Сегодня на уроке мы прошли дороги войны от Бреста до Берлина. Как вы понимаете слово ВОЙНА. Выберите правильное утверждение.
- Война
- Страшная, смертельная
- Победить, защитить, изгнать
- Мы против любой войны!
- Война
- Отечественная, суровая
- Отстоять, выжить, дождаться
- Нам не нужна война!
- Итак, давайте ответим на главный вопрос, почему же войну называют Великой?
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, какой же вывод мы должны сделать?
- Мы должны помнить о ВОВ, это нужно не столько погибшим, сколько нам живым. Потому что, если мы войну забудем, вновь придет война.
- Эта война показала, что люди всего мира должны в минуты опасности объединятся в борьбе против общего врага.
- Прошу оценить вас свою деятельность на уроке. Выберите утверждение из 2 столбика
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
На уроке мне было интересно/ скучно
- Сегодня вы меня порадовали, все очень старались. Вы были настоящими воинами. За работу на уроке вы получите следующие оценки и награды.
(Звучит песня «День победы»)
Медаль за активную работу на уроке…
Медаль за блестящий результат…
Медаль за отличные ответы…
Медаль за стремление к знаниям…
Медаль за усердие и старательность….
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические группы птиц. План-конспект и презентация к уроку.
Представлен план-конспект презентация урока зоологии в 7 классе по теме: "Экологические группы птиц"....
План-конспект и презентация к уроку "Передвижники" 7 класс
План - конспект урока для 7 класса«Передвижники»Цель урока:1.Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;2.Развить интерес к истори...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»
План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...
План-конспект и презентация к уроку алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические функции и их свойства"
Тип урока: урок-смотр знаний.В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, на следующем этапе проводится графический диктант и самостоятельная работа,завершается ур...
5. План-конспект Обобщающего военно-исторического урока по ОБЖ на 1-ом курсе. Военные реформы России
Тема: Военные реформы России Учебные цели:1. Расширить и укрепить знания, учащихся по истории нашей Родины2. Расширить кругозор учащихся ...
План-конспект и презентация к уроку английского языка в 11 А классе по теме «Opinion Essays». Сочинение «Ваше мнение».
Урок применения знаний и умений для 11 класса общеобразовательных учреждений. Используется методика группового обучения....