Развивающая программа "Цветной мир"
рабочая программа на тему
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Психолого педагогическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.
На наш взгляд педагог в своей работе должен уделять большее внимание развитию креативности и творческого потенциала ребенка, так как это является одним из эффективных методов развития. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
Мы хотели найти такую эффективную форму работы, которая позволила бы в творческом пространстве объединить детей с различной проблематикой одновременно. С этой целью мы разработали развивающею программу «Цветной мир», в основу которой вошло применение техник изотерапии.
На наш взглядя, программа с использованием изотерапии является наиболее доступной и эффективной для младшего школьного возраста. Изотерапия не навязывает ребенку «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.
Изотерапия представляет собой метод развития посредством творчества. Дети активно познают многообразие окружающего мира и пытаются отобразить его в своей естественной деятельности – играх, рисунках, сказках. Наиболее яркие возможности для ребенка предоставляет изобразительное творчество.
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.
Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов, страхов.
Цели программы «Цветной мир»: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и гармонизации их личности.
Программа направлена на решение следующих задач:
- развитие творческого мышления, воображения, креативности;
- создание условий для самопознания и самовыражения;
- развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
- развитие навыков рефлексии.
При реализации программы используются техника:
- изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);
На занятиях развивающей программы «Цветной мир» ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.
Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам ребенок (участник) может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.
Занятия по программе «Цветной мир» способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками или взрослыми, психосоматические заболевания и пр.
Программа основана на следующих принципах:
- Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
- Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
- Принцип добровольного участия.
- Принцип активности всех участников и творческой позиции.
- Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.
- Деятельностный принцип развития. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
- Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
- Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники изотерапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в группе.
- Принцип единства развития и диагностики. На первых занятиях проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческих способностей младших школьников и личностных особенностей.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.
Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_programma_tsvetnoy_mir.docx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.
Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...
Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.
Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на личностные структуры, такие как, разв...
Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения
Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активност...
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".
Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...
Перечень развивающих методик к программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)
Перечень развивающих методик к программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)...