Развивающая программа "Цветной мир"
рабочая программа на тему

Коновалова Галина Афанасьева

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Психолого педагогическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

На наш взгляд педагог в своей работе должен уделять большее внимание развитию креативности и творческого потенциала ребенка, так как это является одним из эффективных методов развития. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

Мы хотели найти такую эффективную форму работы, которая позволила бы в творческом пространстве объединить детей с различной проблематикой одновременно. С этой целью мы разработали развивающею программу «Цветной мир», в основу которой вошло применение техник изотерапии.

На наш взглядя, программа с использованием изотерапии является  наиболее доступной и эффективной для младшего школьного возраста. Изотерапия не навязывает ребенку «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.

Изотерапия представляет собой метод развития посредством творчества. Дети активно познают многообразие окружающего мира и пытаются отобразить его в своей естественной деятельности – играх, рисунках, сказках. Наиболее яркие возможности для ребенка предоставляет изобразительное творчество. 
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов, страхов.

Цели программы «Цветной мир»: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и гармонизации их личности.

Программа направлена на решение следующих  задач:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • создание условий для самопознания и самовыражения;
  • развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
  • развитие навыков рефлексии.

 

При  реализации программы используются техника:

  • изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);

На занятиях развивающей программы «Цветной мир» ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.

Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам ребенок (участник) может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.

Занятия по программе «Цветной мир» способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками или взрослыми, психосоматические заболевания  и пр.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
  2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
  3. Принцип добровольного участия.
  4. Принцип активности всех участников и  творческой позиции.
  5. Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.
  6. Деятельностный принцип развития. Только в условиях  активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
  7. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
  8. Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
  9. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники изотерапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в группе.
  10. Принцип единства развития и диагностики. На первых занятиях   проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческих способностей младших школьников и личностных особенностей.
  11. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_programma_tsvetnoy_mir.docx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.

Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на  личностные структуры, такие как, разв...

Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активност...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

Перечень развивающих методик к программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)

Перечень развивающих методик к программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)...