Диагностика личностно-социального развития школьника
учебно-методическое пособие на тему

Новикова Наталья Александровна 1

диагностический материал предназначен для классных руководителей, работающих в среднем звене с умственно отсталыми детьми. Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.

В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_lichnostno-sotsialnogo_razvitiya_shkolnika.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Новикова Н.А.

Диагностика личностно-социального развития школьника

Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.

В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.

Это: наличие и характер представлений ребенка о себе;

Самооценка и самоотношение;

Ценностные суждения и отношения.

 Для изучения представлений о себе школьнику предлагается:

Рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе своем отношении к близким и друзьям;

Ответить на вопросы, используя рисунки: чем ты похож и чем отличаешься от остальных детей, людей; узнать по описанию учителя о ком он из сверстников он рассказал.

Методика 1.  Беседа с детьми (автор М.В. Карепанова)

Цель: изучить особенности уровня самосознания ребенка.

Вопросы для беседы с ребенком:

  1. Что ты любишь больше всего на свете?
  2. Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили делать все?
  3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и прочее.
  4. Расскажи, что ты больше всего не любишь.
  5. Тебе все нравится в школе? Что бы ты хотел изменить?
  6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить меня?

 Результаты беседы позволяют выделить следующие уровни когнитивного компонента в  структуре образа «Я» ребенка:

  • Опосредованное познание себя, своих возможностей;
  • Приобретение знаний о себе в процессе самопознания;
  • Осознание своей индивидуальности через эмоционально-ценностное отношение к себе и другим.

Методика 2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: исследование внутреннего  благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или  наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей.

Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.

Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, учитель предлагает ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.

По ходу выполнения задания учитель не вмешивается в этот поцесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.

Обработка результатов.

В таблицу оформляют пять психологических характеристик:

  • Чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»)
  • Легкость  в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчая»)
  • Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»)
  • Адекватность половой идентификации (все рисунки)
  • Адекватность возрастной идентификации (все рисунки)

Форма протокола

№ п/п

Ф.И. ребенка

Самоценность

Контакты

Комфорт

Пол

Возраст

Примечание

Максимальное количество баллов по параметрам « Самоценность», «Контакты», «Комфорт»- 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 из 5.

В графах «Пол», и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Определение признаков эмоционального неблагополучия

(При наличии одного такого  признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Параметры

Признаки неблагополучия

Чувство неполноценности, низкая самооценка

  • Маленькие узкие плечи;
  • Вся фигура малого размера;
  • Короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной;
  • Рисунок у нижнего края листа, в нижней части;
  • Карикатурный стиль, изображение клоуна

Трудности общения

  • Выделенное в сравнении с фигурой лицо;
  • Отсутствие основных деталей лица, рта;
  • Человек нарисован схематично, из отрезков, палочек;
  • Человек и голова в профиль;
  • Руки, фигура в оборонительной позе

Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта

  • Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом;
  • Стирание какой-либо детали;
  • Штриховка какой-либо части фигуры;
  • Прорисована линия основания: пол, земля;
  • Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии;
  • Темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке

Неадекватная половая идентификация

  • Одежда, атрибуты противоположного пола;
  • Фигура, волосы не соответствуют полу ребенка

Неадекватная возрастная идентификация

  • На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»;
  • На рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»

Методика 3. Исследования самооценки ( В.Г. Щур, С.Г. Якобсон в модификации В.В. Ветровой)

Цель: изучить особенности самооценки ребенка.

1-й вариант

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек (над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье(радость), здоровье, ум).

Инструкция: «посмотри, пожалуйста. Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на  самой низкой – самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда ты поставишь себя на лесенке ума?

Анализ результатов производится в баллах:

5-я ступенька – 5 баллов;

4 -я – 4 балла;  

3-я – 3 балла;

2-я – 2 балла;

1-я – 1 балл.

Если показатели в сумме дают:

 14-15 баллов – завышенная самооценка;

От 9 до 13 баллов – адекватная;

От 8 до 3 – заниженная.

Методика 4. Изучение личностно-социального поведения ребенка (модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)

Цель: изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

В ходе наблюдения за  поведением ребенка в естественных условиях фиксируется в протоколе наиболее интересующие аспекты личностно-социального развития обучающегося. Р-С (сверстники), Р-Р ( с родителями), Р-У (учителем). Для получения достоверной информации обратиться за помощью к родителям, организовав их опрос в соответствии с выделенными показателями.

Для фиксации результатов наблюдения использовать оценочную шкалу:

  • Никогда – 1 балл;
  • Редко – 2 балла;
  • Иногда – 3 балла;
  • Как правило – 4 балла;
  • Часто – 5 баллов.

По результатам наблюдений составляется обобщенный профиль личностно-социального развития каждого ребенка. Для этого отмечается наиболее соответствующее ребенку таблицы.

Оценочная шкала означает:

2 – почти всегда;

1 – в большинстве случаев;

0 – иногда;

1 – в большинстве случаев (для утверждений, расположенных слева);

2 – почти всегда (для утверждений, расположенных слева).

Протокол наблюдения за личностно-социальными проявлениями обучающегося

Фамилия, имя обучающегося _________________________

Возраст  ________________________________________

Показатели личностно-социального развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

Р – Р  

Р – У

Р – С

Р –Р

Р – У

Р – С

Р – Р

Р – У

Р – С

Идет на контакт

Откликается на просьбы и замечания

Действует сообща

Принимает помощь

Устанавливает дружеские отношения

Действует под руководством

Действует самостоятельно

Проявляет инициативу

Контролирует свое поведение

Конфликтует

 Улаживает разногласия

Признает правила

Сочувствует

Подчиняет свои интересы интересам другого

Соблюдает очередь

Методика 5. Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями

Цель: изучение социальной компетентности обучающегося на основе родительской оценки.

Уважаемые родители! Вам  предлагается оценить особенности умений Вашего ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого отметьте в таблице те варианты ответов, которые в большей степени характеризуют поведение Вашего ребенка. Спасибо!

Умения обучающегося общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Никогда

Редко

Часто

Почти всегда

Всегда

1

2

3

4

5

6

1.Вежлив

2. Внимательно слушает другого в разговоре

3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.

4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками.

5. Понимает состояние других людей, наблюдателен в отношении их.

6.Анализирует и правильно оценивает действия других людей.

7.Анализирует и адекватно оценивает свои достоинства и недостатки.

8.Анализирует и правильно оценивает свои успехи в общении, взаимодействии с другими людьми.

9.Руководствуется в поведении человеческими ценностями, нравственными  нормами(справедливость, забота, внимание, доброта и др.)

10.Контролирует свои действия.

11.Проявляет сочувствие, сопереживает другим людям.

12.Принимает сочувствие по отношению к себе от взрослых и сверстников.

13.Умеет переживать неуспех, с оптимизмом реагирует на неудачи.

14.Адекватно реагирует на успех сверстника, разделяет радость других, не завидует, не злится.

15.Умеет противостоять чужому мнению, если не согласен с ним, сказать «Нет!»

16.Адекватно реагирует на замечания, предложения подумать о правильности совершаемых поступков.

17.Принимает помощь от сверстников и взрослых.

18.Сам может предложить помощь и сверстнику, и взрослому.

19.Стремится к активности и самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности.

20.Стремиться к конструктивному общению, сотрудничеству.

21.Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

диагностика личностных особенностей младших школьников методом рисуночных тестов

Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным...

Диагностика устной речи младших школьников

С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик...

Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.

В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...

«Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство»

Цель: изучение сформированности навыков и умений.Форма: предметный.Вид: тематический.Методы контроля: изучение документации....

Пакет диагностик по духовно-нравственному развитию школьников

Методические материалы по диагностике результативности программы духовно-нравственного развития и воспитания  школьников МБОУ «СОКШ №4»....