Организация коррекционной работы по развитию зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики на бинарном уроке."Диффренциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинестетически
методическая разработка по теме
В данной методической разработке предоставленно описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарном занятии по развитию зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики рук. На занятии по дифференциации оптически и кинестетически сходных строчных букв п-т используется лепка из солёного теста элементов букв, далее из элементов" собираются" буквы. Обучающиеся обращают внимание на то из каких элементов состоят буквы, какое количество элементов в каждой букве, как расположены элементы в плоскости( влево, вправо, вверх, вниз) Такой вид работы развивает у детей внимание, зрительно-пространственную ориентировку, развивает мелкую моторику, позволяет творчески подойти к выполнению задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_p-t_2.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция оптической дисграфии. Дифференциация строчных букв п - т в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.»
Темы:
Логопедическая: дифференциация оптически и кинетически схожих строчных букв п - т в словах, предложениях, тексте.
Дефектологическая: развитие зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики руки.
Грамматическая: 1) согласные звуки и буквы;
2) употребление единственного и множественного числа имён существительных;
Лексическая: весна.
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.
Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщений, системное устранение оптической дисграфии.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение различать строчные оптически схожие буквы п - т;
-формировать умение конструировать и реконструировать буквы п – т (из солёного теста);
-закреплять умение определять единственное и множественное число имён существительных;
Коррекционные:
-развивать фонематический анализ и синтез;
-развивать зрительную память, зрительно-пространственную ориентировку (в окружающем пространстве и на плоскости);
Воспитательные:
-развивать самостоятельность, аккуратность;
-развивать умение планировать свою деятельность;
-воспитывать чувство товарищества (работа в парах);
-формировать положительное отношение к знаниям, процессу учения;
Ожидаемый результат занятия: совершенствование навыка различения оптически сходных букв п – т на письме.
Личностные УУД: формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к изучаемому материалу, формирование стремления к знанию.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формировать умение определять цели и задачи занятия, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, определять последовательность своих действий при работе, предвосхищение результата и уровня усвоения материала.
Коммуникативные УУД: развивать умение связно излагать свои мысли, развивать умение сотрудничать в паре, грамотно отвечать на вопросы, формулировать, анализировать высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, развивать умение поиска и выделения информации, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждений, развивать умение интегрировать информацию в имеющийся запас знаний и умение применять их с учётом решаемой задачи.
Предметные: формировать умение различать оптически сходные строчные буквы п – т на письме в словах.
Межпредметные: сформированные УУД у обучающихся находят применение на уроках русского языка, литературы, окружающего мира, математики, технологии. Используемые технологии: развивающее обучение, работа в группе (в парах), технология интерактивного обучения.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Будьте очень внимательны и вы сами определите тему нашего сегодняшнего занятия!
II. Вводная часть.
Логопед: я буду загадывать загадки, вам нужно их отгадать.
У безногой табуретки
Раньше были ствол и ветки.
(пень)
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день.
Стоит солнышку зайти, как её вам не найти.
(тень)
III. Основная часть.
Логопед: ребята, посмотрите на слова пень – тень, что вы заметили в написании этих слов? Чем они отличаются?
Дети: эти слова отличаются одной, первой буквой.
Логопед:верно. Эти слова отличаются одной буквой. Такие слова называются метаграммы. Обратите внимание на буквы п – т, найдите сходство и различие.
Дети: у буквы п- два элемента, у буквы т – три элемента.
Логопед: на букву т ты посмотри, сколько «ножек», ровно три, три элемента, цифра три начинается с буквы т, а у буквы п –пара «ножек» , два элемента, причём первый элемент – наклонная вертикальная палочка и последний элемент похожи. Поэтому бывают ошибки в написании этих букв.
Вы догадались, какая тема нашего занятия?
Дети: различение на письме букв п – т.
Логопед: правильно. Тема нашего занятия различение на письме строчных букв п – т.
IV. Конструирование букв. (Физкульт. минутка)
Логопед: встаньте около своих парт
- возьмите в руку карандаш и напишите в воздухе букву п, затем букву т;
- теперь кончиком носа напишем букву п, затем букву т;
- теперь работаем в парах: друг другу поочереди напишите на спине буквы п и т, отгадайте какую букву вам написал товарищ.
V. Работа с солёным тестом, направленная на развитие графомоторных навыков, зрительно - пространственной ориентации, ориентации на плоскости (листе бумаги).
Логопед: следующий этап занятия проведёт Татьяна Алексеевна.
VI. Практическая работа (тренировочные упражнения)
Логопед: открыли тетради, написали сегодняшнюю дату.
- Послушайте, я назову цифру, а вам нужно написать букву п или т, помните про количество элементов в буквах.
3 2 2 3 3 3 2 2 3
Посчитайте количество букв п и т ( п – 4, т – 5), проверьте себя ( эл.доска)
- Вам раздали задание. Нужно списать слова, вместо палочек соответственно вставляя букву п или т.
ве /// ка
а //рель
мар ///
///юль//ан
лас ///очка
с///риж
Проверьте себя (эл.доска)
- Спишите слова в тетрадь. Вместо цифр напишите буквы п или т
ка2ель
о33е2ель
2ро3алина
3рель
2одснежник
Логопед: проверьте себя (эл.доска)
Все ли слова вам понятны?
- Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.
- Подснежники – первые весенние цветы, которые появляются из-под снега. Их ещё называют первоцветы, это слова синонимы.
- Капель – падение капель воды с сосулек, крыш.
- Оттепель – тёплая погода весной, с таянием снега, льда.
- Трель – красивый, переливчатый, дрожащий звук, птичье пение (соловьиная трель, трель стрижа).
Логопед: как вы думаете, ребята к какому времени года относятся эти слова?
Дети: к весне.
- Вставьте в словосочетания вместо точек буквы п – т
. ё . лая весна
белые . одснежники
чёрные . роталины
. . ичье . ение
Логопед: проверьте себя (эл. доска)
- Прочитайте предложения, вместо звездочки вставьте буквы п или т, спишите предложения в тетрадь.
*ришла весна. На ве*ках набухли *oчки. *риле*ели *ерелё*ные **ицы. С небесной высо*ы льё*ся звонкая *рель с*рижа.
VII. Рефлексия. Выберите соответствующий цветок. Если занятие понравилось – жёлтый, если были затруднения –фиолетовый. Разложите цветы на проталину к буквам из солёного теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР
Статья опубликована в журнале "ЛОГОПЕД" в 2006 году и получила первое место в номинации "Логопедические игры и упражнения"....
Комплекс упражнений, направленных на развитие зрительно-пространственных функций у дошкольников с нарушением интеллекта, как одно из средств коррекции оптической дисграфии.
Разработанный комплекс направлен на развитие зрительно-пространственных функций у детей с нарушением интеллекта...
Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Трудности, с...
Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений "Путешествие в Буквоград" (2 класс)
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....
Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"
*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно – логического мышления....
Дифференциация строчных букв Б-Д по оптическому и кинетическому сходству
Материал открытого урока....
Содержание коррекционной работы и особенности зрительно-пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Специфика оптико-пространственных представлений у детей с ДЦП оказывает влияние на психическую и учебную деятельность детей, что сказывается на формировании устной речи, освоении письма, овл...