Формы взаимодействия специалистов с родителями дошкольников
статья на тему
В статье раскрыты нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayuhanova.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия специалистов с родителями дошкольников
Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и семьи, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и родителей воспитанников.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
В статье 18 Закона Р.Ф. «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
На практике доказано, что достижение максимального коррекционного эффекта ОНР возможно только при активном участии близких ребенку взрослых. Для этого необходимо создать у родителей определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта. Важнейшим способом решения проблемы мы видим в планировании такой совместной деятельности, когда родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Преимущества системного взаимодействия педагогов с родителями многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка;
- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Помощь детям с нарушениями речи заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности в своих силах, обеспечение реальными знаниями, умениями и навыками преодоления речевых нарушений.
Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями речи, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития и воспитания. Из опыта работы с родителями видно, что их интересуют вопросы домашней коррекции, система работы по исправлению речевых нарушений в условиях детского сада, возможность изучения литературы по вопросу, организация общения и обмена информацией между собой.
Родители самостоятельно без помощи логопеда вряд ли смогут правильно организовать процесс воспитания и коррекции речи ребенка в семье.
Цель работы с родителями – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями детей с нарушениями речи, причинами возникновения нарушения, влияние неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка, с практическими методами и приемами коррекции речевых недостатков, а также необходимостью закрепления полученных навыков в повседневной жизни ребенка.
Результатом коррекционно-педагогической работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, владение несложными методами коррекции.
Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:
- информационно-аналитические;
- консультационно-просветительские;
- организационно-практические;
- наглядно-информационные.
Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.
Формы работы:
- составление социального паспорта семьи;
- анкетирование;
- тестирование;
- посещение семьи;
- индивидуальные беседы;
- проведение социологических срезов и др.
Консультационно-просветительские формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.
Формы работы:
- групповые собрания родителей;
- консультации, семинары;
- «круглый стол»;
- педагогический консилиум с участием родителей;
- мастер – класс;
- родительские чтения;
- организация библиотеки.
Организационно-практические формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.
Формы работы:
- тематические развлечения;
- литературные вечера;
- праздник правильной речи;
- фольклорные праздники;
- ярмарки;
- КВН;
- введение речевых традиций;
- вечер вопросов и ответов;
- День открытых дверей;
- логотренинг;
- семейный клуб.
Наглядно – информационные формы организации направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Формы работы:
- визитные карточки логопедических групп;
- речевой уголок;
- экран звукопроизношения;
- открытый просмотр занятий и других видов деятельности;
- видеотека;
- прайс-листы литературы, развивающих игрушек и т.д.;
- папки с консультациями специалистов;
- памятки для родителей;
- библиотека игр и упражнений;
- периодические издания;
- групповые газеты (информация специалистов);
- тематические речевые газеты (совместно с детьми);
- информационные стенды;
- выставки детских работ;
- фотовыставки.
Все формы работы условно можно подразделить:
- по форме организации (индивидуальные и групповые);
- по характеру передачи информации (словесные и наглядные);
- по содержанию передаваемой информации (тематические и проблемные).
Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.
Такое сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формы взаимодействия школы с родителями"
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат восп...
Статья "Инновационные формы взаимодействия школы и родителей"
Как часто можно слышать от учителей: «Зачем мне родители? Только настроение портят! Да и попросить ни о чем нельзя — или перепутают что-нибудь, или забудут! Самой проще сделать!» А родители? Ведь и ...
Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся.
Методические разработки при работе с родителями....
«Формы взаимодействия педагогов и родителей»
Выступление на ШМО кл. руководителей ....
Выступление на тему:"Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"
Выступление на тему: "Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"...
Формы взаимодействия педагогов с родителями по развитию речи дошкольников
В презентации представлены современные и эффективные формы взаимодействия с родителями для привлечения их интереса к развитию речи детей...