Конспект урока ПТО столярное дело в 7 классе
план-конспект урока (7 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Шиповые столярные соединения в 7 классе.

Цель:

1. Познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины.

2. Совершенствовать навыки работы с разметочным и ручным инструментом.

3. Способствовать развитию мышления и эстетического воспитания учащихся.

Тип урока: комбинированный

(освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного материала).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Оборудование и материалы: столярные верстаки, заготовки, долото, стамеска, измерительные инструменты, напильник, киянка, шлифовальная шкурка, таблицы соединений.

Ход урока:

  1. Организационный – подготовительная часть

Приветствие учителя, контроль посещаемости, сообщение темы и целей урока.

  1. Теоретическая часть.
  1. Актуализация изученного материала.

- На прошлых занятиях мы познакомились с правилами заточки ножей строгального инструмента. Давайте вспомним основные этапы.

- Назовите и покажите основные элементы ножа рубанка (передняя и задняя грани, фаска, лезвие, угол заточки).

- Что называют доводкой и правкой лезвия?

- Как можно проверить угол заточки ножа?

- В какой последовательности затачивают и правят нож рубанка?

- Как при заточке можно контролировать качество работы?

- По каким признакам можно определить, хорошо ли заточен нож?

- Назовите правила безопасной работы при заточке ножа.

  1. Сообщение нового материала (свой рассказ сопровождаю показом этапов работы).

а) Основные виды столярных соединений.

Вы уже знакомы с двумя видами соединений деталей изделий из древесины. Назовите их (разъёмные и неразъёмные, на гвоздях и шурупах). На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности. (Вывешиваю таблицу соединения).

В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.

Шип – выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки.

Гнездо – отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.

Проушина – гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трёх сторон.

(Таблица столярных шиповых соединений)

Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей (до 40 мм – одинарным шипом, от 40 до 80 мм – двойным или тройным, свыше 80 мм – тройным многократным).

б) Разметка и запиливание шипов и проушин.

- для получения шипов и проушин заготовку надо разметить в продольном и поперечном направлениях. (Таблица с разметкой шипового соединения).

Разметка идёт с обеих сторон заготовки. На такой части, которую надо удалить, делают пометку (Х). сначала ведут поперечную разметку – размечают длину шипа от базового торца. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями. Измерив толщину заготовки, рассчитываем ширину шипа (проушины). У нас она составляет третью часть от толщины заготовки. Размечаем её рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями. После разметки шипы и проушины запиливают, используют пилу с мелким зубом.

  1. Пропил ведут рядом с долевой разметочной линией по удаляемой

части, не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание древесины («щечек») для получения шипа.

На производстве шипы и проушины получают на шипорезном станке.

с) Долбление проушин и гнёзд.

Долбление является обработкой древесины при возвратно-поступательном движении резца в вертикальном направлении.

Проушины и гнёзда получают с помощью долот и стамесок. Долбят на подкладной доске. (Показываю процесс долбления древесины).

На производстве механическое долбление древесины проводят на цепно-долбёжных станках.

д) Сборка шипового соединения.

Для сборки полученные шипы и проушины подгоняют до необходимого размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при посильном ударе киянкой или нажатии рукой.

Подогнав соединение, его разбирают (разъединяют для склеивания). Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают струбцинами и выдерживают до 24 часов.

После освобождения от сжатия застрагивают. Чтобы убрать неровности на стыках.

На производстве шиповые соединения собирают сборщики из древесины.

  1. Практическая часть.

перед вами в лотках верстаков лежат бруски, из которых вы сегодня выполните шиповое соединение. Перед началом работ запомните правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать во избежание травм. (Провожу инструктаж по технике безопасности при пилении и долблении древесины).

- Приступаем к работе.

Во время работы провожу текущий инструктаж. Для закрепления материала вопросы по каждой операции.

а) Проведение разметочных операций шипа и проушины.

  • Отмечаем длину шипа и проушины.

Как узнать длину (по размерам ширины брусков)

  • Замеряем толщину бруска и делим её на 3, для получения ширины шипа и проушины.

б) Запиливание шипов и спиливание «щёчек»

- При запиле линии разметки должны оставаться целыми на оставляемой части заготовки. (Контроль за соблюдением правил техники безопасности, за правильностью выполнения, помощь отстающим учащимся Ответы на возникающие вопросы в процессе работы.).

с) Долбление проушин.

- Кто уже выполнил запилы, закрепляйте на верстаках подкладные доски и заготовки с запиленными проушинами, и производите долбление.

(Обязательно указывать на ошибки учащихся при проведении операции долбление).

д) Контроль выполняемой операции.

- Проверьте соответствие размеров шипов и проушин с помощью измерительных инструментов. Какие лучше использовать? (Металлическая линейка, кронциркуль, штангенциркуль).

е) Подгонка и сборка шипового соединения.

- С помощью стамески или напильника подгоните шипы и проушины до их плотного соединения.

- Обязательно соблюдайте прямолинейность деталей.

(Контроль соблюдения правил безопасной работы при использовании стамески).

- Проверьте плотность соединения.

- Как это правильно сделать?

(Лёгкое постукивание киянкой или нажим рукой)

ж) Склейка соединения.

(Прохожу и проверяю соединение у всех учащихся, при необходимости указываю на недостатки, помогаю исправить).

– У кого уже соединение подогнано достаточно плотно, приготовьте подкладные доски для сжатия в струбцинах.

- При склеивании не забывайте смазывать клеем обе детали соединения, не допускайте потёков клея, иначе потом будет тяжело его счищать. (Учащиеся помогают друг другу при сжатии соединения в струбцинах).

- Так как клей должен высохнуть, мы отложим застрагивание кромок до следующего урока. Сейчас убираем рабочие места и инструменты.

  1. Итоговая часть

– Оценка результатов работы учащихся. Отметить наиболее лучшие работы. Разбор ошибок и анализ причин, их вызывающих.

- Установка на следующий урок:

На следующем уроке мы проведём застрагивание и шлифовку изделий.

- Урок окончен. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по столярному делу в 7 классе "Изготовление столярной киянки"

Цель урока: изготовить столярную киянку.                     ЗадачиОбразовательные:учить школьн...

План- конспект урока по столярному делу для 7 класса. Учебник Б.А.Журавлёв. "Столярное дело" 7-8 класс

План урокаПо предмету: Столярное дело в  VII  классеНа «___»  ______________  20_____   годаТема раздела:   Непрозрачная отделка столярных изделий.Т...

План-конспект урока по столярному делу в 6 классе. Тема: «Разметочный инструмент в столярном деле»

Получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Изготовление разметочного инструмента”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое ...