Социальный проект "Мы вместе"
проект на тему
Социальный проект «Мы вместе» реализуется в рамках работы Детского общественного объединения, имеет социальную направленность и ориентирован на развитие социальной активности детей и подростков с диагнозом умственная отсталость через создание оптимальной среды для их личностного роста, саморазвития и общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_vmeste.docx | 528.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная школа № 8»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«МЫ ВМЕСТЕ»
АВТОР И РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
ЖЕЛИНА Ю.В.
г. Арзамас, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | с.3 |
2. | Научно – методическая концепция обоснования актуальности проекта | |
3. | Содержание и основные направления деятельности проекта | |
4. | План реализации проекта | |
5. | Ресурсное обеспечение проекта | |
6. | Критерии оценки результативности проекта | |
7. | Показатели результативности проекта | |
8. | Литература | |
9. | Приложение |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта.
Современные экологические и социально - экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с диагнозом – умственная отсталость. Такие дети нуждаются в комплексной медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации.
Отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из социально - культурного образовательного пространства, нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Искажаются взаимоотношения с родителями, так как взрослый носитель культуры не может или не знает, каким образом передать умственно отсталому ребенку социальный опыт, которым его нормально развивающийся сверстник овладевает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специальных средств и методов, обучения.
Данная ситуация диктует потребность организации в коррекционных образовательных учреждениях системы социальной реабилитации через общение, развитие коммуникативных навыков, повышение социально-психологической компетентности учащихся и развитие их способности взаимодействовать с окружающими, взрослыми и сверстниками. Также крайне необходимо формирование у детей адекватных способов реагирования в ситуациях общения с другими людьми, познание ими своих сильных и слабых сторон, расширение представлений о собственной значимости, ценности.
Высокий потенциал в повышении социальной активности детей и подростков с умственной отсталостью имеют детские общественные объединения, функционирующие на базе коррекционных школ. Наиболее актуальным подходом к развитию социальной активности данной категории детей и подростков является социальное проектирование - социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность учащегося. Именно такой вид деятельности способствует нравственным, мировоззренческим идеям стать личным достоянием и приобретением подростка в рамках дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся с умственной отсталостью значимость своей деятельности, откроет новые возможности социализации, повысит уровень их жизненных компетенций.
В ходе социального проектирования сформируются те значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе всего образовательного процесса. Очевидные преимущества работы над социальным проектом в детских общественных объединениях: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, повышение знаний, сознательная индивидуальная и групповая дисциплинированность.
Социальный проект «Мы вместе» реализуется в рамках работы Детского общественного объединения «Звёздная страна» с 01.10.2015 г. – 25.12.15г., имеет социальную направленность и ориентирован на развитие социальной активности детей и подростков с диагнозом умственная отсталость через создание оптимальной среды для их личностного роста, саморазвития и общения.
Участники проекта:
1.Руководитель проекта: председатель ДОО «Звёздная страна» Желина Ю.В.
2. Проектная группа: заместитель директора по ВР Лезина Т.В., педагог – психолог Мишина Е.В., педагоги – кураторы ДОО «Звёздная страна» - Труфакина С.С., Матросова Т.С., Маслова С.М., Грачёва Т.П., Сивогривов Е.Ф., Щелканов Л.В.
3. Партнёры проекта: студенты – волонтёры Психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, МБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Арзамас Нижегородской области», Арзамасский историко – художественный музей.
4. Участники ДОО «Звёздная страна» - ученический актив 5-10 классов.
Цели проекта:
- Стимулирование социально - значимой активности участников Детского общественного объединения «Звёздная страна» в образовательном пространстве школы и города.
- Создание благоприятных, организационных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого участника Детского общественного объединения «Звёздная страна» в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.
Задачи:
- Способствовать созданию положительного имиджа Детского общественного объединения «Звёздная страна».
- Повысить привлекательность Детского общественного объединения «Звёздная страна» для участников образовательного процесса и социальных партнёров школы.
- Разработать символику Детского общественного объединения «Звёздная страна».
- Реализовать творческий потенциал личности каждого участника Детского общественного объединения «Звёздная страна» с учётом его психофизических возможностей и особенностей здоровья.
- Развивать навыки и способы конструктивного общения участников Детского общественного объединения со сверстниками и взрослыми.
НАУЧНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми и подростками с диагнозом – умственная отсталость.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые регулируют их поведение, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования социальной активности.
Многоаспектность: сочетание различных направлений социальной проектирования, где ведущими аспектами являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический компоненты.
Легитимность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка в области социальной безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство: консолидация и равноправие возможностей, заявленных социальных групп, общественных и партнёрских организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного взаимодействия всех участников социального проектирования, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников проекта.
Саморазвитие: уровень самодостаточности представленных проектных направлений, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать его к изменениям в обществе.
Гуманность: система личностных установок участников проектной деятельности по отношению ко всему живому, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании человека переживаниями и состраданием.
ГЛОССАРИЙ ПРОЕКТА.
Детское общественное объединение — объединение, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение, с одной стороны, и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение, и орган ученического самоуправления. Это сообщество молодых граждан, объединенных не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а так же совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.
Жизненные компетентности - это профессиональные навыки, образованность, инициативность, общественность, патриотизм, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, ответственность за принятые решения, уважение к мнению других людей, взаимоотношения, правовые навыки, навыки поведения, безопасности, опыт самореализации, саморазвития, адаптированность в современном мире.
Культурно-образовательное пространство - пространство, в котором культивируется личностный и профессиональный рост участников образовательного процесса: управленческих кадров, педагогов, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.
Социальная активность - деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; морально-волевое качество личности.
Социальная реабилитация - это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Социальное проектирование рассматривается как перспективная технология использования на практике социологических знаний в деле решения социальных проблем. Это процесс конструирования желаемых состояний будущего. В педагогической деятельности осуществляется процесс обучения социальному проектированию с целью развития социальной активности детей.
Социальное пространство – многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально связанных между собой.
Социальный опыт - опыт, приобретенный субъектом в собственной деятельности по решению социально и социокультурно значимых задач.
Социальный проект - это модель предлагаемых учащимися изменений в ближайшем социальном окружении.
Социум - группа людей, объединённых по каким-либо признакам (профессиональным, культурным и т. п.).
Умственная отсталость - врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап Организационно - диагностический | Целеполагание. Планирование. Поиск, изучение эффективных технологий работы. | сентябрь 2015 года | Желина Ю.В. Мишина Е.В. Лезина Т.В. |
II этап Практический | Осуществление проектных действий. | 1 октября- 25 декабря 2015 года | Желина Ю.В. Труфакина С.С. Маслова С.М. Грачёва Т.П. Матросова Т.С. Сивогривов Е.Ф. Щелканов Л.В. |
III этап Рефлексивный | Оценка результативности и общей эффективности проектной деятельности. | декабрь 2015 года | Желина Ю.В. Мишина Е.В. |
IV этап Презентационно - обобщающий | Подведение общих итогов реализации проектной деятельности. Оформление отчетной документации. Презентация проекта в школьном сообществе. | январь 2016 года | Желина Ю.В. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
В ходе реализации социального проекта «Мы вместе» планируется достижение следующих результатов:
- Формирование информационного поля для создания положительного имиджа Детского общественного объединения «Звёздная страна».
- Повышение уровня привлекательности Детского общественного объединения «Звёздная страна» для участников образовательного процесса и социальных партнёров школы.
- Разработка символики Детского общественного объединения «Звёздная страна».
- Реализация творческого потенциала участников Детского общественного объединения «Звёздная страна» по средствам заявленных проектных направлений.
- Развитие необходимых навыков и способ конструктивного общения участников Детского общественного объединения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
- Рост социальной активности и жизненных компетенций учащихся.
- http://edumurom.ru/spservice/spsproect/социальный-проект-«мы-вместе»
- http://pandia.ru/text/77/178/27295.php
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/21/proekt-my-vmeste
- http://podugaschool.ru/index.php/deyatelnost/shkola-segodnya/meropriyati-dlya-shkolnikov/484-sotsialnyj-proekt-my-vmeste
- http://nsportal.ru/site/gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obshcheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obshcheobrazovatelna-0 (цель и задачи, активность)
- http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news7680.html (принципы)
- http://school13spb.ru/attachments/article/116/Проект%20ОЭР.pdf (пр
2.НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ПРОЕКТА.
Актуальность исследования проблемы социальной активности подростков обусловлена процессами демократизации общества, возрастания роли человеческого фактора во всех сферах общественного устройства, требованиями времени к практике социального воспитания.
В педагогическом словаре социальная активность определяется, как деятельностное отношение человека, реализуемое в виде социально полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Как общественное свойство личности социальная активность развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения и может иметь различную степень проявления. [7] Рассмотрев точки зрения отечественных педагогов и психологов: Т.А Васильковой, Ю.В. Василькова, Волохова А.В., Л.В. Мардахаев, А.Г. Кирпичника, И.М. Соловьева на проблему формирования социальной активности, можно констатировать, что определяющей чертой социальной активности человека является формирование в себе необходимых социальных качеств: индивидуальности, ответственности, активности, самоконтроля, самоанализа, самообладания, целеустремленности [10].
Потребность подрастающего поколения, в том числе и детей с умственной отсталостью, в усвоении и использовании социального опыта в меняющихся, актуальных условиях является ключевым основанием для социальной активности. Но если у подростков в норме это присвоение опыта происходит спонтанно, стихийно, то у лиц с умственной отсталостью процесс освоения социальной активностью сильно осложнен ввиду органического поражения участков коры головного мозга. Многие исследователи отмечают импульсивность реакции, как характерную черту любого из видов деятельности умственно отсталого ребенка.[3] Поэтому для наиболее успешного усвоения знаний, умений и навыков социальной активности умственно отсталым детям необходимо большее количество времени, повторов, положительно подкрепленного практического опыта.
Одна из главных задач коррекционной педагогики сегодня – привлечь детей и подростков данной категории к социально значимой деятельности, позволяющей развить у них социальную инициативу, а также создать условия для самостоятельного включения в жизнь общества, действовать на основании постоянного творческого поиска.
В настоящее время существует множество современных форм и методов формирования и контроля социальной активности детей и подростков внутри образовательных организаций. Педагоги – организаторы И.Р. Сорокина, И.В. Новикова, С.А. Демидова выделяют метод социального проектирования в рамках функционирования Детских общественных организаций. По их мнению, побудителями к деятельности подростка с умственной отсталостью выступают его интересы, которые могут быть удовлетворены и реализованы посредством их включения в работу Детского общественного объединения.[11] Исследования А.Г. Кирпичника, Н.Ф. Басова, В.М Басовой в области социальной педагогики подтвердили стремление подростков получить в Детском общественном объединении возможность заняться интересными видами и формами занятий. [6]
Подводя итог, можно сделать вывод, что формирование социальной активности у детей и подростков с умственной отсталостью осуществляется только в процессе включения их в деятельность и при соблюдении определенных условий. Способность детских общественных объединений обеспечить сочетание интересной деятельности с деятельностью, характеризующейся общественно значимым смыслом, является существенным потенциалом для реализации и развития социальной активности у умственно отсталых детей и подростков.
3.СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.
Социальный проект «Мы вместе» направлен на развитие адаптивных качеств детей с диагнозом умственная отсталость через расширение их коммуникативного пространства, личностного развития и общения. Одним из вариантов решения проблемы низкого уровня социальной активности данной категории детей и подростков можно считать организацию добровольческого движения волонтеров, привлечение студентов педагогических вузов к регулярной совместной деятельности. В реализации проекта задействованы студенты – волонтёры Психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Для достижения заявленных целей и задач проектную деятельность курировали педагоги – кураторы Детского общественного объединения «Звёздная страна». Каждый педагог реализовал работу шести ученических комитетов: учёбы, профориентации и труда, информации, спорта, здоровья и безопасности, досуга и культуры. Координировал работу проектной группы председатель Детского общественного объединения «Звёздная страна». Мониторинг итоговых результатов провёл педагог – психолог. Контроль за общей организацией проектной деятельности осуществлял заместитель директора по ВР.
Помощь в реализации проектных мероприятий оказали социальные партнёры МКОУ КШ № 8: МБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Арзамас Нижегородской области», Арзамасский историко – художественный музей.
Все представленные участники проекта вместе: учились, трудились, отдыхали, занимались спортом, пропагандировали здоровый образ жизни. Основу социального проекта «Мы вместе» составляют мероприятия социальной направленности: тренинги, акции, рейды, конкурсы, концерты, спортивные соревнования, экскурсии. Все они выстроены с учётом уровня подготовки и общего развития умственно отсталых школьников.
4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЫ ВМЕСТЕ»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | ||||
Организационно-диагностический этап | |||||||
1. | Создание проектной группы педагогов. | Сентябрь | Лезина Т.В. | ||||
2. | Сбор информации Целеполагание. Изучение эффективных технологий работы. Разработка плана реализации проектной деятельности. | Сентябрь | Желина Ю.В. Проектная группа | ||||
3. | Поиск и привлечение партнёрских организаций. | Сентябрь | Желина Ю.В. Мишина Е.В. | ||||
Практический этап, реализуется по направлениям: | |||||||
Вместе учимся! | Вместе ведём здоровый образ жизни! | Вместе занимаемся спортом! | Вместе отдыхаем! | Вместе трудимся! | |||
1.Занятие – тренинг «Давайте познакомимся». 2.Рейд «Минутка – не шутка». 3.Операция «Сменная обувь». | 1. Конкурс рисунков по ПДД «Нам на улице не страшно». 2. Викторина «Безопасный город». | 1. День здоровья. Посещение МБУ ФОК «Звёздный». | 1.Праздничный концерт ко Дню учителя. 2.Конкурс рисунков и поделок ко Дню учителя. | 1.Трудовой десант «Школьный двор – моя страна». | октябрь | Желина Ю.В. Проектная группа | |
1.Разработка символики ДО: эмблема, атрибуты, девиз, песня. Размещение символики на стендах классов - городов и на общем стенде ДО 2.Занятие – тренинг со студентами волонтёрами «Объединяйся!». 3. Экскурсия в Арзамасский историко – художественный музей. | 1.Акция «Всемирный день отказа от курения». | 1. Первенство школы по шашкам. 2. Акция «Спорт вместо наркотиков». | 1.Конкурс рисунков и поделок «Берегите матерей». 3.Акция «Пятёрка для мамы» | 1.Акция милосердия «Рука в руке». Волонтерские рейды к пожилым людям. | ноябрь | Желина Ю.В. Проектная группа Студенты - волонтёры | |
1.Рейд по проверке состояния учебников «Учебнику - жизнь!» 2. Занятие – тренинг со студентами волонтёрами «Я, ты, он, она – вместе «Звёздная страна»!» | 1.Рейды по проверке в столовой соблюдения санитарно - гигиенических требований (чистые руки, уборка столов). 2.Выпуск стенгазеты «Осторожно! Пиротехника!» | 1.Первенство школы по настольному теннису «Ученики против учителей». | 1.Акция «Давайте делать добрые дела». Шефская помощь учащимся, обучающимся на дому. | 1.Рейд по проверке организации дежурства по классам и на этажах школы. | декабрь | Желина Ю.В. Проектная группа Студенты - волонтёры | |
Рефлексивный этап | |||||||
1. | Итоговый мониторинг. | декабрь | Мишина Е.В. Желина Ю.В. | ||||
Презентационно - обобщающий этап | |||||||
1. | Оформление проектных материалов, видеоотчёт, презентация в школьном сообществе. | декабрь | Желина Ю.В. |
ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА.
№ | Название мероприятия | Цель | Дата | Ответственные |
1. | Занятие - тренинг «Давайте познакомимся». | Сплочение детского коллектива участников проекта. | Желина Ю.В. | |
2. | Рейд «Минутка – не шутка!» | Профилактика пропусков и опозданий урочных занятий. | Педагог куратор Труфакина С.С., участники ДОО. | |
3. | Операция «Сменная обувь» | Проверка соблюдения санитарно – гигиенических норм и требований к сменной обуви обучающихся. | Педагог куратор Труфакина С.С., участники ДОО. | |
4. | Конкурс рисунков по ПДД «Нам на улице не страшно». | Реализация творческого потенциала учащихся, повторение и закрепление ПДД. | Педагог куратор Маслова С.М., участники ДОО. | |
5. | Викторина «Безопасный город». | Повторение и закрепление правил безопасного поведения на дорогах города, в транспорте и в общественных местах. | Педагог куратор Маслова С.М., участники ДОО. | |
6. | День здоровья. Посещение МБУ ФОК «Звёздный» | Сохранения и укрепление физического здоровья обучающихся. | Педагог куратор Сивогривов Е.Ф., участники ДОО. | |
7. | Праздничный концерт ко Дню учителя. | Формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий учащихся во внеурочной деятельности. | Педагог куратор Грачёва Т.П., участники ДОО. | |
8. | Конкурс рисунков и поделок ко Дню учителя. | Реализация творческого потенциала учащихся через поиск и развитие внутренних личностных ресурсов школьника. | Педагог куратор Грачёва Т.П., участники ДОО. | |
9. | Трудовой десант «Школьный двор – моя страна». | Благоустройство пришкольной территории | Педагог куратор Матросова Т.С., участники ДОО. | |
10. | Разработка символики ДОО: эмблема, атрибуты, девиз, песня. Размещение символики на стендах классов - городов и на общем стенде ДОО. | Повышение социальной значимости и привлекательности ДОО для учащихся школы и социальных партнёров. | Желина Ю.В. | |
11. | Занятие – тренинг со студентами волонтёрами «Объединяйся!» | Рост социальной активности коллектива участников ДОО. | Желина Ю.В. Мишина Е.В., Студенты– волонтёры. | |
12. | Экскурсия в Арзамасский историко – художественный музей. | Расширение коммуникативного поля коллектива участников ДОО. | Желина Ю.В. | |
13. | Акция «Всемирный день отказа от курения». | Сохранение и укрепление норм здорового и безопасного образа жизни. Профилактика вредных привычек. | Педагог куратор Маслова С.М., участники ДОО. | |
14. | Первенство школы по шашкам. | Реализация творческого потенциала учащихся, проявление социальной активности. | Педагог куратор Сивогривов Е.Ф., участники ДОО. | |
15. | Акция «Спорт вместо наркотиков». | Пропаганда ЗОЖ посредством вовлечения обучающихся в спортивную деятельность. | Педагог куратор Сивогривов Е.Ф., участники ДОО. | |
16. | Конкурс рисунков и поделок «Берегите матерей». | Реализация творческого потенциала учащихся через поиск и развитие внутренних личностных ресурсов школьника. | Педагог куратор Грачёва Т.П., участники ДОО. | |
17. | Акция «Пятёрка для мамы» | Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, рост успеваемости. | Педагог куратор Грачёва Т.П., участники ДОО. | |
18. | Акция милосердия «Рука в руке». Волонтерские рейды к пожилым людям. | Рост социальной активности обучающихся. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям. | Педагог куратор Матросова Т.С., участники ДОО. | |
19. | Рейд по проверке состояния учебников «Учебнику - жизнь!» | |||
20. | Занятие – тренинг со студентами волонтёрами «Я, ты, он, она – вместе «Звёздная страна»!» | |||
21. | Рейды по проверке в столовой соблюдения санитарно - гигиенических требований (чистые руки, уборка столов). | |||
22. | Выпуск стенгазеты «Осторожно! Пиротехника!» | |||
23. | Первенство школы по настольному теннису «Ученики против учителей». | |||
24. | Акция «Давайте делать добрые дела». Шефская помощь учащимся, обучающихся на дому. | |||
25 | Рейд по проверке организации дежурства по классам и на этажах школы. |
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
Кадровое обеспечение | Педагоги МКОУ «Коррекционная школа № 8» Медицинский работник Родители |
Информационное обеспечение | Уголки безопасности Стенды по ОБЖ Памятки и буклеты Информация на сайте |
Методическое обеспечение | Кабинет ОБЖ Методическое обеспечение по ОБЖ Дидактический и раздаточный материал Игротека по ПДД Площадка «Перекресток» |
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
«МЫ ВМЕСТЕ»
Для проведения мониторинга по ОБЖ используется разработанный пакет диагностического инструментария, который включает в себя по 7 вопросов. Параметрами мониторинга уровня сформированности правил безопасного поведения учащихся с умственной отсталостью выступают:
- Правила дорожного движения.
- Правила пожарной безопасности.
- Правила личной безопасности.
- Правила здорового образа жизни.
По результатам педагогической диагностики заполняется связная таблица, которая демонстрирует уровень сформированности знаний, умений и навыков.
- ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы социального воспитания/ Отв. ред. Т.Ф. Яркина. -М. -Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. 168 с.
2. Белоусов С.Н. Этапы развития школьного самоуправления. М.: Работник просвещения, 1930. - 152 с.
3. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика». –М.: КНОРУС, 2010.– с. 20
4. Волохов А.В. Социализация ребенка в деятельности детских организаций (вопросы теории и методики). Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,1999.-270с.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Школа - пресс, 1994. - 416 с.
6. Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф., Басова В.М. Социальная работа в сфере детского движения. (Исследовательская концепция) // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова. 1996. -№1. -с.131-134.
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
8. Краткий словарь по социологии / гл. ред. П. Д. Павленок. –3-е изд. –М.: Инфра-М и Термика, 2012. – с. 47
9. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. –М.: Гардарики, 2005. –С. 58.
10. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов / И. М. Соловьев // Дефектология.— 2012.— № 2.— с.12-14
11. Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в коррекционной школе // Концепт. –2015. –№ 05(май) с.7-10
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ»
Приложение 1
Тесты по ОБЖ
- ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
1.Правила посадки и высадки из общественного транспорта
- только после полной остановки транспортного средства, при этом избегать давки и не препятствовать закрытию дверей.
- следует, как можно быстрее не дожидаясь полной остановки транспортного средства;
- следует спокойно, при этом необходимо стремиться быть в первых рядах пассажиров, готовящихся к выходу из транспортного средства;
- Правила дорожного движения предназначены
- для водителей, пассажиров, пешеходов;
- для водителей пассажирского автотранспорта;
- для пешеходов и велосипедистов;
3.Движение пешеходов в соответствии с правилами поведения пешеходов
- следует двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет - по обочине.
- следует двигаться, так как удобно пешеходу;
- следует двигаться, так как удобно для проезда автотранспорта;
4.Переход улицы бегом запрещен
- когда пешеход торопится, перебегая улицу, ему очень трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге;
- при сыром асфальте или во время гололеда можно поскользнуться и упасть на проезжую часть дороги;
- при переходе улицы бегом трудно заметить опасность;
- бегом быстрее можно перейти улицу.
5.Ездить на велосипеде по дороге разрешается с _________ лет. 14
6.Пересекать проезжую часть нужно только по _ пешеходному переходу
7.При переходе улицы сначала нужно посмотреть ___________ налево.
- ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.Действия при возгорании масла на сковороде:
- накрою крышкой;
- залью водой;
- буду дуть;
- накрою полотенцем;
2.Игра со спичками:
- может привести к пожару;
- сейчас используем дома электрические зажигалки;
- можно, если осторожно играть;
- сера попадет на руку, будет больно;
3.Приборы, оставленные без присмотра:
- могут привести к возгоранию в доме;
- могут привести к сгоранию предохранителей;
- могут привести к нехватке напряжения в сети;
4.Действие при ликвидации очага горения:
- следует сообщить в пожарную службу по телефону 01;
- позвоню друзьям, спрошу, что делать;
- следует громко кричать;
- убежать;
5.Правила выхода из задымленного помещения:
- пригнувшись, прикрыв рот платком;
- двигаться, придерживаясь внешней стены здания;
- можно спрятаться, ведь будут искать;
- бегом, быстрее получится покинуть горящее помещение.
6.Включение в одну розетку несколько мощных потребителей энергии:
- может привести к замыканию и возгоранию в связи с перегрузкой в сети;
- может привести к недостаточности на всех напряжения;
- может привести к взрыву;
- выглядит некрасиво.
7.Порядок включения электроприбора в сеть:
- следует сначала шнур подключить к прибору, а затем в сеть;
- следует сначала шнур подключить к сети, а затем к прибору;
- следует подключать в любом порядке в зависимости от прибора;
- таких правил не существует
- ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.Номера телефонов службы системы обеспечения безопасности
1. Скорая помощь
2. Полиция
3. Пожарная часть
4. Служба газа
2.Действия при звонке в дверь:
- спрошу: «Кто там?» и посмотрю в дверной глазок;
- открою, ведь кто-то пришел;
- придвину к двери что-нибудь тяжелое;
- спрячусь в шкаф и притаюсь;
3.Последовательность действий, если разбился градусник:
- надеть резиновые перчатки;
- собрать на бумагу при помощи резиновой груши в стеклянную банку с холодной водой, плотно закрыть закручивающейся крышкой;
- откройте окна и проветрите помещение;
- обработать место мыльным раствором
- банку необходимо передать специалистам службы «01»;
4.Последовательность действий при запахе газа:
- проверить, закрыт ли конфорочный кран;
- открыть форточку;
- выйти из помещения;
- При запахе газа нельзя ни в коем случае нельзя включать ______свет
- Угарный газ может вызвать _____________ отравление.
5.Последовательность безопасности при уходе из дома:
- проверю, выключены ли электроприборы, свет, газ, вода;
- закрою форточки.
- оставлю родителям записку
- закрою входную дверь;
6.Хвастовство перед сверстниками дорогими вещами, количеством денег может закончиться:
- могут залезть воры;
- эта информация может быть использована с целью ограбления;
- хвастаться нехорошо.
7.Кошка или собака ест. Можно ли подходить к ней в этот момент:
- подходить к ним в этот момент нельзя;
- подходить можно, чтобы понаблюдать за ней;
- подходить можно, чтобы добавить ей пищи.
- ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.Вещества, которые могут вызвать отравление организма:
- лекарства;
- просроченные продукты;
- пестициды;
- фрукты и овощи.
2.Болезни, которые могут передаться от животных человеку?
а) лишай, чесотка, бешенство;
б) никакие;
в) ОРЗ, ангина, краснуха.
3.Сон необходимо регулировать по времени, ложиться спать
- в 21. 00.
- в 22. 00.
- в 23. 00.
4.Польза от двигательной активности
- позволяет человеку поддерживать хорошую физическую форму тела;
- улучшает сон;
- снимает умственную перегрузку.
5.Органы человека страдают при курении?
- гортань, бронхи, легкие;
- сердце и кровеносные сосуды;
- никакие органы не страдают.
6.Здоровый образ жизни
- рациональное питание;
- закаливание;
- двигательная активность;
- игры на воздухе.
7.Составляющие здорового образа жизни
- правильное питание;
- отсутствие вредных привычек;
- двигательная активность;
- хорошая успеваемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"
В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...
Социальный проект "Вместе мы - общественное мнение"
Социальный проект, направленный на профилактику аддиктивного поведения (курения) среди несовершеннолетних...
Социально- экономический проект "Вместе мы сделаем больше!"
Проект«Вместе мы сделаем больше!»Руководитель проектаСултанова Раиса ВалеевнаБашкирова Ирина ЕвгеньевнаСветлова Вера АлександровнаРуководитель организацииПрищепа Татьяна ВладимировнаПочтовый адрес,тел...
Экспериментальный социально-развивающий проект по формированию личности воспитанника «Давайте вместе!»
Создание организационно-педагогических условий для совместной работы воспитанников и педагогов в передаче социального и жизненного опыта взрослых - детям....
Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, и...
Социальный проект "Вместе в электронный век"
Данный социальный проект направлен на обучение пенсионеров компьютерной грамотности...