Система упражнений по теме "Звуки и буквы"
учебно-методический материал на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_i_bukvy.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки и буквы.
Познакомьтесь с жителями домика.
РУССКИЙ АЛФАВИТ |
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя |
В алфавите - 33 буквы Гласных - 10 Согласных - 21 Буквы ъ и ь не обозначают звуков - 2 |
Ответьте на вопросы:
Сколько букв в русском алфавите?
Назовите гласные буквы.
Назовите согласные буквы.
Какие буквы обозначают только мягкий звук?
Какие буквы обозначают только твердый звук?
Какие буквы не обозначают звука?
Гласные произносятся с голосом. Воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.
Согласные произносятся с шумом. Воздух, выходящий изо рта встречает преграду: язык, зубы, губы.
Сколько в слове гласных звуков,
столько в слове и слогов.
- Спиши письменными буквами:
на но ну ны ни
Нина Инна Анна они она он оно
Подчеркни гласные буквы красным карандашом.
Поставь в словах ударение.
- Спиши слова. Подчеркни согласные.
Школа, дружба, читайте, ручейки, улица, девочка, муравей, слушайте, птичка, принесла, клетка, комната
- Спиши предложения. Подчеркни гласные.
На другом берегу омута стояла старая
водяная мельница. Стены и толстые столбы были покрыты
зелёными водорослями.
- Спиши текст.
Вот коровник. Тут коровы. Вот и косилка. Иван косит траву.
Подчеркни согласные.
3. Спиши текст.
У нас урок. На стене висит картина. У Коли кисти и краски. Он рисует луну.
Обозначь мягкие согласные.
Спиши слова. Раздели слова на слоги.
Образец: письмо – пись-мо
письмо
рейка
змейка
бальзам
сестра
утка
редис
борьба
Тимофей
помидор
Серёжа
- Спиши, раскрывая скобки.
Образец: (П,п)риток (Д,д)уная – приток Дуная
(Ц,ц)веток (Р,р)омашка (П,п)риток (Д,д)уная
(С,с)ладкая (3,з)емляника (К,к)отёнок (А,а)лёны
(С,с)толица (К,к)иргизии (Б,б)урый (М,м)едведь
(П,п)одруга (Д,д)аши (Ч,ч)ёрное (М,м)оре
- Прочитай. Назови инструменты. Запиши названия инструментов в алфавитном порядке
У меня, как в мастерской,
Всё, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы, и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток, рубанок,
Долото, фуганок.
- Спиши слова. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.
Образец: мыльница
удар мыльница щука Вася
польза моль дедушка Катя
тройной берёзонька лень Саша
слой огонь сон Женя
чаща вальс Семён Даша
- Спиши слова, вставив букву з или с. В скобках запиши проверочные слова.
Образец: автобус - автобусы
расска... автобу... абрико... алма...
сою... уку... термо... надре...
гла... адре... ужа... конкур
- «Реши примеры». Составь слова.
РЫБАК – К = ?
КОСАРЬ – РЬ = ?
ВОДА – А + О + РОСЛИ = ?
- Спиши слова. Поставь ударение.
Образец: карти́на
пальто картина
карман окно
лимон пирог
телевизор портрет
ЗАПОМНИ!
ЖИ – ШИ ПИШИ С И
ЧА – ЩА ПИШИ С А
ЧУ – ЩУ ПИШИ С У
- Спиши, вставляя пропущенные буквы И или Ы.
Образец: вершина
Верш...на, ваш..., выш...ть, заж...м, выш...вка, ж...лой, дюж...на, ш...мпанзе.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы И или Ы.
Образец: дружить
Друж...ть, душ...стый, держ..., еж..., ж...знь, ж...раф, ж...вотные, ж...р, ж...дкий, карандаш..., крыш..., полож...
- Спиши, вставляя пропущенные буквы Я или А.
Образец: куча
Куч..., ч...й, пищ..., ч...сы, смущ...ть, свеч..., щ...вель, ч...с, ч...йник, встреч..., прощ...ние, перч...тки, площ...дь, нет плащ..., ч...йная, рощ..., ч...йка
- Спиши слова, вставив букву. В скобках запиши проверочные слова.
Образец: автобус (автобусы)
Клу…, гри…, улыбк…, наро…, горо…, са..., обе…, зага…ка, впере…
- Спиши. Вставь пропущенную букву. Подчеркни мягкую согласную зеленым цветом, твердую – синим.
Ч..рный, тракт..р, лош..дь, ж..лтый, ..ранж..вый, л..ловый, ф….лет..вый, ш..л, г..лубой, с..лют, ф..мил..я, г..зета.
- Спиши. Подчеркни мягкую согласную зеленым цветом, твердую – синим.
Путешествие, председатель, вагон, телефон, лестница, сирень, директор, завод, сделать, здесь, друг.
- Спиши слова, вставив букву. В скобках запиши проверочные слова.
Образец: рыбка (рыбонька)
Ры…ка, ла…ка, ло…ка, блу…ка, гря…ка, похо…ка, лоша…ка, кро…кА.
- Разбейте слова на слоги, обозначьте ударение.
Образец: водяной – во-дя-но́й
Вода, водяной, голова, головушка, аптека, победа.
- Спишите предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.
На тр…ве еще л..жит р…са. В л…су растут гр…бы.
- Спишите предложения, подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочные слова.
Дети были в л…су. Охотник убил л…су.
- Выпишите из текста однокоренные слова. Поставьте ударение, Подчеркните безударную гласную.
Образец: в лесу́, лесни́к (ле́с)
В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.
- «Реши примеры». Составь слово.
КОРЬ - Ь + САЖА – А= ?
КУБ – Б + В + ШИНА – А + КА= ?
ЛАВА + Н + ДА = ?
ПЛАН – Н + ЗИМА – И = ?
- «Выбери правильный ответ».
Подчеркни в какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:
а) пень, соловьи, метель, морковь;
б) угольки, зверь, коньки, фасоль;
в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.
- Вместо точек подставь буквы и запиши то, что получилось.
. от (к, ж, р, п, ф)
. ара (г, ж, ф, п, р)
. арта (в, б, д, к, с, п)
со . (б, к, м, щ, р)
сто . (л, г, ж, н, т)
поро . (г, х, с, б, ф)
- Вставь пропущенную букву.
з | в | о | д | |
г | о | р | д | |
п | р | у | д |
Составь предложения с этими словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по теме: "Уравнения и системы уравнений".
В данном пособии предложена система упражнений с решениями по теме : "Уравнения и системы уравнений" для учащихся старшей школы....
Методическое пособие: " Система упражнений. Неравенства и системы неравенств".
В данном пособии предложена система упражнений с решениями по теме: "Неравенства и системы неравенств" для учащихся 10-11 классов....
Упражнения на чтение гласных букв
Очень важно научиться правильно читать на английском языке. Особую сложность в чтении представляют гласные буквы. Попробуем потренироваться в их правильном прочтении....
Формирование иноязычного мышления системой принципов оптимизации технологии "Развития критического мышления" (авторская разработка с примером системы упражнений)
Из опыта преподавания. Систематическое применение этих принципов на практике позволяет перевести преподавание английского языка на более углублённый уровень, который перестаёт вызывать трудности у уча...
Комплекс упражнений по коррекции пропуска букв и слогов в словах.
Система упражнений поможет скорректировать ошибки на письме. Многие упражнения и задания могут взять в работу учителя начальных классов, а также заинтересованные родители....
Тренировочные упражнения по дифференциации гласных букв для обучающихся с ОВЗ (2-3 класс)
Из многолетнего опыта логопедической работы постоянно наблюдаю за трудностями обозначения мягких согласных гласными 2 ряда у обучающихся с ОВЗ, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Эт...
Графическое упражнение "Найди и раскрась буквы"
С помощью даного упражнения закрепляем у дете графические образы изученных букв. Источник https://vk.com/obuchajka...